МААМ-картинки

Произведения Н. Н. Носова как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Анастасия Колодезная
Произведения Н. Н. Носова как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Колодезная А. А Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка»

Проблема воспитания нравственности наших детей не слабела никогда. В современном мире данная проблема приобрела особую актуальность. Политические и социально-экономические изменения принесли с собой и изменения в социально-нравственной сфере современного общества. В воспитание детей, а именно в нравственном, появились негативные тенденции: на первый план вышли компьютеры и телевизор, а книги ушли на второй план. Те персонажи, которых сейчас смотрят и любят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой. В современных семьях идёт погоня за развитием интеллекта, а воспитании нравственных чувств упускается. Родители не понимают, что без этих качеств накопленные знания не имеют смысла.

Публикация «Произведения Н, Н, Носова как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

«Нравственное воспитание, несомненно, является процессом двусторонним. С одной стороны, оно предполагает активное воздействие на детей взрослых : педагогов, родителей, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, отношениях и чувствах. Поэтому, реализация определенного содержания, использование различных методов нравственного воздействия возлагает на педагога внимательное изучение результатов проделанной работы, достижения своих воспитанников». Без сомнений можно говорить, что только систематическая совместная работа детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников нравственных эмоций может привести к формированию у них таких качеств и свойств, при наличии которых ребенок станет личностью.

В настоящее время повысился интерес к нравственному воспитанию, как у учёных, которые занимаются теорией, так и у практиков образования. На протяжении многих лет и веков, учёные, педагоги, философы и писатели интересовались вопросами нравственного воспитания. Это К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский, Л. Н. Толстой, В. А. Сухомлинский, И. Ф. Харламов, А. С. Макаренко, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый и др. – они говорили в своих работах о сущности нравственного воспитания.

На сегодняшний день в современном обществе остро встаёт проблема воспитанности современных детей. Нынешние сказки, мультфильмы, образ жизни не могут в полной мере дать детям представления о моральных нормах. Мы считаем, что, читая детям те добрые сказки и рассказы, к которым, несомненно, относятся и рассказы Н. Носова, можно вернуть понятия о добре и зле, формировать у детей необходимые нравственные представления и установки

Эффективным методом уточнения и систематизации нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста является этическая беседа. Этические беседы – это подготовленные, плановые и организованные занятия, содержание которых определяется требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду».

Я проводила беседы в разных формах – индивидуально, с подгруппой 8-10 человек и фронтально. Содержанием наших этических бесед становились возникшие в группе отношения между ребятами, раскрытие и обсуждение заключенной в художественных произведениях моральных норм на примерах рассказов Н. Н. Носова.

К каждой этической беседе были предъявлены единые требования : опора на жизненный опыт ребят, соответствие возрастным особенностям, конкретность ситуаций, наличие ситуации противоречий и выбора, связь с последующей деятельностью и практикой поведения, не спешить помогать ребёнку с обобщениями и выводами, учить делать их самостоятельно.

Всё это позволяло вести обсуждение, учить детей рассуждать, делать умозаключения, а не пассивно запоминать и воспринимать.

Этическая беседа состояла из трё х частей: вначале ребята слушали произведение Н. Н. Носова, затем обсуждали заключённую в нём мораль и, в конце концов, проводился оригинальный практикум: дети упражнялись в словах, которыми можно выразить чувства, овладевали способами морального поведения. Содержание этических бесед составляли в основном жизненные ситуации литературных произведений Н. Н. Носова.

Главная цель этической беседы: сформировать у ребёнка нравственные мотивы поведения и желание сочувствовать, сопереживать окружающим людям, которыми он бы мог руководствоваться в своих поступках.

Я провела следующую работу:

1. Разработана серия занятий, которые будут способствовать формированию положительных нравственных качеств средствами произведений Н. Н. Носова.

2. Подобран комплекс игровых упражнений и игр, которые направлены на формирование у детей эмоциональной отзывчивости.

Я активно использовала в общении с детьми введения ребят в игровые ситуации, где присутствовала нравственная проблематика. Игры расширяют кругозор, влияют на совершенствование и умения правильно и вовремя использовать свои эмоции. С этой целью мы использовали наблюдения за окружающей действительностью, разнообразные дидактические игры.

Игровые ситуации, которые я разработала, ставят детей перед разрешением нравственной задачи, морального выбора. Ребятам доводилось вставать на место мальчика Котьки из рассказа Н. Н. Носова «На горке» и спрашивать себя: «Каково было Котьке, который работал один?». С помощью педагога дети делали вывод, что Котьке очень хотелось, чтобы горка получилась, поэтому он усердно трудился, ни разу не присел, прилежно, в поте лица. Но без помощи друзей ему было бы еще тяжелей, поэтому только сообща и, помогая друг другу можно делать одно общее дело.

Так ненавязчиво, от красочных и образных представлений на примерах

произведений Н. Н. Носова ребята приходят к чёткому и понятному для их возраста пониманию категорий сопереживать, сочувствовать порадоваться, не завидовать, делать добро охотно и искренне.

Проводя занятия, где ведущим методом была этическая беседа, я сначала читали детям рассказы, а затем задавала вопросы: «Правильно или неправильно поступил тот или иной персонаж? Почему? А как бы вы сами поступили?»

Я проводила с детьми беседы и читали художественные произведения Н. Н. Носова, в которой ребята могли найти для себя много увлекательных и разнообразных сюжетов. При этом освоение нравственных представлений проходило в игровой деятельности детей.

Таким образом, в процессе работы над произведениями Н. Носова как на занятиях, так и вне их, при формировании нравственных представлений дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. Доминирующими методами при организации НОД по чтению и анализу произведений Н. Носова являлись эвристические методы: решение познавательных задач, выполнение заданий, проблемное изложение, эвристическая беседа и т. д. Вне занятий активно использовалось проигрывание ситуаций и организация сюжетных игр, включающих решение нравственной задачи.

Публикации по теме:

Игровая предметная среда как средство развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста 1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд 6 слайд 7 слайд 8 слайд.

Сказка как средство формирования нравственных качеств у дошкольников В настоящее время увеличилось количество дошкольников, у которых отмечаются нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. У современных.

Театрализованная игра как средство формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности».

Детская художественная литература как средство формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста Актуальность работы: Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое.

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста. В одних случаях это игровая форма занятия проводится со всеми.

Мастер-класс «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Сказка как средство формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»Цель: Знакомство.

Музыкальная деятельность, как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста Музыкальная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Выступление.

Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Моделирование как метод формирования экологических представлений у дошкольников. Презентация» «Модель - это предметное, графическое или.

Проектная деятельность, как средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста Проектная деятельность, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. «Мир, окружающий ребёнка,.

Мультипликационные фильмы как средство формирования представлений о ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста Сборник статей Республиканской научно — практической конференции 23 марта 2016 г (Часть I. Дошкольное образование). Мультипликационные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Произведения Н. Н. Носова как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 сентября 2017 в 13:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД