Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (2–3 года) посредством дидактических игр и упражнений

Лариса Липатова
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (2–3 года) посредством дидактических игр и упражнений

Комментарии к слайдам презентации на тему: "Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и пальчиковых упражнений"

1 слайд "Визитная карточка"

Здравствуйте. Меня зовут Липатова Лариса Викторовна. Я воспитатель МБДОУ д/с №6 "Антошка". Мой педагогический стаж 3 года.

2 слайд "Тема работы"

Представляю вам методическую разработку на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет посредством развивающих игр и упражнений в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности»

Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (2–3 года) посредством дидактических игр и упражнений» размещена в разделах

3 слайд "Условия формирования личного вклада"

Еще до нашей эры учёным было известно влияние уровня развития рук на мозг человека. Так, специалисты восточной медицины утверждали, что игры, в которых задействованы руки и пальцы ребёнка приводят в гармоничное отношение тело и разум, положительно действуя при этом на мозговые системы. В эпоху Просвещения немецкий философ Иммануил Кант говорил о том, что «Рука – это своего рода внешний мозг!». Хорошо известно всем высказывание В. С. Сухомлинского: «Истоки дарований детей лежат на кончиках пальцев».

Исследователи Санкт-Петербургского Института физиологии детей и подростков А. В. Антакова-Фомина, Е. И. Исенина, И. М. Сеченов говорили о связи речевой функции и пальцевой моторики. И. М. Сеченов считал, что движения руки человека возникают в процессе обучения и воспитания, а не предопределены наследственно, и являются результатом образования ассоциативных связей между осязательными, тактильными и зрительными связями в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Профессор М. М. Кольцова, занимавшаяся данной проблемой, пришла к выводу о том, что уровень развития речи напрямую зависит от уровня развития ручной умелости.

Многие современные исследователи, также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка. Они также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Е. А. Екжанова, Е. М. Мастюкова, Т. А. Ткаченко, А. К. Толбанова и др.).

Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие виды организации детской деятельности:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори отмечала, что благодаря контакту с окружением и собственным исследованиям, ребёнок формирует запас понятий, которыми может оперировать его интеллект.

4 слайд

Актуальность проблемы развития мелкой моторики рук детей раннего возраста и роль ДОУ в этом вопросе остается неизменно острой на протяжении всего развития педагогической науки и практики. Это в очередной раз подтверждается содержанием ФГОС ДО, где в целевых ориентирах указывается, что к концу дошкольного детства дети имеют развитую крупную и мелкую моторику.

Но работу эту надо начинать с раннего возраста, так как именно этот возраст является сензитивным для развития мелкой моторики.

Так, Мария Монтессори выделила среди прочих такие сензитивные периоды, как:

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет,

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет.

Сензитивный период развития речи

Длится в среднем от 0 до 6 лет,

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет.

Кроме того, мелкая моторика рук способствует развитию

- внимания;

- мышления;

- оптико-пространственного восприятия (координации);

- воображения;

- наблюдательности;

- зрительной и двигательной памяти;

- речи.

Мелкая моторика рук в- наблюдательность;

Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви — липучки вместо пуговиц или шнурков (так нам, взрослым, удобнее и быстрее, на играх кнопочки, мало кто из детей вышивает, шьет или вяжет, выпиливает или выжигает, помогает маме перебирать крупу, вытирать пыль, мыть игрушки или стирать кукольные принадлежности. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами. Это подтверждается и моими наблюдениями за детьми группы, а также результатами диагностирования по методике Печоры: у детей слабо развиты навыки самообслуживания.

5 слайд «Цель и задачи»

Исходя из всего вышесказанного, я поставила цель работы по развитию мелкой моторики рук у детей своей группы.

Цель: читать по слайду

Проведя анализ имеющихся в группе условий, поставила задачи, которые можно прочитать на слайде.

6 слайд «Виды развивающих игр»

Я считаю, что наиболее эффективной и интересной формой работы с детьми 2-3 лет по развитию мелкой моторики являются разные виды развивающих игр, т. к. всем известно, что игра – ведущий вид детской деятельности. Л. С. Выготский подчёркивал, что через игровую деятельность и движется ребёнок. После изучения методической литературы выбрала для себя следующие виды развивающих игр (они представлены на слайде)

7 слайд: ППРС покупная

Затем подобрала развивающие игры и дидактические материалы в соответствии с поставленными задачами.

8 слайд ППРС своя

Много интересных и полезных игр можно придумать самим, изготовить из подручных материалов. Некоторые из изготовленных мною игр представлены на слайде.

9 слайд: принципы

Принципы, которые легли в основу организации деятельности по развитию мелкой моторики детей, представлены на слайде:

1. Принцип целенаправленности. Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

2. Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.

3. Принцип интегрированности. Взаимосвязь с разными видами деятельности.

4. Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

5. Принцип прочности. Заключается в многократном повторении и закреплении полученных умений.

10, 11 слайд: таблица заданий

Умение работать пальчиками приходит малышам не сразу,поэтому для соблюдения последовательности в работе с детьми мною была разработана таблица заданий с нарастанием трудностей. Последовательность этих заданий позволяет детям достаточно просто и увлекательно освоить и закрепить необходимые навыки манипулирования с тем или иным материалом.

12 слайд

На данном слайде вы можете увидеть пример последовательного усложнения заданий в играх с бумагой.

13 слайд: для эффективности проводимой работы определила для себя необходимые условия организации работы с детьми:

Требования к организации работы с детьми

- Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для малышей и поэтому не должны быть длительными.

- Они должны проводиться в игре, чтобы малышу было интересно (перебрать крупу для мышки, помочь ежику спрятаться под своими иголками от лисы и другие игровые ситуации).

- Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений.

- Так как у каждого ребёнка свой темп развития, то данный переход от задания к заданию происходит индивидуально.

- Если движение не удается, пальчики не слушаются, то тогда игру нужно проводить многократно, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко. В этом случае нужно каждый раз менять сюжет игры, предметы, вносить что-то новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия (сначала выложить из маленьких камушков на пластилине мостик для собачки. В следующий раз выложить дорожку для куклы. В третий раз выложить речку для рыбки и так далее).

- Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).

- Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими рукамиРазвитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими руками Использование дидактических игр и упражнений дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражненийРазвитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения». Актуальность. Уже в девятнадцатом веке учёными.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (2–3 года) посредством дидактических игр и упражнений
Опубликовано: 27 марта 2022 в 13:43
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД