Получи документы

Проектная деятельность «Полезные свойства меда»

Наталья Колодяжная
Проектная деятельность «Полезные свойства меда»

Актуальность. Так уж получилось в моей жизни, что я иногда болею. И одним из лекарств, которым лечит меня мама, является мёд. И вот как-то раз, размешивая ложку мёда в стакане молока, я задумалась: «А что такое мёд? Откуда он берет свою историю и как его «делают» пчелы?»

С самого раннего детства я наблюдаю за тем, как дедушка ухаживает за пасекой, и мне всегда было интересно, как устроен дом пчел, и откуда они берут мед. Мед очень сладкий и красивый, как янтарь, а главное питательный, высококачественный продукт. Мама дает мне его особенно тогда, когда я болею. Все знают, что его добывают самые трудолюбивые в мире насекомые – пчелы.

Публикация «Проектная деятельность „Полезные свойства меда“» размещена в разделах

На мой взгляд, мед – это вкусный продукт, но мама убеждена, что это ещё и лекарство, и его широко применяют не только в пищу, но и в лечебных целях. Что же это за мёд такой? Что в нём такого особенного, что придает уверенности людям в его пользе?

Задавшись всеми этими вопросами, я заглянула в энциклопедию, и первое, что я мне прочитала мама, было вот такое определение:

«Мед – сладкое сиропообразное вещество, вырабатываемое рабочими пчёлами главным образом из нектара медоносных цветов и используемое ими в качестве корма. Ценный продукт питания человека.

Более подробно, что такое мёд, я решила изучить и рассмотреть в своей работе, посвященной этому удивительному и полезному продукту. Мою идею поддержала мама и воспитатель детского сада. Они стали моими главными помощниками.

Изучить пользу мёда и познакомиться с использованием мёда человеком - цель моего исследования.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

- ознакомиться с историей появления мёда;

- познакомиться с технологией получения мёда;

- изучить состав мёда;

- выявить полезные свойства мёда;

- узнать, какие существуют виды мёда;

- узнать, где и как используется мёд;

- выступить перед одноклассниками и вместе с ними узнать, какова польза мёда.

Тип проекта : творческий, информационно – исследовательский, краткосрочный.

Вид проекта : семейный, групповой.

Проблема исследования заключается в том, что, употребляя мёд, очень большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд и какую важную роль он играет в жизни человека.

Ожидаемые результаты:

- внедрение в практику работы с детьми методов проектной деятельности;

- сформированность потребности к познанию истории и своего прошлого;

- расширение кругозора детей;

- получение новых знаний;

- пополнение словарного запаса;

- приобретение детьми обобщенных способов исследования объектов;

- развитие логического мышления детей в процессе установления связей и отношений между системами объектов и явлений;

- вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.

Объект исследования: мёд

Предмет исследования: свойства и качества меда

Методы исследования:

1. Анализ литературу по данному вопросу.

2. Систематизация полученных теоретических и практических знаний.

3. Выявить способы определения качественного меда.

4. Исследование, наблюдение, проверка опытным путем.

Этапы работы над проектом

1 этап – подготовительный.

В рамках тематической недели разговора о правильном питании, с детьми была проведена виртуальная экскурсия на пасеку. И у детей возник интерес к данной теме. Работа на данном этапе строилась через следующие формы работы:

Поиск информации в Интернете;

Чтение художественной и научно-популярной литературы о пользе меда : К. Ушинский «Пчелки на разведках», А. Лопатина «Сказки о золотой пчелке», Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы», Энциклопедия для малышей Т. Д. Нуждина «Чудо-всюду, мир животных и растений».

Беседа с медицинской сестрой ДОУ;

Проведение опыта;

Виртуальная экскурсия на пасеку.

2. Основной этап.

Исследование 1

(Домашнее творческое задание для детей и родителей)

Вовремя выполнения домашнего задания выяснилось, что у Виниченко Дианы дома есть пасека. На которой она вместе со своим дедушкой Иваном Григорьевичем проводят всё свободное время. В таком маленьком возрасте Диана знает многие разновидности меда. С легкостью определит, где какая пчела и для чего она в улье. Какие инструменты и одежда нужны для работы на пасеке.

Исследование 2

а) История появления мёда.

Исследования археологов показали, что пчелы существовали примерно за 56 миллионов лет до появления первобытного человека. На основании сохранившихся памятников древней культуры можно предположить, что первобытный человек охотился за мёдом как за вкусным и питательным продуктом. Наиболее древний памятник, изображающий добычу меда человеком, найден возле Валенсии (Испания, он относится к каменному веку. На камне сохранилось изображение человека в окружении пчел, извлекающего мед.

На Руси первое упоминание о мёде датируется 945 годом в Лаврентьевской летописи. Правда, не как о продукте питания, а как о напитке.

Вывод: я узнала, что пчёлы появились задолго до первобытного человека, а сам мёд с успехом использовался нашими предками и как вкусный продукт, и как лекарство при самых различных заболеваниях.

б) Виды мёда.

Чтобы узнать, какие существуют виды мёда, мы с мамой и воспитателем Натальей Владимировной прочитали много литературы своего дедушки и из библиотеки. Я узнала, что натуральным пчелиным мёдом называется сладкое, вязкое и ароматическое вещество, которое пчелы вырабатывают из нектара растений, а также из медвяной росы (сладкая жидкость, выделяемая клетками растений) или пади (жидкость, выделяемая тлями). Натуральный мёд может быть цветочным, смешанным, падевым и купажированным.

Состав мёда зависит от региона, в котором его получают.

Цветочный мёд получают при переработке пчелами нектара растений. Он бывает монофлерным (с цветка одного растения) и полифлёрным (с цветков нескольких растений).

Среди цветочных монофлерных медов наибольшее распространение имеют:

Акациевый мёд. Он производится из цветков белой акации. Цвет его от белого до золотисто-желтого. Этот мёд обладает очень нежным вкусом и пикантным ароматом. Кристаллизируется медленно. Принадлежит к одним из самых лучших сортов.

Гречишный мёд обладает своеобразным острым вкусом и приятным ароматом, по которому его легко отличить от других сортов.

Липовый мёд - лучший из сортов. У него сильный и приятный аромат цветущей липы. Цвет липового мёда белый, даже прозрачный.

в) Состав мёда.

Исследования химического состава пчелиного мёда установили, что он представляет собой сложную смесь. Главной составной частью меда является глюкоза и фруктоза. Количество основных веществ зависит от сорта мёда.

Кроме углеводов, в состав мёда входит целый ряд ферментов (это особые органические вещества, даже малое количество которых ускоряет обмен веществ в организме человека). Из минеральных веществ в состав мёда входят соли кальция, магния, натрия, железа, серы, йода, хлора, фосфора. Мед содержит и целый ряд микроэлементов: марганец, кремний, алюминий, бор, хром, медь, барий, никель, свинец, олово, цинк и другие. Кроме того, в состав мё да входит много органических кислот: яблочная, винная, лимонная, молочная, щавелевая и ряд витаминов.

Употребление мёда в пищу ускоряет лечение многих заболеваний.

Вывод: в состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.

г) Способ получения мёда.

Добывание мёда – старинный славянский промысел. Он назывался бортничеством, а люди, занимавшиеся им – бортниками. Бортники берегли старые толстые деревья, в которых были дупла, и сами выдалбливали отверстия – борти, устраивая в них склады для медовых запасов.

Каким же образом пчёлы производят мёд? Как пыльца превращается в мёд? Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Если пчёлы не находят нектара, они собирают всевозможные сладкие жидкости. Небольшую дозу проглоченного нектара пчела использует для своего питания, остальное несет в улей и передает пчеле – приемщице. Нектар пчелой – приемщицей подвергается сложной переработке, после которой она отыскивает свободную шестигранную восковую ячейку, куда откладывает каплю нектара.

Однако из этой капли ещё не получилось капли мёда, другие пчёлы будут продолжать сложную работу по превращению нектара в мёд. В нектаре содержится от много воды, и для того, чтобы приготовить мёд, пчёлы должны удалить иногда её большую часть. Это достигается тем, что каждую каплю пчёлы многократно переносят из одной восковой ячейки в другую, третью и так далее, до тех пор, пока не испарится часть влаги и мёд не станет густым. В удалении влаги принимают участие много пчёл, которые взмахами своих крыльев (26400 взмахов каждая в минуту) создают циркуляцию воздуха в улье, ускоряя процесс испарения.

Кроме такого сгущения нектара, происходит также сгущение его в медовом желудочке пчелы. Помимо того, в организме пчелы капелька нектара обогащается ферментами, органическими кислотами, обеззараживающими веществами и так далее.

Заполнив ячейку мёдом, пчёлы запечатывают её воском. Запечатанный мёд продолжает созревать ещё 3-4 недели.

Дальше идет процесс извлечения мёда из ульев человеком.

По способу извлечения мё да он может быть:

- Сотовым

- Секционным

-Прессованным

-Центробежным

Особенно высоко ценятся сотовый и секционный мед.

Сотовый мёд – это мёд, который реализуется в сотах как магазинных, так и гнездовых рамок.

Секционный мёд – это сотовый мёд, заключенный в специальные секции, стенки которых обычно изготавливают из тонкой фанеры или пищевой пластмассы.

Прессованный мёд получают только в том случае, когда не представляется возможным откачать его на медогонке. Это мёд, собранный пчёлами с вереска. При прессовании (отжатии) этого мёда пчеловод вынужден нарушать целостность отстроенных доброкачественных сотов.

Центробежный мёд – это мёд, полученный при откачивании на медогонке.

Медогонка – часть пасечного инвентаря, используемая для получения центробежного мёда. На протяжении многих столетий получение мёда было неразрывно связано с полным или частичным разрушением пчелиного гнезда. Из вырезанных сотов его извлекали прессованием, вытапливанием и другими способами. Лишь после изобретения медогонки получила развитие новая технология – производство центробежного мёда. Она основывается на многократном использовании сотов для заполнения мёдом без их разрушения.

Запечатанные соты сначала распечатывают при помощи специального пчеловодного ножа, потом вставляют в медогонку и вращают. Под действием центробежной силы мёд вылетает из ячеек и стекает по стенкам медогонки в бак, у дна которого есть отверстие для слива полученного мёда.

Вывод: в современных условиях существует множество способов извлечения мёда. Но самым эффективны является производство центробежного мёда.

Исследование 3

Выявление качества меда в сети магазинов нашего села и домашних пасек.

Более детальную проверку меда можно выполнить дома, в этом поможет исследование продукта на вязкость. Зрелый, натуральный мед имеет вязкую консистенцию. Важно, чтобы при эксперименте с медом температура окружающей среды была не высокой и не низкой, примерно +20-21 градус.

Особенности проверки вязкости меда :

Погрузите столовую ложку в мед и быстро проверните ее несколько раз. Натуральный, качественный мед обернется вокруг ложки, не стекая с нее каплями.

Опустите в мед чайную ложечку. После ее извлечения понаблюдайте за тем, как мед с нее стекает. Процесс должен происходить медленно, крупными каплями. Большая часть меда останется на ложечке. Происходит это от того, что зрелый мед — очень вязкий, в нем около 21% воды. Незрелый — более жидкий.

Окуните в мед деревянную палочку. Поднимите ее. Мед должен стекать непрерывной, тягучей струей. Натуральный мед не капает, не разбрызгивается, образует на поверхности горку, которая постепенно сравнивается с остальной массой.

Проверка меда дома нетрадиционными методами

Способы определения натуральности меда

Даже качественный мед при покупке может показать признаки подделки. Очень сложно отличить натуральный мед от фальсификации. Самый лучший способ не ошибиться в медовой сладости — брать ее у проверенных пасечников. Всегда найдутся знакомые, которые посоветуют такого. Но, если нет надежных пчеловодов, а медку хочется, то воспользуйтесь необычными методами проверки меда дома :

Налейте на тарелку ложечку меда, добавьте в три раза больше воды и начинайте интенсивно трясти тарелку в горизонтальном направлении. На поверхности натурального продукта образуется рисунок, напоминающий соты.

Положите в мед кусочек хлеба, подождите некоторое время. По истечении 10-15 минут проверьте его состояние. В хорошем чистом продукте хлеб затвердеет, если хлеб размягчился — значит, в мед добавили сахарный сироп.

Самый простой метод проверки меда на наличие воды выполняется с помощью бумаги рыхлой структуры. Возьмите салфетку, промокашку или кусок газеты и капните на нее медом. Вокруг капли не должно быть влаги, бумага должна остаться сухой.

Знание основных свойств и особенностей меда поможет с большой вероятностью избежать покупки некачественного или искусственного меда. Проверку меда дома можно выполнить без применения специальных препаратов.

Засахарившийся мед

Определить натуральность меда со 100% уверенностью можно только в лаборатории, но лишь немногие люди сдают мед на исследование. «Домашние» способы определения натуральности медового продукта не всегда дают абсолютно безошибочный результат, но иногда они помогают отличить хороший продукт от подделки.

При длительном хранении в меде могут образоваться светлые кристаллы, а в центре останется незасахарившаяся масса бурого цвета — это верный признак присутствия примесей.

Чтобы мед был не только вкусным, но и имел лечебные свойства, обязательно проверяйте его подлинность на небольшом объеме, только убедившись в его качестве, берите мед впрок.

Как проверить мед на сахар?

Мед без сахарного сиропа

Подмешивание в мед сахарного сиропа, кормление пчел сахаром — наиболее распространенные способы фальсификации пчелиного продукта. При определении натуральности «жидкого золота» покупатели хотят получить точную информацию об отсутствии в нем сахара, который добавляют недобросовестные пасечники:

Добавление сахара в мед придает ему запах сладкой воды, без приятного медового аромата. На вкус такой мед приторно сладкий, цвет — подозрительно белый.

При хранении жидкий мед с добавлением сахарного сиропа становится студенистым, не кристаллизуется. «Сахарный» мед не имеет терпкости, он идеально прозрачный, без аромата.

В чашку некрепко заваренного черного чая положите ложечку меда, размешайте до его полного растворения. Если чай стал мутным, то значит — в меде есть сахар. Качественный мед осадка не дает, чай только слегка потемнеет.

Способы проверки меда дополнительными веществами

Наиболее распространенные способы проверки меда на натуральность выполняются на основе раствора меда в воде и некоторых дополнительных веществ, таких как йод, уксус, нашатырный спирт, молоко. Для создания исходного раствора смешайте дистиллированную воду с медом в пропорции 2 к 1.

Проверка меда на наличие муки с помощью йода

Йод для проверки меда

Муку или крахмал добавляют в мед недобросовестные пасечники для увеличения его массы или густоты. Примесь крахмала, крахмальной патоки, муки в меде определяется добавлением в исходный раствор йодной настойки. В натуральном меде нет элементов, вступающих в реакцию с йодом.

Проверка качества меда при помощи йода наиболее распространена и выполняется так:

Достаточно 3-4 капли йода, чтобы раствор фальсифицированного меда окрасился в синий цвет, если в нем присутствует крахмал или мука из-за химической реакции.

Увеличьте количество йода в медовом растворе — и интенсивность синего цвета тоже увеличится. Чем интенсивнее цвет, тем больше крахмалосодержащих примесей в меде.

Любое изменение цвета медового раствора при проверке йодом, за исключением желтого, говорит о наличии добавок не пчелиного характера. Натуральный продукт не реагирует на йод, его цвет не поменяется.

Проверка меда на сахар с помощью молока

Если пчел кормили сахаром, то он, как и любой ненатуральный медовый продукт, не обладает лечебными свойствами. В нем отсутствуют полезные составляющие натурального меда : витамины, органические кислоты, ароматические вещества, белок, минеральные соли. Определить «сахарный» мед можно без сложных экспериментов, путем использования молока.

Добавьте мед в горячее коровье молоко, если оно свернулось — то мед подделали с применением жженого сахара.

Настоящий мед растворится в молоке, мягко опускаясь на дно посуды.

Основная составляющая ненатурального меда — кремний, остальных солей практически нет. В натуральном меде все наоборот.

Исследование 4

Следующее исследование является закреплением проведенных экспериментов и полученной информации. Цель: продолжение развития творческих способностей детей, воспитывать аккуратность с материалами вовремя исследовательских работах.

Рисование «пчелки» (методом «тычка»).

Рисование «пасека», «сбор меда».

Аппликация: «пчелка Майя».

Лепка пчел для улья из картона.

Цель: Развитие творческого потенциала детей.

Лепка из пластилина на тему «Праздник мёда и пчёлок».

Цель: Закрепить у детей знания о жилищах насекомых - пчел. Совершенствовать умения скатывать пластилин круговыми и прямыми движениями рук. Продолжать учить лепить предметы из нескольких частей, правильно располагать части, соблюдать пропорции. Использовать при изготовлении поделки бросовый материал. Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность, желание помочь игровому персонажу – пчеле.

Краткое содержание проекта :

Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: «Пасека»; игровой сюжет «Идём на пасеку»; «Пчелиная семья». Цель: продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения; закрепить знания о пчёлах и мёде.

Игры-импровизации: «Мы - пчёлы»; «Полет пчелиного роя»; «Медведь и пчёлы».

Цель: развивать творчество, активность детей.

Ситуации общения: «Зачем нужны пчёлы?», «Откуда берётся мёд?», «Зачем нужен мёд?».

Беседа: «Правила поведения на пасеке»

Цель: познакомить с элементарными правилами безопасного поведения на пасеке.

Ситуации общения: «Некоторых насекомых называют жалящими насекомыми». Почему?

Правила поведения с жалящими насекомыми. Цель: научить правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые (пчелы, осы, шмели, шершни).

Игра в хлопки, если вы услышите жалящее насекомое – хлопаем в ладоши. (Муха, кузнечик, оса, пчела, стрекоза, божья коровка, шмель, шершень).

Знакомство с профессией – пчеловод.

Цель: знакомить детей с профессией пчеловод, с его профессиональными действиями, с предметами-помощниками; воспитывать в детях чувство признательности и уважения к чужому труду.

Познавательное развитие Рассматривание: репродукций, иллюстраций, картинок по теме.

Рассказ-беседа «Пчелка — трудолюбивое насекомое».

Цель беседы: уточнять знание детей об этом насекомом, познакомить с интересными фактами из жизни пчел; развивать фразовую речь; активизировать словарь по теме.

III. Заключительный этап.

На заключительном этапе вместе с воспитанниками группы были подведены итоги, сделаны выводы:

1. Мед очень полезен, в его состав входят практически все витамины и микроэлементы, необходимые для нормальной работы человеческого организма.

2. По вкусовым качествам мед сладкий, пахнет лесом и травами. Цвет меда зависит от того, с каких цветков собирали пчелы нектар.

3. Мёд используется при приготовлении соусов, кулинарных изделий. Как природное лекарство - при простудных заболеваниях.

4. Пчелы живут в ульях, они очень трудолюбивы. В одной семье есть рабочие пчелы, трутни и матка.

5. Мёд благоприятно влияет на организм человека и широко используется в медицине.

После работы над данным проектом вместе с детьми и родителями группы был изготовлен иллюстрированный альбом «Польза мёда», с которым мы познакомили детей других групп.

Конечно же, тема про МЁД достаточно многогранна. Работая над этим проектом, я узнала огромное количество полезной информации, тезисы моей работы представлены в информационных буклетах. До начала работы я считала, что мёд может принести организму человека как пользу, так и вред. Но в процессе данной работы моя гипотеза подтвердилась лишь частично: мёд - уникальный продукт, и он приносит намного больше пользы, чем вреда.

Изучая литературу, я узнала и открыла для себя много интересных фактов, связанных с этим целебным продуктом - эликсиром. А мои опыты и эксперименты стали весомым подтверждением того, что мед – это прекрасный источник здоровья и энергии для человека. Его можно употреблять как в лечебных, так и в профилактических целях. Самое главное – он очень вкусный и полезный.

Лично я хочу больше узнать о работе самой пчелы по образованию меда, о тех продуктах (помимо меда, которые она делает, о пчеловодстве как современной отрасли растениеводства, о работе пчеловода, о способах и технологии получения и извлечения меда… Я думаю, что свои исследования в этом направлении я обязательно продолжу. Это мой перспективный план. Только надо дождаться следующего лета!

Знаменитый врач средневековья Авиценн писал: «Если хочешь долго жить и сохранять молодость, обязательно ешь мёд». Давайте будем следовать его советам!

У воспитанников развито представление о пользе меда.

Развиты навыки использования в речи слов, обозначающих разные виды меда.

Сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.

Дети научились отражать в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).

Воспитанно желание «беречь» природу.

Наше знакомство с различными видами меда, помогли узнать, какими он полезными свойствами обладает для человека. И мы поняли, что наших полезных насекомых районная надо беречь.

Публикации по теме:

Конспект НОД для средней группы «В поисках меда» Образовательная область: Познание Тема: В поисках меда Возраст: средняя группаЦель: • Расширение и уточнение знаний детей о насекомых,.

Непосредственно образовательная деятельность «Полезные овощи» Тема: "ПОЛЕЗНЫЕ ОВОЩИ" Цель:Расширение знаний об овощах. Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью.

Непосредственно образовательная деятельность в младшей группе «Овощи и фрукты — полезные продукты» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад Приморского района Санкт-Петербурга Конспект непрерывной.

Общеобразовательная деятельность по физическому развитию «Полезные советы от Айболита» (вторая младшая группа) Конспект физкультурного досуга для детей 2 младшей группы Тема «полезные советы от айболита» Интеграция образовательных областей: Познавательное.

Проектная деятельностьПроектная деятельность В соответствии с ФГОС ДО и требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров.

Проектная деятельность по ПДД Проект «Дорожные правила знать прекрасно Все должны малыши». Авторы проекта: Жданова Л. Б. Продолжительность проекта: краткосрочный (3.

Проектная деятельность в ДОУ ГЛAВA I. ТЕОPЕТИЧЕCКИЕ ОCНОВЫ ОPГAНИЗAЦИИ ПPОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОCТИ В УCЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБPAЗОВAТЕЛЬНОГО УЧPЕЖДЕНИ 1.1. Пpоектнaя деятельноcть.

Проектная деятельность в ДОУ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА В ДОУ (памятка для педагогов) Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных.

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность «Полезные овощи и фрукты» 1. Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию в средней группе Составил: воспитатель Опарина.

Занятие для детей средней группы «Свойство меда» Свойство меда Занятие для детей средней группы Пинижина В. А., воспитатель МБДОО «Ильинский детский сад» комбинированного вида Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Полезные свойства меда»
Опубликовано: 30 января 2017 в 00:46
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД