Развитие детей раннего возраста посредством музыкальной деятельности

Надежда Шаронова
Развитие детей раннего возраста посредством музыкальной деятельности

Ранний дошкольный возраст- период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребёнка к различным видам деятельности.

В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов различных профессий. Врачи, педагоги,учёные, психологи и музыканты- исследуют возможности развития ребёнка в первые годы жизни.

Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности.

С первого дня рождения ребёнок получает музыкальные впечатления. Прежде всего, это голос матери с убаюкивающими или оживлёнными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано подпевает взрослому. Следовательно музыка предоставляет богатые возможности для общения взрослого с ребёнком, создаёт основу для эмоционального контакта между ними.

Я,как музыкальный руководитель, стараюсь организовывать музыкальное воспитание маленьких детей в детском саду, с учётом их возрастных особенностей.

Содержанием музыкального воспитания в ранние годы жизни ребёнка является приобщение его к различным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке и освоение некоторых исполнительских навыков.

В раннем возрасте прежде всего формируется восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании, потому что их исполнительская деятельность незначительна.

В начале учебного года ставлю наиболее простые задачи. На музыкальном занятии стараюсь главное вызвать эмоциональный отклик детей, то есть оживление, радость и интерес к музыке. Сначала действует небольшая группа детей. Остальные наблюдают, за ними. Малоактивным детям очень полезно видеть, как действуют их сверстники, тогда они скорее включаются в коллективные действия. Постепенно приобретая навыки и опыт движений под пение музыкального руководителя и показ воспитателя. включаются все.

На занятиях с малышами стараюсь голос делать более приветливым,с высоким тембром, взгляд более тёплым и заинтересованным, медленнее темп разговора и пения,речь более внятной и обязательно с улыбкой.

Начинать занятие стараюсь с музыки контрастного характера (марш-бег,чтобы сразу вызвать эмоциональное состояние у детей, бодрое и задорное под песню «Барабан» муз. Е. Тиличеевой или «Мы –солдаты» муз. Слонова, при ходьбе за воспитателем ; игривое и лёгкое под музыку «Догонялки» муз. Н. Александровой при беге в одном направлении с воспитателем.

Проводя музыкальные занятия в течение года, я ставлю более усложняющиеся задачи. И думаю, что нового для развития восприятия музыки может дать детям песня,танец, или пьеса для слушания.

Дети младшего возраста очень хорошо слушают музыку, порой даже внимательнее, чем старшие дети. Музыка в оркестровом исполнении. народная музыка в записи вызывает у них интерес. Дети вслушиваются, сопереживают её содержанию.

Все их эмоции отражает лицо, глаза, покачивание головой, корпусом или болтание ножками. А иногда они просто замирают и не шевелятся в течение всей пьесы. Мы слушаем «Лошадку» муз. Железновых, «Танец трёх поросят», дети при этом двигаются, крутят «хвостиками».

Мне довелось счастье видеть наших малышей с раннего детства до выпуска в школу. как они постепенно растут, умнеют наблюдать превращение «крохи» в полноценного человека- «первоклашку». Приятно осознавать, что и я тоже помогаю формированию исполнительской деятельности, почти с её истоков.

В начале всё связано с речевыми интонациями, как в песне «Да-да-да» Е. Тиличеевой.: Ручками мы хлопнем да. да,да,да,

Ножками мы топнем да-да-да-да.

Ручками помашем да-да-да-да.

Ножками попляшем да-да-да-да.

В первые дни не все даже произносят «да». Постепенно после моего побуждения и показа воспитателя, появляется протяжность, определённый ритм, у каждого малыша свой, иногда можно отметить даже музыкальную высоту.

К концу года дети подражая взрослому, начинают подпевать отдельные звуки, концы фраз и даже по два-три человека есть активно подпевающих, в таких попевках, как «Ладушки», и «Корова».Е. Тиличеевой.

«Стоит корова на лугу му, му, му, му,

Я молока вам дать могу му,му,му,му.

Его ребята любят пить му, му, му, му.

Могу ребят я напоить му, му,му, му.»

Всеми доступными методами: голосом,игровыми,игрушками и атрибутами,костюмами и шапочками,стремлюсь развивать у детей певческое звучание, увеличивая определённый объём,приемлемых для этого возраста, вокальных навыков.

Музыкально-дидактические игры помогают в развитии всех видов музыкальной деятельности. В раннем возрасте дети уверенно различают тембры музыкальных инструментов: колокольчика,погремушки,барабана, бубна. На предложение поиграть громко или тихо,с интересом реагируют и точно выполняют задание,которое я чередую через одного «Ты громко играешь,а ты тихо» в игре «Барабан» Е. Тиличеевой,

У меня барабан, громко я стучу бам, бам,

Дима палочку возьми,громко в барабан стучи.

У меня барабан тихо я стучу БАМ,БАМ

Кира палочку возьми,тихо Кира постучи

Первоначальная предпосылка музыкально-ритмических движений в раннем возрасте- это ощущение детьми элементарной ритмичности в действиях, связанных с музыкой. Здесь я одной из первых, вместе с воспитателями участвую в установлении простейших связей музыки и движений, не бессвязных и хаотичных,а фиксированных, конкретных и определённых.

Основной нашей задачей является побуждать детей начинать те или иные движения с началом музыки и заканчивать с окончанием её звучания. Когда музыка не звучит,я предлагаю детям послушать тишину и сказать: «тссс»,приложив палец к губам.

К переходу в младшую группу садика,дети в большем своём составе осваивают основные движения под музыку :

Ходьба-остановка; Ходьба- бег- ходьба., подпрыгивание и даже прямой галоп. Делают они это конечно не совершенно, но общий характер музыки просматривается. Когда малыши более уверенно передвигаются по залу, это даёт мне возможность расширять задания на ориентировку в пространстве В зависимости от построения пляски, усложняю её ,например «Ай -ду» делаю в парах, «Приседай»- добавляю несколько движений, В хороводе

«Греет солнышко теплей»- Меняю движения с флажками на движе6ния руками При ходьбе под маршевую музыку учу двигаться хвостиком за воспитателем,при этом повторяю слова: «Марш, марш, шагом марш»,чтобы у детей закрепилось в сознании что эта музыка связана с ходьбой и словом «Марш».

В музыкальных играх дети не только двигаются под музыку, но и охотно передают образы персонажей, используя, по показу воспитателя сначала, потом уже самостоятельно характерные движения С удовольствием изображают тяжёлого и медленного мишку в игре «Догони нас,Мишка» муз. В. Агафонникова, при этом уморительно,кто рычит,кто сопит,а кто укает ; Игривых и весёлых котят в игре «Кошка и котята» муз. В. Витлина (здесь я тоже усложнила задание,тем, что Кошка каждый раз меняет своё место в зале, и дети с большей радостью ищут свою Маму) ;Суетливых и кружащихся мотыльков в игре «Мотылёк» муз. Р. Рустамова

Вызвать наибольший интерес к играм, песням и танцам стараюсь включением на занятия,праздники и развлечения предметы и атрибуты- листочки, дождинки, лужи, ручеёк, морковки, грибочки –осенью; снежинки, снежки, прозрачные тюлевые ткани, как сугроб ; Цветочки, колечки,флажки, ленточки, султанчики и платочки –весной и летом.

Отдельно хочется сказать о праздниках. Осенний утренник является первым для малышей праздником в детском саду. Ещё нет сформировавшегося детского коллектива. некоторые дети только приходят,адаптация ещё не завершена, всё здесь ново и неизвестно. Несмотря на это праздники проходят на должном уровне, потому что вместе с воспитателями мы стараемся в большей степени сделать утренник зрелищным и игровым. Больше ввожу игр и песен с игрушками,для радости детей слисточками,ленточками и грибочками,овощами и фруктами. А вот уже в зимний праздник знакомим детей с традиционными персонажами зимнего периода:Лисой, Снеговиком, Зайцем, Медведем. Вводим даже Деда Мороза,сначала заранее,в группе, а потом он ведёт детей к нарядной Ёлке. Новогодние огни, подарки сами наряды детей,радостная музыка -делают детей активными и эмоционально отзывчивыми. На праздниках и музыкальных занятиях в раннем возрасте многое зависит от воспитателя, знания музыкального репертуара, программы, всех основных движений,особенностей психики и физических особенностей и возможностей малышей. Роль воспитателя важная и ведущая. Воспитатель-образец для подражания, который во всём передаёт свои эмоции,он не должен быть просто ведущим праздник или молчаливым наблюдателем на музыкальном занятии,а быть вместе с детьми,на их уровне,петь и играть,как они и вместе. ,помогать детям. Этим и отличается роль воспитателя в музыкальном развитии ребёнка раннего возраста о более старшего. Воспитатель –то зеркало,в которое смотрит малыш,и отражает всё в себе,а потом дарит уже нам взрослым радость общения.

В раннем возрасте происходит возникновение всех видов музыкальной деятельности, где они слитны в единый комплекс,движение вытекает из слушания,пение из из движения.

Они чётко ещё не разграничены и только начинают формироваться

Предпосылки музыкальных способностей. Наша главная задача, как педагогов вызывать активные эмоциональные действия малышей под музыку,приносить радость общения с музыкой.

Публикации по теме:

О музыкальном воспитании детей Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека. В. А. Сухомлинский. Известно, что ранний и младший.

«Психические особенности детей». Информация для родителей СООБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ДЕТЕЙ. [/b] Успех в воспитании детей обусловлен знанием психических особенностей нервной.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Развитие детей раннего возраста посредством музыкальной деятельности
Опубликовано: 13 октября 2013 в 21:31
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе кров делили: Кошка, внучка,...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....