Лучший педагог года

Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей 5–6 лет с ЗПР

НАТАЛЬЯ ЛАСТОЧКИНА
Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей 5–6 лет с ЗПР

Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений рассчитан на

детей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от

нормы, а не симптом психического заболевания,

Грамотное проведение коррекции интелектуального развития

позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются

мышление, внимание, восприятие, память.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет

успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то

удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес

неразделимы.

Публикация «Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей 5–6 лет с ЗПР» размещена в разделах

Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны

быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в

школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание

внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень

важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно,

по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации,

распределения, переключения, устойчивости).

Память. Педагог должен научить ребенка различным формам

пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и

не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек

может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти –

лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для

детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую

деятельность.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – одно из

направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных

свойств в предмете способствует его эффективному опознанию. Восприятие

сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу.

Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения,

счета.

Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5-6 лет находится «в

плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения

предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение

существенных признаков предмета; синтезирование различных признаков в

целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различийомплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений рассчитан на де­тей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от нормы, а не симптом психического забо­левания,[/b]

Грамотное проведение коррекции интеллектуального раз­вития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие, память.

Внимание. Уровень развития внимания во многом оп­ределяет успешность обучения ребенка в школе. Ребе­нок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес не разде­лимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание вни­мания волевым усилием. Поэтому для будущих перво­классников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере разви­тия отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Память. Педагог должен научить ребенка различ­ным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может за­помнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти – лишь при внешнем стимулировании опреде­ленных зон головного мозга. Для детей более естествен­но запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном воз­расте – одно из направлений умственного развития. Бы­строе выделение информативных свойств в предмете спо­собствует его эффективному опознанию. Восприятие со­четается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ре­бенком навыками письма, чтения, счета.

Мышление. Мышление ребенка в возрасте 5-6 лет находится «в плену» его житейского опыта: он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существен­ных признаков предмета; синтезирование различных при­знаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

«Яблоко»

Цель: обучение способности: концентрировать внима­ние; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.

Дидактический материал: три похожих яблока.

Описание игры. Воспитатель: «Когда люди собирают урожай? (Осенью.) А какое сейчас время года? (Осень.) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, за­помнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».

На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого воспитатель перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, воспитатель дарит его ребенку.

«Хлопни в ладоши»

Цель: обучение способности к переключению внимания.

Описание задания. Воспитатель говорит ребенку: «Сей­час я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши». Слова: стол, кни­га, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, сан­ки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, мас­ло, пальто, белка.

«Зачеркни букву»

Цель: обучение способности концентрации, объема, пе­реключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: текс или набор букв с достаточно большим шрифтом. Карандаш.

Описание задания. Ребенку предлагается текст. Воспитатель обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?»

«Портрет»

Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем со­знании.

Дидактический материал: кукла,

Описание задания. Ребенку предлагается кукла. Он дол­жен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.

«Слушай музыку»

Цель: развитие активного внимания.

Дидактический материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.

Описание задания. Воспитатель: «Сегодня у нас будет ин­тересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не за­звучит вновь».

«Ушки на макушке»

Цель: обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать.

Описание задания. В абсолютно тихой комнате попро­сить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать (шум за окном, скрип форточки и т. п.). Ребенок должен перечислить все услышанные звуки.

«Корректурные пробы»

Цель: обучение способности концентрации, объема, пе­реключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: бланк с заданием (рис 1.).

Описание задания. Ребенку предлагается расставить знач­ки, как в образце.

Рис. 1

«Бубен и колокольчик»

Цель: развитие активного внимания, умения соотно­сить свои действия со звучанием инструментов.

Дидактический материал: бубен, колокольчик.

Описание задания. Во время звучания бубна ребенок дол­жен ходить по комнате, во время звучания колокольчика – бегать по ней.

«Бубен, колокольчик, дудочка»

Цель: развитие активного внимания, умения соотно­сить свои действия со звучанием нескольких разных ин­струментов.

Дидактический материал: бубен, колокольчик, дудочка.

Описание задания. Вовремя звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика – бегать по кругу в противоположном на­правлении, а во время звучания дудочки – стоять на месте.

«Пульс»

Цель: обучение способности: концентрировать вни­мание на ощущениях своего тела.

Дидактический материал: секундомер или часы.

Описание задания. Попросить ребенка лечь, закрыть глаза, положить руку на пульс и вслушаться в звуки «внутри себя». Можно попросить ребенка сосчитать количество ударов пульса за 1 мин.

«Узор»

Цель: развитие слухового внимания.

Дидактический материал: тетрадный лист в клеточку, ка­рандаш.

Описание задания. Ребенок под диктовку воспитателя рисует узор.

Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две кле­точки вверх и так до конца строчки.

«Выложи кружочки»

Цель: увеличение объема внимания.

Дидактический материал: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.

Описание задания. Воспитатель выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в тече­ние 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй на­бор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил воспитатель. Повто­рить 2 – 3 раза.

«Погода»

Цель: развитие умения переключать слуховое внима­ние, выполнять действия согласно показанной картинке.

Дидактический материал: картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт.

Описание задания. Воспитатель: «Сейчас ты пойдешь гу­лять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (По­казывает картинку с изображением солнышка.) Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать».Упражнение выполнить 5 – 6 раз.

«Мышка – птичка»

Цель: обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструк­ции.

Описание задания. Воспитатель называет слово «мышка». Ребенок, услышав это слово, должен присесть на корточ­ки. Услышав слово «птичка», ребенок должен встать и помахать руками. Затем взрослый выполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т. е. мешает ребенку правильно выполнять инструкцию. Ребе­нок должен сосредоточиться только на словесной инст­рукции и не обращать внимание на помехи.

«Найди отличия»

Цель: развитие концентрации внимания.

Дидактический материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Описание задания. Воспитатель: «Посмотри на эти две кар­тинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от Друга».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

«Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображе­ниями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, каст­рюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять кар­тинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем кар­тинки переворачивают. Воспитатель показывает на пере­вернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и на­звать предмет, изображенный на ней.

«У оленя дом большой»

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движе­ниями.

У оленя дом большой,

Дети скрещивают руки над го­ловой, изображая крышу.

Он глядит в свое окошко.

Руки перед лицом изображают окно.

Заяц по лесу бежит,

Производят движение руками, как при беге.

В дверь к нему стучит:

Кулачком имитируют стук в дверь.

Стук-стук.

- Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охот­ник.

- Заяц, заяц, забегай!

Лапу подавай!

Вытягивают руки вперед.

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

«Каскад слов»

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания. Воспитатель просит ребенка повто­рять слова. Начинать нужно с одного слова, затем на­звать два. Ребенок должен их повторить в той же пос­ледовательности. Затем воспитатель называет три слова и т. д.

1) огонь;

2) дом, молоко;

3) конь, гриб, игла;

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) крыша, пень, вода, свеча, школа;

6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

10)грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник.

Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.

«Что изменилось?»

Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуа­ции.

Дидактический материал: одна картинка с изображе­нием, например, ванной комнаты. Другая – с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней пере­ставлены и находятся в другом порядке.

Описание задания. Ребенку предлагают рассмотреть пер­вую картинку и запомнить расположение предметов. За­тем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение.

«Спрячь игрушки»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и при­поминания.

Дидактический материал: три игрушки.

Описание задания. Воспитатель просит ребенка спрятать три игрушки. При этом ставит ребенку условие, что на следующий день он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их.

Публикации по теме:

«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях Пособие состоит из маленького фонарика и шёлковой юбочки оранжевого цвета. Юбочка должна быть достаточно длинной для того, чтобы полностью.

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ Коррекционно – развивающая работа проводится по двум блокам: Содержание первого блока направлено на познавательное и речевое развитие в.

Картотека игр и упражнений с мячом для детей дошкольного возраста Игры с мячом развивают у детей координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве, глазомер, помогают в.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Одежда» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Мы собираемся гулять» Лексика: I. Одежда, брюки, рубашка, шорты, платье, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, обувь,.

Картотека развивающих игр и упражнений с популярной игрушкой Pop-it 1. Игра-упражнение «Слуховой диктант по сюжету» Категория: мышление, восприятие. Цель: развитие оптико-пространственной ориентировки, восприятия.

Картотека развивающих игр по ФЭМП в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека развивающих игр по ФЭМП в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки - снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.

Конспект индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми с ОВЗ «Память» Конспект занятий по теме: «Память» Цель занятий: способствовать развитию памяти как одной из важнейших психических особенностей человека.

Сидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Лягушка» для детей среднего возрастаСидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Лягушка» для детей среднего возраста Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, напоминайте ребенку делать по утрам гимнастику. Гимнастика полезна для.

Сидим дома с пользой. Комплекс развивающих упражнений «Веселые ребята» для детей среднего возраста Сидим дома с пользой! Уважаемые родители! В период самоизоляции, напоминайте ребенку делать по утрам гимнастику. Если есть возможность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей 5–6 лет с ЗПР
Опубликовано: 14 марта 2022 в 14:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД