Получи документы

Применение ТРИЗ технологий в развитии логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи

Зяблова Наталья
Применение ТРИЗ технологий в развитии логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи

Применение ТРИЗ технологий в развитие логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи.

Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием становления у ребенка как психики, так и дальнейшего правильного его развития. Именно по тому, что у детей интенсивно развивается мозг и формируются его функции - внимание к развитию речи дошкольника особенно важно.

Публикация «Применение ТРИЗ технологий в развитии логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи» размещена в разделах

Речь — инструмент развития психики маленького человека. Взрослые не только способствуют развитию его интеллекта, но и готовят почву для успешного обучения в школе и положительной адаптации в целом.

Речь ребенка выполняет три функции связи с внешним миром — коммуникативную, познавательную и регулирующую.

Для того чтобы в полной мере выполнялась функция познания, ребенком в дошкольном возрасте усваиваются новые слова, грамматические формы. Дошкольник расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируется у ребенка по мере развития его мышления. Неоспоримо то, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы (А. А. Леонтьев, А. В. Запорожец, О. С. Ушакова).

В формирование связной речи отчетливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие взаимосвязи между предметами и явлениями.

У детей с ОНР формирование связной речи, изменение ее функции являются следствием усложняющейся деятельности и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.

Для формирования устойчивой мотивации к речевой деятельности у детей с ОНР, занятия должны быть интересны детям, и построены таким образом, чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевом общении.

Развитие связной речи является важнейшей задачей логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной, так и семантической сторон речи.

На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды, способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников - игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Одним из современных и интереснейших методов обучения является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Ее автором является Генрих Саулович Альтшуллер – изобретатель и писатель фантаст в 1946 г.

Г. Альтшуллер считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи.

ТРИЗ не является научной теорией. Она представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить системно мыслить. Технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах. ТРИЗ дает возможность проявить свою неповторимость, уникальность, учит детей нестандартно мыслить. Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление, тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход от конкретного мышления к абстрактному.

Основной формой обучения по технологии ТРИЗ - является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой творческий продукт. Играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи.

При использовании ТРИЗ-технологий основная задача состоит в том, чтобы не давать детям готовые знания, а учить ее находить. За основу берется работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик. Рассмотрим несколько специальных ТРИЗ-методик для развития связной речи детей с ОНР.

Метод «Сенсорный ящик».

Цель: развитие умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы.

Метод Круги Луллия

Цель: закрепление названий по любым лексическим темам, употребление существительных родительного падежа с предлогом «у» и без предлога, образование относительных прилагательных, построение простых предложений, развитие творческого воображения.

Метод «Имя признака – значение имени признака».

Цель: развитие связной речи с опорой на модели имен признаков.

Метод «Сужение поля поиска» (Игра «Да – Нет»).

Цель: закрепление названий, развитие пространственной ориентировки (слева – справа); употребление существительных в родительном падеже единственного числа с предлогом «от», развитие умения задавать вопросы.

Метод «Составление загадок».

Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.

В данном методе целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом, с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Метод «Моделирование сказок». Данная методика направлена, сначала на то, чтобы обучить дошкольников составлению сказки по предметно-схематической модели: показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Например : сломанный солдатик (это может быть солдатик, который был сломан злым героем, или солдатик, который кого-то защищал и сломался).

Метод «Коллаж из сказок». Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. Например, педагог говорит: «Красная Шапочка встретила Доктора Айболита и они пошли к трем поросятам».

Метод «Знакомые герои в новых обстоятельствах» позволяет развивать фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Метод «Спасательные ситуации в сказках» служит предпосылкой для сочинения разнообразных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из трудных обстоятельств. Например, педагог говорит детям: «Однажды маленький любопытный мышонок пошел в лес искать друга и заблудился. Предложите свои варианты спасения мышонка».

Метод «Сказки по-новому» помогает по-новому взглянуть на знакомые сюжеты. Например, старая сказка «Золушка» превращается в сказку по-новому – «Ленивая девочка».

Таким образом, эффективным инструментом развития связной речи у дошкольников с ОНР могут стать методы теории решения изобретательских задач. Внедрение специальных ТРИЗ-методик помогают педагогам организовать систему коррекционно-развивающей деятельности по обучению творческим видам рассказывания, что способствует развитию связной речи детей с ОНР. В результате чего, речь детей становится более осознанной и произвольной, у них закрепляется умение словесно выражать этапы решения творческой задачи в форме развёрнутых связных высказываний.

1. Борякова Н., Соболева А., Ткачева В. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994;

Публикации по теме:

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение ТРИЗ технологий в развитии логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи
Опубликовано: 16 января 2024 в 22:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД