Папки-передвижки

Рабочая программа «Ознакомление с предметным и социальным окружением» для средней группы

Баева Светлана
Рабочая программа «Ознакомление с предметным и социальным окружением» для средней группы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к основной образовательной программе

дошкольного образования

по познавательному развитию

("Ознакомление с предметным и социальным окружением")

(«Ознакомление с предметным и социальным окружением» О. В. Дыбина)

для детей 4-5 лет, средняя группа

Автор-составитель:

Баева С. В.

г. Ростов-на-Дону

2023 – 2024 учебный год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Рабочая программа „Ознакомление с предметным и социальным окружением“ для средней группы» размещена в разделах

Рабочая программа разработана в соответствии с :

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273-ФЗ от29.12.2012г. ;

Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013г. № 1155;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1. 2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 года N 16 «Об утверждении санитарно - эпидемиологических правил СП 3.1 /2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»;

Письмо «О реализации основной общеобразовательной дошкольного образования, соответствующей ФГОС ДО» №59-52/193/3 от19.01.2017г., с инструктивно – методическим письмом по организации пространственно – предметной развивающей среды МАДОУ (на 2 в 1 экз.) и примерным перечнем средств обучения и воспитания, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, соответствующих ФГОС ДО (на 17 л. В 1 экз.);

Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

Устав (утверждён приказом № 633 от 23.06.2015);

Лицензия на образовательную деятельность, регистрационный № 5457 от 12.08.2015г.

Основная образовательная программа дошкольного образования

МАДОУ № 272

Рабочая программа направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, формирование представлений о человеке, его роли и месте в социуме и окружающей действительности. Познавательное развитие предусматривает расширение кругозора детей в области экологических представлений, окружающего мира (семья, детский сад, родной город, Родина, труд взрослых, предметный мир, естественных представлений о человеческом организме и т. д.

ЦЕЛИ: - Формирование целостной картины мира, приобщение к социокультурным ценностям.

- воспитывать уважительное отношение к родной стране, городу, труду взрослых, окружающей природе.

ЗАДАЧИ:

Создавать условия для расширения представлений об окружающем мире.

Расширять знания об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход, о правилах поведения в общественных местах.

Формировать первичные представления о школе.

Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях и результатах труда.

Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

Познакомить с деньгами, возможностями их использования.

Принципы:

реализации рабочей программы по познавательному развитию основываются на основных принципах общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой:

принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

принцип культуросообразности, который обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры;

соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются ключевые качества в развитии дошкольников;

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, где основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

принцип преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Объем реализации программы : 1 занятие в 2 недели, 2 занятия в месяц, 18 академических часов в год.

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

непосредственно-образовательная деятельность (занятие)- это интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков, в которой процесс обучения остается;

совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, трудовая деятельности;

дидактические игры;

проектно-исследовательская деятельность;

эксперименты;

Контингент воспитанников:

Всего детей по списку: __ человека.

Пол: __ мальчиков, __ девочек.

Дата комплектования группы : 1 сентября 2021 года.

Условия реализации программы :

Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Центры оснащены развивающими материалами:

Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,

Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности : объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т. д.

Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

условия для свободного выбора деятельности;

условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;

создание разных пространственного предъявления детских продуктов :

-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу

-«круги» или иные формы собрания группы или её части, на которых дети - по желанию- делают доклады или иным способом представляют продукты собственной деятельности. Важно, чтобы дети располагались в кругу и видели друг друга.

-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.

Самостоятельная деятельность детей;

Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий.

Для реализации программы используются технические средства : инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями : родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

К концу года дети должны:

Проявлять интерес к окружающему миру.

Знать материалы, из которых сделаны предметы, их свойства и качества.

Группировать предметы по назначению.

Иметь первичные представления о школе, о семье (ее члены, родственные отношения) и ее истории.

Иметь представления о детском саде и его сотрудниках.

Знать красивые места своего города, его достопримечательности.

Иметь представления о российской армии, военных, охраняющих Родину (пограничники, моряки, летчики).

2. Учебно-тематический план

(составлен в соответствии с календарным графиком на 2023 - 2024 учебный год)

Месяц, дата

№ занятия

Вид и тема

Кол-во часов

Примечание

01.09.2023

1

Расскажи о любимых предметах

1 час

15.09.2023

2

Моя семья

1 час

29.09.2023

3

Петрушка идет трудиться

1 час

13.10.2023

4

Мои друзья

1 час

27.10.2023

5

Петрушка идет рисовать

1 час

10.11.2023

6

Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь

1 час

24.11.2023

7

Петрушка – физкультурник

1 час

08.12.2023

8

Целевая прогулка «Что такое улица»

1 час

22.12.2023

9

Узнай все о себе, воздушный шарик

1 час

19.01.2024

10

Замечательный врач

1 час

02.02.2024

11

В мире стекла

1 час

16.02.2024

12

Наша армия

1 час

01.03.2024

13

В мире пластмассы

1 час

15.03.2024

14

В гостях у музыкального руководителя

1 час

29.03.2024

15

Путешествие в прошлое кресла

1 час

12.04.2024

16

Мой город

1 час

26.04.2024

17

Путешествия в прошлое одежды

1 час

10.05.2024

18

Наш любимый плотник

1 час

24.05.2024

19

Повторение «Мой город»

1 час

Итого:

19

19

часов

3. Методическая литература для педагога:

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.

А. Васильевой). Мозаика-Синтез, Москва, 2015

«Ознакомление с предметным и социальным окружением» О. В. Дыбина. Мозаика-Синтез, Москва, 2015

Публикации по теме:

«Путешествие в прошлое телефона». Ознакомление с предметным окружением и аппликация в подготовительной группе детского сада«Путешествие в прошлое телефона». Ознакомление с предметным окружением и аппликация в подготовительной группе детского сада Цель занятия: Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов и побуждение к совместной творческой деятельности на основе использования.

Игры на ознакомление детей 3–4 лет с предметным и социальным окружениемИгры на ознакомление детей 3–4 лет с предметным и социальным окружением Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому необходимо работу с детьми по ознакомлению с окружающим миром проводить.

Игры по ознакомлению детей 3–4 лет с предметным и социальным окружениемИгры по ознакомлению детей 3–4 лет с предметным и социальным окружением Во второй младшей группе ознакомление детей с окружающим миром целесообразнее проводить в игровой форме, включать во время занятий дидактические.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы ( II часть продолжение) Месяц: Декабрь 1-ая неделя. Лексическая тема: «Временные представления» Совместная образовательная деятельность:.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Что лучше: бумага или ткань?»Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Что лучше: бумага или ткань?» Апрель. 3 неделя Ознакомление с предметным и социальным окружением "Что лучше: бумага или ткань"? Задачи: закреплять знания детей о бумаге.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Предметы-помощники» в подготовительной группеКонспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Предметы-помощники» в подготовительной группе Задачи: Познакомить детей с предметами, облегчающими труд людей на производстве (калькулятор, робот, компьютер, станки). Расширять представление.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Знатоки»Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Знатоки» Цель: Расширять представления детей о предметах рукотворного мира. Задачи: Образовательная: закреплять представления детей о богатстве рукотворного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа «Ознакомление с предметным и социальным окружением» для средней группы
Опубликовано: 12 сентября 2023 в 10:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД