Отчет по самообразованию по теме «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста»

Ирина Чернышова
Отчет по самообразованию по теме «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста»

Работая с детьми раннего возраста, я каждый год замечаю, что у детей, вновь пришедших в детский сад из дома отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Вот поэтому я решила углубленно работать над выявленной проблемой и выбрала тему по самообразованию «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста».

Ранний возраст является для ребёнка очень насыщенным, именно в этот период появляется стремление к самостоятельности. В процессе повседневной работы с детьми я стремлюсь к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки постепенно совершенствовались и это продиктовано не только правилами гигиены, но и нормами человеческих отношений. Стараюсь донести до детей, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим и к самому себе, в частности, ведь уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, красоты и здоровья.

И если на данном этапе не поддержать, не дать и не закрепить определённые навыки самообслуживания, то впоследствии ребёнок не приобретёт такие качества как трудолюбие и аккуратность, бережное отношение к вещам.

Изучив соответствующую данной теме литературу, я составила план работы с детьми и родителями на год, определила цели и задачи.

. Цель моей работы - формирование культурно-гигиенических навыков и самообслуживания в процессе совместной деятельности взрослых и детей.

Во время работы над темой предстояло решить следующие задачи:

-научить детей простейшим навыкам самообслуживания, учить проявлять самостоятельность в действиях,

-учить знать назначение бытовых предметов (ложка, расческа и т. д.) и применять по назначению,

--формировать представление о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур,

-воспитывать желание у детей выглядеть чистым, аккуратным и опрятным,

-повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, путем взаимодействия с воспитателем,

- Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно гигиенических навыков.

-разработать рекомендации и консультации для родителей

Способности детей своей группы я оценила с помощью диагностики.

Результаты диагностики на начальном этапе работы выявили у детей низкий уровень развития навыков самообслуживания. Не все умели одеваться и раздеваться, пить и есть самостоятельно, правильно держать ложку во время еды, не умели мыть руки, лишь играли с водой, обливая себе одежду. У детей не было сформировано умение прибирать игрушки. Особенно беспомощны были дети в адаптационный период.

Для достижения эффективности привития детям культурно-гигиенических навыков свою работу осуществляю в двух формах: индивидуальной (отрабатываются отдельные операции); групповой, где изучение проходит на занятиях и повседневной жизни с использованием различных методов организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок мультфильмов, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

Для работы с детьми я разработала циклы мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков:

- «Учимся одеваться и раздеваться»

- «Мы обедаем»

- «Учимся умываться»

- «Дидактические игры с куклой»

- «Игры-ситуации».

Так как навыки самообслуживания связаны с мелкой моторикой, я сделала подбор игр и упражнений, способствующих развитию мелкой моторики для успешного освоения культурно-гигиенических навыков.

Чтобы сделать работу с детьми более эмоциональной и интересной я оформила альбом потешек и стихотворений на все случаи жизни.

Для индивидуальных занятий с детьми, с целью углубленного изучения материала изготовила лэпбук «Оденем Мишу».

Родители являются главными нашими союзниками, и я, чтобы достичь лучших результатов в своей работе я стала обращаться к непосредственной их помощи. Тесное сотрудничество с родителями является залогом успешной работы по данному вопросу, поэтому в нашей группе используются следующие формы:

-родительское собрание: «Воспитание самообслуживания у детей дома».

-выставка художественной литературы: Л. Воронкова «Маша - растеряша», М. Дружинина «Вежливые слова», А. Барто «Девочка - чумазая», потешки «Колыбельные», «Водичка», «Расти коса».

-индивидуальные рекомендации по воспитанию культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дома.

-папка с консультациями и рекомендациями: «Воспитание КГН у малышей», «Как научить малыша кушать», «Воспитание культуры поведения малышей в семье и ДОУ», «Как научить ребёнка одеваться», «Как одевать ребёнка на прогулку», «Как приучить ребёнка к опрятности и аккуратности», «Моем руки правильно»,

блокнот для родителей «Что делать, если…»

папки-передвижки:

«Культурно-гигиенические навыки»

«Как научить ребенка одеваться»

«Этикет за столом»

«Алгоритмы обучения детей культурно-гигиеническим навыкам»

конкурс «Дидактическое пособие на развитие мелкой моторики» - «Веселые резиночки», «Лучики для солнышка», «Туфельки поссорились», «Смешарики», игры на развитие мелкой моторики по технологии М. Монтессори /рамки с застежками, с кнопками, с молниями, пуговицами, шнурками

Участвовала в ГМО. Выступила с докладом «Роль фольклора в познавательно-речевой активности младших дошкольников».

Для педагогов своего детского сада провела мастер класс «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», на котором поделилась с коллегами своими разработками по данной теме, показала важность работы, апробировала ряд игр и упражнений: пальчиковые игры, игры с прищепками, с сыпучим материалом, с пробками от бутылок, бигудями, карандашами.

На заключительном этапе учебного года провела диагностику по освоению навыков самообслуживания, которая показала высокий уровень. Разнообразие методов и приёмов позволили сформировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Наблюдается позитивная динамика: увеличение количества детей с высоким уровнем освоения навыков самообслуживания. Результаты диагностики подтвердили эффективность проделанной работы.

Собранный материал, проведенная работа с детьми и родителями помогли мне успешно аттестоваться по теме «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста» на высшую категорию.

ВЫВОДЫ. На основании проделанной работы по данному вопросу можно сделать следующие выводы:

-создание предметно – развивающей среды способствовало развитию навыков самообслуживания у детей.

-систематичное использование игр и упражнений на формирование навыков самообслуживания, способствовало развитию самостоятельности.

-взаимодействие педагогов и родителей способствовало повышению интересов родителей к данной проблеме и активному участию их в работе по воспитанию навыков самообслуживания у детей

.

ПЕРСПЕКТИВЫ НА БУДУЩЕЕ. Мы ежегодно набираем вновь прибывших детей, поэтому работа по развитию навыков самообслуживания будет актуальна для нас всегда.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию «Оказание психологической поддержки одаренным детям в условиях ДОУ» Тема проекта по самообразованию: «Организация психолого-педагогического сопровождения в ДОУ, как фактор развития детской одаренности. Оказание.

Отчет по самообразованию «Организация двигательной деятельности детей раннего возраста в режиме дня» Отчет по самообразованию Слайд 1: Тема моего самообразования: «Организация двигательной деятельности детей раннего возраста в режиме дня».

Отчет по самообразованию «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста» Актуальность: Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от стихийных бедствий, от экологических катаклизмов,.

Отчет по самообразованию за 2016–2017 год «Развитие физических качеств детей раннего возраста по средствам подвижных игр» Моей темой по самообразованию является "Развитие физических качеств детей раннего возраста по средствам подвижных игр". Как известно игра.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Архитектура, дома
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Отчет по самообразованию по теме «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста»
Опубликовано: 20 октября 2017 в 21:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стенгазета-поздравление «С днем Матери»
Мама - самое дорогое слово для каждого из нас. И в то же время это самое простое и самое удивительное слово. Скоро праздник наших любимых милых мам. Уже...
«Большая книга сказок о животных жарких стран» (фотоотчёт)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию «Большую книгу сказок о животных жарких стран», в создании которой приняли...
Сценарий отборочного тура муниципального конкурса «Рождественская сказка в музыке»
В прошлом году наш сад принимал гостей - участников отборочного тура муниципального фестиваля-конкурса "Рождественская сказка в музыке". Мне предложили стать...
Мастер-класс Коллективная работа «Букет маме»
День Матери- светлый, теплый, душевный и прекрасный праздник. На свете нет человека ближе и роднее чем мама. Благодаря маме мы вырастаем добрыми и...
Конспект непрерывной образовательной деятельности. Игра «Полезная еда»
Цель: Научить детей осознанно подходить к своему питанию. Задачи: 1) Развивать способность к умозаключениям. 2) Закрепить знания детей о полезной и вредной...