Лучший педагог года

План-конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Милюкова
План-конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Дифференциация звуков [Ж ] - [Ш ] в словах, предложениях с элементами нейропсихологического подхода и сенсорной интеграции»

Форма занятия: подгрупповая.

Тип занятия: интегрированное

Количество детей – 6 детей из подготовительной группы

Продолжительность занятия - 35 минут

Цель: учить различать звуки [Ж ] - [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях для предупреждения смешения звуков в речи и профилактики дисграфических ошибок в школьном возрасте.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Публикация «План-конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Нормализация тонуса мышц и моторики органов артикуляции

2. Развитие динамического праксиса - тонких, дифференцированных движений в пальцах рук и синхронности, ритмичности общей двигательной сферы.

4. Тренировка правильных произносительных навыков в различных ситуациях с адекватным просодическим оформлением, с использованием разного лексико – грамматического материала.

5. Развитие звуковой культуры речи воспитанников, связной речи и ее грамматического строя посредством речевой игры, знакомство с новыми словами для активизации.

6. Развитие звуко - буквенного анализа слова, внимания, памяти, логического мышления.

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие, обогащение и уточнение словаря.

2. Развитие и активизация моторики артикуляционного аппарата.

3. Развитие и формирование графомоторных навыков

4. Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

Воспитательные:

1. Вырабатывать умения обдумывать свои действия, осуществляет решения в соответствии с заданными правилами.

2. Воспитывать самоконтроль.

3. Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.

4. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

Материалы и оборудование: слайдовая презентация «Артикуляционная гимнастика», мультимедиа - установка, компьютер - ноутбук, смайлики «настроение», столы для детей старшей дошкольного возраста -2, столы с подсветкой для рисования крупой -2, настольная игра «Каждому звуку – свое место», разрезная азбука, крупа, две игрушки.

Планируемые результаты:

Предметные: отчетливое произношение детьми звуков (ш – ж); их дифференциации в словах разной слоговой структуры и звуконаполняемости, в предложениях и отработка слов сложной слоговой структуры;

Метапредметные: овладеют вербальными и невербальными средствами установления и поддержания контакта; получат навыки сотрудничества с взрослыми, со сверстниками;

Личностные: способствуют формированию чувства сплоченности коллектива, доверия, поддержки у всех участников и гостей данного открытого мероприятия.

Формы обучения: индивидуальные, в парах, фронтальные.

План занятия:

1. Приветствие. Знакомство с детьми

Цель: создание психо - эмоционального контакта.

2. Разминка

Цель: сбросить психо–эмоциональное напряжение, привлечь внимание детей и настроить детей на активную работу в партнерстве.

Основная часть:

3. Комплексная артикуляционная гимнастика для правильной артикуляции шипящих звуков

Цель: совершенствование артикуляционной моторики.

4. Тема урока.

5. Звуко-буквенный анализ слова. Игра «Звонкий – глухой», игра «Каждому звуку – свое место».

Цель: развитие слухового внимания и слуховой памяти

а) по зрительному восприятию;

б) по слуховому восприятию;

в) слоговая структура слова.

6. Пальчиковые игры с рисованием на крупе и с рисованием пальчиком на спине

Цель: развитие мелкой моторики, развитие тактильной чувствительности, координации речи с движением.

7. Слова-паронимы

Цель: правильное употребление паронимов.

8. Игра «Подскажи словечко»

Цель: умение подбирать рифму, автоматизировать звуки в словах, учить дифференцировать звуки, расширять словарный запас

9. Игра «Собери словечко»

Цель: формирование звуко-буквенного анализа и синтеза

9. Рефлексия.

Цель: закрепление приобретенного опыта, усвоенного материала на занятии, умения формулировать эмоции и чувства словами, развитие речи.

10. Итог занятия. Сюрпризный момент.

Цель: развитие чувства сплоченности, доверия, воспитание доброжелательности, уважительного отношения к другим людям.

Ход занятия:

I. Организационный момент. [/i]

- Здравствуйте, ребятишки – девчонки и мальчишки!

Я – Светлана Михайловна, учитель – логопед (Дети здороваются)

«Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: Доброе утро,

- Доброе утро солнцу и птицам,

- Доброе утро, улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера. (Валентина Котенёва)

Пожелаем здоровья и тепла нашим дорогим гостям! Назовите нам ваши имена полным ответом.

II. Разминка.

- Ребята, какое у вас сейчас настроение, выбирайте смайлик «настроение» и прикрепите в верхний ряд (радостное, грустное, спокойное).

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед:

-Сейчас возьмите зеркала, будем выполнять артикуляционные упражнения.

(Дети выполняют упр. «Часики», «Качели», «Лопата», «Вкусное варенье», «Чашечка»)

IV. Тема урока

Работа над стихотворениями.

- А теперь давайте послушайте стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?

Жаба жабе предложила

Ежевичный вкусный джем.

-Ежевичный? – та спросила –

Ну, тогда, пожалуй, съем!

Дети: Звук [Ж].

-А теперь послушайте другое стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?

Трое маленьких мышат

В тишине ночной шуршат,

Если кошку вдруг услышат,

То шуршат они потише.

Дети: Звук [Ш].

-Ребята, кто из Вас догадался, над какими звуками мы сегодня будем работать?

Дети: Мы будем работать над звуками [Ж] и [Ш].

V. Звуко-буквенный анализ слова

- Мы сегодня будем работать над звуками [Ж]-[Ш]. Тема сегодняшнего занятия: «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]».

- К нам в гости пришли наши давние знакомые. Это гномики ЖИК и ШИК. Они принесли нам много разных заданий. Мы обязательно с ними справимся.

А теперь скажите, какой первый звук в имени ЖИК?

Дети: Звук [Ж].

- А теперь скажите, какой первый звук в имени ШИК?

Дети: Звук [Ш].

- Давайте дадим характеристику звуку [Ж].

Дети: Звук [Ж] – согласный твердый звонкий.

- Давайте дадим характеристику звуку [Ш].

Дети: Звук [Ш] – согласный твердый глухой.

- Что общего у звуков [Ж-Ш]?

Дети: Эти звуки согласные и всегда твердые.

-Чем различаются звуки [Ж-Ш]?

Дети: Звук [Ж] – звонкий, а звук [Ш] – глухой.

-Какой буквой на письме обозначается звук [Ж]?

Дети: Звук [Ж] обозначается на письме буквой «ЖЭ».

- Какой буквой на письме обозначается звук [Ш]?

Дети: Звук [Ш] обозначается на письме буквой «ША».

-Наши Гномики хотят поиграть с нами в игру «Звонкий-глухой». Я буду называть Вам слова, а вы, если слышите [Ж] – хлопаете в ладоши, а если слышите звук [Ш] – закрываете уши. Приготовились, начали…

- Следующая игра «Каждому звуку – свое место» /На столе разложены карточки, в названии которых есть звуки [Ж] и [Ш]. Дети делятся на две команды и раскладывают картинки в две стопки соответственно присутствующим звукам в их названиях. При проверке правильности выполнения задания, дети определяют местонахождение данного звука в слове/

VI. Пальчиковые игры

-Вот настала пора для пальчиковой гимнастики с рисованием на крупе. Для выполнения следующего упражнения подойдём к столам для рисования. Перед вами шипящие буквы, выберите ту, которую вы будете рисовать.

-А теперь объединитесь в пары. Один из пары другому будет пальчиком рисовать на спине те буквы, что я вам раздам. А тот, кому рисовали букву, будет пытаться ее отгадать.

VII. Работа над паронимами.

- Ребята, внимательно послушайте предложения и найдите слова, которые отличаются только одним звуком.

У Саши красный ШАР.

У Миши сильный ЖАР.

Дети: ШАР-ЖАР

- МОЛОДЦЫ! Правильно! Скажите, чем отличаются слова друг от друга?

Дети: По звучанию. В слове ШАР – [Ш], а в слове ЖАР – [Ж].

По написанию. В слове ШАР-буква «ША», а в слове ЖАР-буква «ЖЭ».

По значению. Шар –это… Жар - это…

-У зайца длинные УШИ.

В траве живут УЖИ.

Дети: УШИ-УЖИ

Логопед: МОЛОДЦЫ! Правильно! Скажите, чем отличаются слова друг от друга?

Дети:

По звучанию. В слове УШИ – [Ш], а в слове УЖИ – [Ж]

По написанию. В слове УШИ-буква «ША», в слове УЖИ-буква «ЖЭ».

По значению. УШИ-это… УЖИ – это…

- Слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу называются паронимы.

VIII. Игра «Подскажи словечко»

Из упрямства ни на шаг не продвинется. (ишак).

У Маши и Миши в чулане жили… (мыши).

Вяжет мама длинный шарф, потому что сын. (жираф).

Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно. (карандаш).

Лежебока рыжий кот отлежал себе… (живот).

Банан на пальме – для мартышки, на сосне для белки (шишки).

Как на тоненький ледок выпал беленький … (снежок).

Сегодня все ликует, в руках у детворы от радости танцуют воздушные … (шары).

IX. Игра «Собери словечко»

- Соберите из разрезной азбуки слово «шары».

X. Рефлексия

- Молодцы! Ребята, ЖИК и ШИК довольны нашей работой. А вы довольны своей работой? Выберите смайлик «настроение» и прикрепите в верхний ряд (радостное, грустное, спокойное).

Скажите, а Вам понравилось занятие?

Что понравилось больше всего?

Какие задания вызвали затруднения?

С каким настроением Вы уходите с занятия?

Публикации по теме:

Конспект подгруппового логопедического занятия «Осенние посиделки» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и Нвонр Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Осенние посиделки» с применением элементов фольклора для детей старшего дошкольного.

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФН «День рождения куклы Даши» МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино» Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФН Тема.

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Весна пришла, птиц созвала» МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино» Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР тема «Весна.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для ребёнка старшего дошкольного возраста Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения для ребёнка старшего дошкольного возраста с презентацией.

Конспект индивидуального логопедического занятия для старшего дошкольного возраста по автоматизации [р] в словах Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Батыревский детский сад «Сказка» Батыревского района Чувашской республики Конспект индивидуального.

План — конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Веселый бычок» .

План-конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну льда и снега» План - конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Страну льда и снега» Воспитатель : Курманова.

План-конспект образовательной деятельности «Весёлая математика» для детей старшего дошкольного возраста План-конспект образовательной деятельности "Весёлая математика" для детей старшего дошкольного возврата " 5 – 6 лет" Автор: Лихманова Татьяна.

План-конспект праздника «1 июня — День защиты детей» для детей старшего дошкольного возраста План-конспект «1 июня – День защиты детей» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Совместными играми и танцами создать детям атмосферу.

«Весна пришла, птиц созвала». Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР МДОУ Пильнинский детский сад №3 «Буратино» Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР тема «Весна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 апреля 2018 в 12:04
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД