Преодоление нарушений речевого голоса у дошкольников посредством логопедических игр

Павлова Елена
Преодоление нарушений речевого голоса у дошкольников посредством логопедических игр

Основной целью работы учителя-логопеда по преодолению нарушения речевого голоса в детском саду, является формирование голоса, приближенного к норме: голоса нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра. Разработка рекомендаций для воспитателей, педагогов и родителей детей дошкольного возраста.

Задачи работы учителя-логопеда:

- определение коррекционно-логопедической помощи детям с нарушением речевого голоса;

- организация системной консультативной помощи родителям

- систематизация рекомендаций обучающего значения для педагогов по работе с детьми, имеющими нарушение голоса.

Работа над голосом у детей дошкольного возраста будет более эффективной при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Формирование правильного физиологического и речевого дыхания, развитие речевого слуха, устранение недостатков произношения;

2. Устранение причин, вызывающих страх детей перед речевым высказыванием, привлечение стеснительных детей к ответам на занятиях, к выступлениям на детских утренниках;

3. Развитие всех компонентов голоса, совершенствование интонационной стороны речи.

- для организации полноценной работы необходимо учитывать знания общих сведений о голосе, его акустических параметрах, о физиологии голосообразования;

- учитывая знания о развитии голоса ребёнка в норме, необходимо как можно раньше начинать работу над голосом;

- учитывая физиологические основы голосообразования, работу над голосом необходимо строить в единстве с работой над дыханием и артикуляцией, только такой подход поможет скоординировать работу речевого аппарата;

- в процессе работы над голосом необходимо развивать голосовые возможности ребёнка, формировать правильные навыки пользования голосом и исправлять его нарушения.

Только хорошо организованная, систематическая работа поможет достичь основной цели: формирования у ребёнка навыка пользоваться в речи голосом нормальной силы, высоты, без грубых нарушений тембра.

Эффективность логопедической работы определяется умением подобрать необходимый речевой материал, на котором строятся занятия, проследить технологию использования игр и логопедических упражнений согласно поставленным целям. Поэтому логопеды-практики испытывают потребность в материале, опираясь на который можно организовать определенные логопедические занятия с детьми. Отвечая этой потребности, был подобран речевой материал, логопедические игры, основанные на личном опыте коррекционно-логопедической работы с дошкольниками по развитию речевого голоса. Этот материал более всего отвечает ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой.

Вовлекая в игру детей с низкими речевыми возможностями, уделялось внимания реализации ими своих способностей.

Можно сделать вывод, что у детей снизился интерес к обычным занятиям, многие упражнения и задания выполняются механически, в частности для формирования речевого голоса. Некоторые логопедические игры (без специально приготовленных наглядных атрибутов, тоже не приносили детям особой радости. В условиях специализированных дошкольных учреждений, где функционируют коррекционно-логопедические группы, эта проблема успешно решается путём совместной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя на фронтальных занятиях с детьми-логопатами.

На логопедических занятиях необходимо применять знания в области музыкального воспитания наряду с коррекционными методиками. Эти приёмы гармонично вливаются в создание эмоционально-положительного настроения у дошкольников на занятиях, эффективны при организации логопедических игр и упражнений, помогают достичь желаемого результата коррекционной работы. Важным условием развития речевого голоса у воспитанников является работа по формированию слухового внимания и речевого слуха.

Ведущую роль в развитии речи играет слух, при помощи которого ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей, контролирует свою речь. Вполне понятно, что тоже можно сказать и о влиянии слуха на голос. Только при наличии хорошего слуха голос может получить свое полное развитие.

Коррекционная работа по развитию речевого слуха и слухового внимания у детей заключается в том, чтобы при помощи логопедических игр и упражнений научить их вслушиваться в различные звучания, выделять среди разнообразных звуков только нужные.

Необходимо учить переключать внимание с одного звучащего предмета на другой, устанавливать местонахождение источника звука, определять какому предмету он принадлежит.

Для развития слухового внимания, памяти, речевого слуха можно предложить следующие игры и упражнения: «Угадай, что звучит?», «Узнай предмет по звуку», «Покажи, что шумело», «Угадай, кто звонил?», «Угадай, что надо делать?» (в зависимости от того, звучит предмет громко или тихо дети выполняют различные действия, «Угадай, чей голос.

В процессе усложнения игр и упражнений широко используются приёмы, способствующие формированию разных компонентов речевого слуха, непосредственно связанных с развитием голоса: «Что ты слышал?», «Кто умеет слушать?», «Эхо», «Кто внимательный?». Игры, развивающие звуковысотный слух: «На чём играю?», «Какой инструмент?»; игры на восприятие тембра, силы и высоты голоса: «Узнай по голосу», «Кто позвал?», «Какие часы?», «Кто пришёл?».

Необходимо направлять работу на обучение детей умению определять и устанавливать различные изменения голоса (по силе, высоте, тембру). Это является частью общеречевой подготовки. Помимо игр и упражнений, которые предлагаются детям в начале коррекционной работы, даются такие задания, в которых дошкольники должны самостоятельно определять правильность воспроизведения того или иного речевого материала. Дети тогда будут правильно пользоваться голосом, когда поймут и осознают то, о чем говорят. Большое значение имеет правильный отбор художественных произведений, особенно поэтических, которые включаются в организацию логопедических игр и упражнений с дошкольниками при развитии речевого голоса. Этот материал должен быть простым и понятным по содержанию.

Публикации по теме:

Формирование просодической стороны речи у детей с ОНРФормирование просодической стороны речи у детей с ОНР «Формирование просодической стороны речи у детей с ОНл настоящее время в массовых детских садах оказываются дети, чье речевое развитие.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Преодоление нарушений речевого голоса у дошкольников посредством логопедических игр
Опубликовано: 25 октября 2013 в 14:19
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет. Украшение группы картинами к Новому году (пластилинография)
"Пластилинография"-интересная, нетрадиционная техника изобразительного искусства, которую я использую в своей работе с детьми. Детям нравится раскрашивать...
Фотоотчет «Долгожданная зима».
Вот наконец и у нас наступила зима. А то не успеет снег выпасть, как к обеду начинает таять, и опять грязь и лужи. И на улицу мы не идем. Уже дважды в этом...
Фотоотчет смотра-конкурса «Лучший уголок для родителей»
В нашем детском саду прошел в ноябре месяце смотр-конкурс «Лучший уголок для родителей». Недавно были подведены итоги этого конкурса. Наша группа заняла...
Сценарий новогоднего представления для детей среднего школьного возраста «Новогодняя...
Сценарий: «Новогодняя путаница» 1-я карт ина Фанфары Сказочница 1: Старый год кончается, Хороший добрый год. Не будем мы печалиться, Ведь Новый к...
«Ручки, ножки малышей удивляют всех людей». Детское Новогоднее творчество
Декабрь -первый месяц зимы, а вместе с тем -конец года, а это значит совсем немного остаётся до Нового года, чудесного, яркого праздника, и детское...