Папки-передвижки

Программа «Тестопландия»

Елена Дмитриева
Программа «Тестопландия»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В современных условиях модернизация дошкольного образования приоритетной становится проблема творчества, развития креативной личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» поставлена социально значимая задача современного общества – творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Именно творчество помогает решить одну из актуальных проблем, стоящих перед педагогами, - развитие эмоциональной и познавательной сфер, что является основой гармоничного развития личности ребёнка.

Публикация «Программа „Тестопландия“» размещена в разделах

Одним из видов творчества является “Тестопластика”. Лепить из теста — одно удовольствие! Соль, мука, вода – вот и всё, что нужно для умелых рук. Лепить из солёного теста так же интересно, как из пластилина, а сохраняются такие поделки гораздо дольше – только их нужно обжечь в духовке. А можно сразу подкрасить тесто пищевыми красителями и лепить из цветного теста.

1.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ – ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКАЯ.

Программа направлена на раскрытие творческих способностей воспитанников, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.

Содержание программы :

носит развивающий характер

направлено на дополнение и углубление основной образовательной программы дошкольного образования;

ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;

готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми

1.2. НОВИЗНА ПРОГРАММЫ, АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.

Новизна программы состоит в том, что на занятиях дети осваивают, не только тайны мастерства ремесла, но и новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома на продажу и т. д.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Актуальность

Тестопластика – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Дети лепят много и охотно, именно поэтому возраст 5-7 лет считают “золотым веком” детского творчества. Ребенок переносит в работу свой искренний интерес, удивление или восхищение, он не только отражает мир, но и познает его.

Предоставляемая данной Программой возможность «пробы сил» воспитанников в данном виде творчества – лепке из соленого теста, содействует разрушению стереотипа неспособности к художественному творчеству, развитию уверенности в себе, формированию адекватной самооценке детей.

Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идёт полное расслабление тела и души.

Педагогическая целесообразность

В Программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельностного подхода, возрастного и индивидуального развития детей.

Тестопластика выполняет следующие функции:

• Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)

• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.

• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.

• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения

• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

1.3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

Цель: развитие творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста.

1.4. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ОТ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

Программа составлена для детей с уже имеющимися первоначальными навыками и умениями лепки - из пластилина, т. к. знакомство с лепкой на занятиях начинается уже в группах раннего возраста. На занятиях по тестопластике происходит совершенствование навыков лепки.

Занятия могут проводиться с детьми дошкольного возраста, как в детском саду, так

и дома, под руководством родителей.

Занятия по тестопластике могут проводиться как с одарёнными детьми

дошкольного возраста (по программе «Индивидуальная образовательная траектория одаренного ребенка», так и с детьми, нуждающимися в коррекционно-развивающей работе.

Коррекционная направленность занятий предполагает работу по коррекции восприятия, внимания, мышления, укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев, умения согласовывать движения различных частей тела. Применение тестопластики незаменимо для предупреждения тяжёлых эмоциональных нарушений, несформированности коммуникативной компетентности, с целью развития игровой деятельности, формирования у ребёнка игровых мотивов и интереса к игре. Тестопластика способствует активизации лексического запаса, актуализации имеющихся представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закреплению представлений о сезонных изменениях в природе, а также расширять и уточнять знания об окружающем мире, используя загадки, стихи, пословицы и поговорки. Даже неусидчивые дети в процессе тестопластики проявляют несвойственную им столь долгую концентрацию внимания на одном виде деятельности. Практически нет детей, которые отказались бы поэкспериментировать с тестом, оставляя на нем отпечатки различными предметами, поиграть с формочками и стеками или слепить что-то на свое усмотрение.

Все предметы, с которыми действует ребенок и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, выполняют роль наглядной опоры для речемыслительных упражнений. Причем в данном случае наглядность представлена объемными предметами, а не иллюстративным материалом. Для детей с задержкой психического развития это обстоятельство имеет огромное значение.

Еще одной отличительной особенностью программы является то, что техника лепки из соленого теста – это один из видов арт-терапии, который способствует изменению эмоционального состояния. Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике и социальной работе. Арт-терапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.

1.5. ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы - 5 – 7 лет, воспитанники старшей и подготовительной к школе групп. Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей.

1.6. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Сроки реализации Программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1-й год обучения.

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся: с историей возникновения лепки из солёного теста;

с историей возникновения лепки из солёного теста;

с основными приемами работы с соленым тестом;

названием, назначением, правилами пользования ручными инструментами для обработки пластичных материалов;

правилами техники безопасности;

2-й год обучения.

Дети подготовительной к школе группы продолжают знакомство с историей развития тестопластики, совершенствуют навыки и приёмы лепки из солёного теста.

Этапы реализации программы (повторяются ежегодно)

1 этап – подготовительный (август - сентябрь).

диагностика детей и родителей по выявлению уровня знаний о тестопластике;

определение целей и задач работы на учебный год;

составление учебно – тематического плана;

изучение и сбор методической литературы, подборка литературного и иллюстративного материала, образцов для работы по тестопластике;

знакомство родителей с планом работы;

2 этап – основной (октябрь – апрель).

организация образовательной деятельности с детьми.

включение родителей в реализацию Программы.

взаимодействие с педагогами ДОУ и социальными структурами города

(библиотека, детская художественная школа, дом детского творчества «Истоки», городской музей).

3 этап – заключительный (май - июнь).

Мониторинг реализации Программы, анализ достигнутых результатов.

1.7. ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.

Содержание занятий, планируется по каждому разделу в соответствии с учебно – тематическим и перспективным планами.

Используются разные формы занятий: традиционные и нетрадиционные:

Традиционные формы занятия.

№ Наименование

Форма организации

1 индивидуальные

воспитаннику дается самостоятельное задание с учётом его возможностей

2 фронтальные

работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма

3 групповые

разделение на минигруппы для выполнения определенной работы

4 коллективные

выполнение итоговых работ при прохождении определенной темы или для подготовки к выставкам, мероприятиям и конкурсам

Нетрадиционные формы организации занятий.

№ Наименование

Форма организации

1 занятие-игра

игровые упражнения с целью изучения и закрепления теоретического материала, конкурсные игровые задания

2 выставка (экспресс-выставка)

просмотр и анализ творческих работ, отбор и подготовка к отчетным выставкам и конкурсам; подведение итогов по пройденному разделу или теме

3 игровая программа

проведение тематических праздников, открытых занятий для родителей

4 экскурсия

выход на природу, посещение других объединений, с последующим обсуждением в объединении

5 творческая мастерская

полная свобода и экспериментирование в выборе художественных материалов, различных техник, выполнение работы по собственному замыслу

6 конкурс

строится в виде соревнования, викторины в игровой форме для стимулирования творчества детей

Режим занятий:

Занятия проводятся во второй половине дня – 1 раз в неделю.

Длительность одного учебного часа (занятия) - старшая группа 20 - 25 мин.

подготовительная к школе группа – 25 - 30 мин.

Год обучения Количество занятий

В неделю В месяц В год

1-й год обучения

(старшая группа) 1 4 28

2-й год обучения

(подготовительная к школе группа) 1 4 28

1.8. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

первый год обучения второй год обучения

Дети знают:

историю возникновения и развития тестопластики;

порядок подготовки материала и рабочего места для занятий;

правила техники безопасности;

последовательность росписи изделий;

практическое применение изделий из соленого теста;

умеют:

пользоваться инструментами, карандашами, кистью, палитрой;

замешивать соленое тесто;

применять различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, комбинированный;

сушить и раскрашивать поделки

владеют основными навыками рельефной лепки, модульной лепки, лепки из колец и пластин, лепки на форме

следуют устным рекомендациям педагога;

используют в работе знания по технике безопасности Дети знают:

сведения из истории тестопластики;

общие сведения об организации трудового процесса;

требования, предъявляемые к изделиям и процессу их изготовления;

приемы безопасной работы;

последовательность, основные приемы лепки изделий из теста;

основные сведения о дизайне изделий;

умеют:

рационально организовать рабочее место, инструменты с учетом техники безопасности, поддерживать порядок во время работы;

под руководством педагога проводить анализ изделия;

планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу;

выполнять изделие по заданию педагога и по собственному замыслу;

экономно расходовать материал;

выполнять декоративную отделку поверхности изделий;

предотвращать и устранять основные дефекты изделий;

владеют различными приемами и способами лепки;

проявляют творческую самостоятельность в создании изделий;

применяют в быту навыки изготовления изделий народных промыслов - подарки к праздникам, сувенирные украшения и т. д.

Способы проверки результатов

• Анализ процесса деятельности через наблюдения.

• Анализ продуктов деятельности.

• Диагностика (2 раза в год – сентябрь, май)

• Анкетирование родителей.

См. Приложение

1.9. Формы подведения итогов реализации программы

составления альбомов, книжек - раскладушек с фотографиями готовых продуктов деятельности;

использование продуктов детской деятельности в сюжетно ролевых играх, украшении интерьера детского сада и группы;

выставки работ на уровне детского сада и города для педагогов и родителей

участие в конкурсах детского творчества на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.

2.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Наиболее рациональной формой развития творческих способностей и возможностей дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологии изготовления изделий из соленого теста являются организованные занятия. Занятия объединены в блоки. Деление на блоки обусловлено тем, что от блока к блоку происходит:

расширение представлений детей по русскому народному декоративно-прикладному искусству;

знакомство со способами деятельности – лепки из солёного теста (пластическим, конструктивным и комбинированным)

развитие у воспитанников творческих способностей, интереса к лепке, умения планировать свою деятельность;

воспитание культуры поведения в обществе с детьми и взрослыми, положительного отношения детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству, самостоятельности.

Содержание блоков.

Вводное занятие

История возникновения и развития народных игрушек. Народная игрушка из глины (дымковская и филимоновская, современная авторская игрушка из глины. Изготовление работ по мотивам народных игрушек. Выполнение зарисовок глиняных игрушек и керамических изделий, лепка основных элементов, отработка приемов, выполнение образцов изделий, фантазийное осмысление работ по заданной теме, самостоятельное выполнение изделия - проявление индивидуальности.

История развития тестопластики.

Знакомство с солёным тестом, его свойствами, рецептом приготовления.

Материалы и инструменты, необходимые для лепки.

Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий. Сведения о материалах, необходимых для изготовления изделий из соленого теста.

Вспомогательные материалы и эффекты, достигаемые при их использовании.

Лепка на плоскости. Особенности сушки и раскрашивания.

Лепка различных видов цветов, мелких лепестков, листиков, стеблей. Создание рельефа. Лепка простейших животных, нанесение фактуры с помощью стеков. Лепка из частей, деление куска на части, выдерживание соотношения пропорций по величине. Роспись. Работа с палитрой по получению дополнительных цветов; использование красок для раскраски эскиза (работа с бумагой); выполнение работы по раскраске изделий из теста.

Лепка объёмных фигурок на каркасе и без каркаса.

Основные приемы лепки фруктов, овощей. Приемы создания плетеных изделий. Особенности поэтапного изготовления изделий. Отработка основных приемов и элементов лепки, выполнение образцов изделий, фантазийное осмысление работ по заданной теме. Способы сушки.

Технология изготовления интерьерных изделий.

Основные понятия: Изготовление интерьерных изделий. Приемы работы. Детали элементов, законы композиции, тонирование, цвет.

Изготовление панно.

Основные понятия: Технология изготовления сувениров и украшений. Изготовление бус, брошей. Фотография в жизни человека. Роль украшений в жизни человека. Виды украшений.

Изготовление сюжетных работ.

Знакомство с законами композиции. Выразительность персонажей.

Создание образов по представлению. Самостоятельный выбор способов и приемов лепки, поиск наиболее интересных и удачных решений. Освоение скульптурного способа лепки. Видоизменение основной формы разными приемами лепки (сплющивание, оттягивание, прищипывание, вдавливание, загибы и т. п). Оформление, украшение, дополнение работ мелкими деталями.

Выполнение коллективных работ.

Определение темы работы. Изготовление элементов работы. Оформление законченной композиции. Анализ хода работы, начиная от эскиза и заканчивая готовым изделием; самостоятельная оценка детьми своего творчества; самоанализ, самооценка, оценка работ товарищей по критериям предложенными учащимися; помощь отстающим; работа в парах и группах; критический подход к своей работе; отбор работ на выставку.

Итоговое занятие.

Выставка «Галерея достижений». Контроль знаний и анализ работ.

СЛОВЕСНЫЕ

• Рассказ педагога

• Беседа

• Чтение

художественной

литературы • объяснения,

• вопросы к детям,

• указания,

• пояснения,

• инструкция,

• педагогическая оценка.

• Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.

• Педагогическая оценка, является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. В течение всего процесса выполнения работы надо хвалить, подбадривать каждого ребенка, а в конце занятия еще раз, внимательно рассмотрев работы «скульпторов», особо отметить их старание, вспомнить, что и зачем делали на занятии, как в дальнейшем будут использоваться изготовленные поделки.

НАГЛЯДНЫЕ • Наблюдения

• Демонстрация наглядных пособий • рассматривание наглядных пособий

• показ образца

• показ способов действий

• показ выполнения работы может быть частичный и полностью

ПРАКТИЧЕСКИЕ • Упражнение

• Опыты

• Эксперименти-рование

• Моделирование

• Воспроизведение движений в воздухе.

• Совместные (или «пассивные») действия.

• Детям предлагают показать в воздухе, как они будут раскатывать «шарики», расплющивать, раскатывать и т. п.

• Если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, воспитатель берет его палец или ладошки в свою руку и вместе с ним выполняет действие.

ИГРОВЫЕ

• Дидактическая игра

• Воображаемая ситуация в развёрнутом виде

• Загадывание и отгадывание загадок

• Создание игровой ситуации

• Внезапное появление объектов, игрушек

• Выполнение воспитателем различных игровых действий

• Стихи, загадки подбираются по теме и помогают изображению характерных особенностей объекта.

• Игровая мотивация – ее создание важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

• Игровые приемы помогают поддержать интерес, активи-зировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение. Игровые приемы снимают утомление, так как игра делает процесс обучения занимательным. Игровые приемы – это способы совместного (педагог и дети) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, способы, направленные на обучение и развитие детей.

• Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.

Каждый из методов обучения должен:

o Обеспечивать воспитывающий характер обучения:

o Соответствовать поставленной задаче обучения;

o Соответствовать подготовленности детей;

o Соответствовать индивидуальным возможностям ребёнка;

o Соответствовать условиям занятий;

o Соответствовать принципам обучения

Содержание занятий планируется с учётом интеграции образовательных областей.

Об

В процессе занятий используются различные виды и формы совместной деятельности взрослого с детьми.

Виды деятельности Формы работы

Игровая Сюжетные игры. Подвижные игры. Игры с правилами.

Коммуникативная Беседы. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Сюжетные игры.

Трудовая Совместные действия. Дежурство. Поручение. Задание. Реализация проектов. Сюжетно-ролевые игры.

Познавательно-исследовательская

Наблюдение. Экскурсия. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Игры с правилами.

Изобразительная

(продуктивная) Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Музыкально-художественная

Слушание. Исполнение. Импровизация. Подвижные игры (с музыкальным сопровождением). Музыкально – дидактические игры.

Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение (потешки, прибаутки, скороговорки и т. д.). Обсуждение. Разучивание.

Двигательная Подвижные дидактические игры. Подвижные игры с правилами. Игровые упражнения.

Методические рекомендации к организации и проведению занятий.

• Занятия должны проводиться в отдельном помещении.

• Во время проведения теоретической части занятия (при демонстрации наглядных пособий, чтении художественных текстов, организации беседы, инсценировки, словесной игры) детей лучше всего размещать напротив воспитателя. Организуя проведение практической части занятия - непосредственно продуктивной деятельности – детей лучше размещать по кругу, т. к. это облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей.

• Занятия необходимо строить в доступной и интересной для детей форме, используя разнообразные игровые методы, художественное слово – произведения детских поэтов, устное народное творчество, близкое и понятное детям по содержанию.

• В работе с детьми нужно идти от наблюдения, рассматривания предметов окружающей действительности и объектов природы должно предшествовать изобразительной деятельности, т. е. перед каждым занятием должна проводиться предварительная работа. Поэтому руководителю Программы необходимо работать в тесном сотрудничестве с воспитателями групп.

• Занятие тестопластикой предполагает возможность переключения детей на другие виды деятельности: проведение дидактической, подвижной игры, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, т. е. проводится с соблюдением здоровьесберегающих технологий. Совместные игры ведут к приобретению навыков общения со сверстниками и позволяют снять «тактильную зажатость»

• Примерное планирование различных методов и приёмов при организации занятия может быть сокращено и должно варьироваться в зависимости от уровня подготовленности, состояния здоровья и индивидуальных особенностей детей.

• При организации продуктивной деятельности детей, можно использовать музыкальное сопровождение, что создаёт положительную эмоциональную атмосферу в микрогруппе.

Публикации по теме:

Адаптированная образовательная программа Презентация "Адаптированная образовательная программа" Структура написания, содержание. Слайд 1 Адаптированная образовательная программа.

Программа арт-студии «Жар-птица». Комплексная программа по развитию творческих способностей детей 3. Содержание программы Название цикла Тема Цель НОД Кол-во Осенниекартинки Диагностика творческого развития личности Выявить уровень.

Программа «Патриот» 1. Пояснительная записка. В рамках ФГОС «Нравственно-патриотическое воспитание» входит в область «Социально - коммуникативное развитие».

Программа по бумагопластике Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате.

Программа по физкультуре М РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 3 «Сказка» по образовательной.

Программа по экологии от 4 до 7 лет Пояснительная записка Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения.

Программа самообразования I этап. Самосознание Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства.

Программа самообразования Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений.

Программа самообразованияПрограмма самообразования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Радуга» Программа самообразования Жуковой Анны Александровны.

Программа по адаптации. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Уважаемые родители! В жизни Вашего ребенка, а значит и в жизни Вашей семьи наступает очень ответственный момент –.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Тестопландия»
Опубликовано: 2 марта 2016 в 09:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД