МААМ-картинки

Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Анна Фомина
Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дети с нарушениями речи составляют особую категорию детей с особыми предпосылками к обучению грамоте. Сегодня общепризнанным является то, что имеется тесная связь между проявлениями нарушения устной речи и нарушением письменной речи, а именно чтения и письма. Поэтому подготовку к усвоению грамоте детей с речевой патологией нужно проводить начиная с дошкольного возраста и при условии реализации специально разработанной методике [8, с. 34].

Публикация «Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Изучая особенности подготовки к грамотности детей с нарушениями речи, анализируя их ошибки, с которыми они сталкиваются, можно констатировать, что трудности у детей чаще всего являются результатом недоразвития всех компонентов языка, а именно фонетико-фонематической и лексико-грамматической систем. Поэтому можно утверждать, что старшим дошкольникам с ОНР позволит успешно освоить школьную программу именно своевременная подготовка к обучению грамотности. Специальная программа подготовки к обучению грамоте должна быть ориентирована на психическое и соматическое здоровье детей, ликвидацию проблем педагогически неправильных систем, обеспечивающих неправильного развития ребенка [6, с. 56]. Обучение детей по данной программе включает формирование основ грамотности и языка, понятных для ребенка и окружающих его сверстников и взрослых. Таким образом, взрослый создает ситуацию общения, в которой приобретенные навыки и умения закрепляются и развиваться.

Задачами подготовки к усвоению грамотой являются :

– формирование потребности в умении выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;

– уточнение и расширение активного и пассивного словарного запаса детей;

– развитие грамматических навыков (словоизменение и словообразование, структуры предложений);

– уточнить понимание детьми используемых предлогов;

– учить детей понимать смысл читаемого текста, устанавливать явные и неявные причинно-следственные связи, чтобы уметь передавать его содержание по вопросам и самостоятельно;

– заучивание наизусть речевого материала;

– формирование умения у детей использовать в процессе общения, монологической и диалогической форм речи;

– развитие у детей вербальных и невербальных форм общения со взрослыми и сверстниками;

– поощрять интерес детей к литературе, развивать их воображение и творческие способности;

– развитие у детей умения регулировать свою деятельность и поведение с помощью речи;

– развитие умений планировать свою деятельность в речевых высказываниях;

– привитие культуры речи в повседневном общении и на занятиях [7, с. 65].

Проведя теоретический анализ развития детей с ОНР, мы можем выделить основные особенности, которые важно принимать к сведению в ходе подготовки к грамотности :

недостаточная сформированность навыков звукового анализа и синтеза и фонематического восприятия;

– нарушения развития грамматического строя, лексики и связной речи. Недостаточное внимание к морфологическому строению слов, изменения слов и их сочетаний в предложениях;

– нарушение звукопроизношения;

– нарушения развития психических процессов, зрительно-пространственных представлений, мелкой моторики [5, С. 56].

Учитывая вышеописанные особенности, процесс обучения подготовки к грамоте детей с ОНР должен включать:

1. Подготовка руки к письму (занятии по развитию мелкой моторики) :

– развития кинетической и кинестетической основы движения;

– развитие согласованных движений обеих рук;

– развитие динамики кисти руки и движений пальцев;

– развитие зрительно - моторной координации.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха:

– узнавание и дифференциация звуков речи;

– дифференциация одинаковых звуков по силе, высоте и тембру;

– дифференциация слов, близких по звуковой структуре;

– дифференциация слов;

– дифференциация фонем сходных артикуляционных и акустических характеристик;

– навыков звукового анализа и синтеза.

3. Коррекция звукопроизношения:

– развитие речевого дыхания;

– формирование артикуляционной базы (точность движения, плавность, темп, стабильность конечного результата, умения переключаться от одного движения к другому);

– постановка, автоматизация звуков в разных позиционных условиях;

– дифференциации поставленных и автоматизированных звуков; обработка звуков в спонтанной речи в различных видах деятельности [1, с. 45; 2, с. 98].

В ходе коррекционного обучения необходимо решать следующие общие цели :

– формирование у детей готовности к процессу обучения грамоте;

– профилактика дислексии и дисграфии, которые возникают в процессе школьного обучения у школьников имеющих нарушения речи.

Основными направлениями коррекционной работы по подготовке детей к грамоте являются :

– развитие слухового и фонематического восприятия;

– развитие зрительного восприятия и пространственной ориентации;

– развитие графо-моторных навыков;

– формирование звукового анализа и синтеза;

– развитие слоговой структуры слова;

– развитие устной речи.

Следовательно, в процессе подготовке к грамоте детям дошкольного возраста с ОНР необходимо создавать условия для развития не только речевых умений и навыков, но и развивать зрительное восприятие и пространственную ориентировку, так как это будет способствовать предотвращению трудностей, которые могут возникнуть на этапе обучения чтению и письму в школе.

Это обязательный элемент обучения при подготовке детей к грамоте в комплексном взаимодействии всех специалистов в различных видах деятельности ребенка.

При выполнении работ по подготовке дошкольников к обучению грамоте следует обратить внимание на соблюдение технических и гигиенических правил, т. е. правил посадки, положения тетради, держа ручку, координации движений [3, С. 47;4, с. 52].

Таким образом, процесс подготовки к грамоте детей дошкольного возраста с ОНР следует рассматривать не только как средство приобретения первоначальных навыков правильного чтения и грамотного письма, но также как средство формирования речи.

Список литературы:

1. Алексеева, М. М., Яшина, Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. –М. : Издательский центр «Академия», 2000.

2. Ахутина, Т. В. Нарушение письма: диагностика и коррекция / Т. В. Ахутина. – М. : изд. «Просвещение», 2004.

3. Большакова, С. Е. Формируем слоговую структуру слова / С. Е. Большакова. – М. : «ТЦ Сфера», 2006.

4. Елецкая, О. В., Горбачевская, Н. Ю. Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская // Логопед. – 2005. – № 2.

5. Затулина, Г. Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте / Г. Я. Затулина. – М. : «Педагогическое общество России», 2008.

6. Корнев, А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи / А. Н. Корнев. – М. : Айрис-Пресс, 2006 г.

7. Куршева Е. В. Практическое пособие по обучению чтению дошкольников с речевым нарушениями / Е. В. Куршева. – Санкт-Петербург: Феникс, 2010 г.

8. Логопедия. Методическое наследие: Пособие / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М. : ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV : Нарушения письменной речи : Дислексия. Дисграфия.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по обучению грамоте для детей с общим недоразвитием речи «Звуки [Д] и [Д’]» Цель: Правильное произношение и различение звуков Д и Дь. Задачи: 1. Обучать правильному произношению звуков, различать их артикуляцию.

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

Особенности общения детей с общим недоразвитием речи Представим характеристику уровней общего недоразвития речи у детей. Первый уровень общего недоразвития речи – т. е. «безречевые дети». «Безречевых.

Консультация для родителей «Особенности подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР и ФФНР». Уважаемые родители! Вам необходимо знать, что этапу подготовки к обучению грамоте дошкольников с ОНР и ФФНР должна предшествовать определенная.

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи Я работаю в детском саду для детей с нарушениями речи. Для проведения подвижных игр с такими детьми нужен особый подход. Как правило, детишки.

Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Содержание: 1. Целевой раздел…. 4 1.1. Пояснительная записка…. 4 1.2. Цели и задачи программы.

Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Т. С. Смирнова Муниципальное.

Состояние словоизменения глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи В словоизменении глаголов отмечается довольно большое количество ошибок, вследствие этого нарушается синтаксическая связь слов в предложениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 29 марта 2017 в 08:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД