Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики

Вера Филина
Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи. Однако психологическое влияние на развитие личности не заканчивается воздействием на построение внутренней личностной структуры. Важно отметить и значимость влияния физических занятий на развитие всех характеристик человека. Все действия (бездействия) человека напрямую зависят от его психических характеристик, от состояния психики личности на данный момент. Исходя из чего, важно отметить и значительную роль оказываемую именно физических занятий на развитие значимых характеристик и качеств человека.

Одной из ведущих задач по физическому воспитанию является укрепление физического, психического здоровья детей, обеспечение тесной связи физического, психического и умственного развития. С учетом особенностей развития детского организма данную задачу можно определить более конкретно, как совершенствование деятельности центральной нервной системы. Создание условий для совершенствования психических процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения) и эмоционально-волевой сферы ребёнка. Использование приобретенных знаний и навыков в двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность. И здесь немаловажно с каким настроением ребенок приходит на занятия физкультуры, есть ли у него желание заниматься. Создать у ребенка хорошее настроение, вызвать желание заниматься, добиться хороших результатов можно при использовании тематических физкультурных занятий с элементами психогимнастики. Проведение тематических физкультурных занятий, утренней гимнастики с элементами психогимнастики помогают развивать не только физические качества и умения, но и проводить коррекцию познавательной и эмоционально-волевой сфер психики ребенка. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций.

В нашем ДОУ работа в этом направлении проводится инструктором по физической культуре совместно с педагогом-психологом. Педагог-психолог подбирает игры, упражнения, психогимнастические этюды для развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. Инструктор по физической культуре, в свою очередь, проводит их на занятиях, учитывая рекомендации педагога-психолога. Подбор игр и упражнений осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в каждой группе. Также в ДОУ организуется совместная работа педагога-психолога и инструктора по физической культуре по выявлению детей с отклонениями в поведении и в познавательном развитии с целью проведения индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы на занятиях с этими детьми.

Развитие познавательной сферы на занятиях осуществляется через использование специально подобранных игр. Это такие игры как: «Поиск» (зрительная память, внимание, «Слова по кругу» (слуховая память, внимание, «Кем был?», «Кем будет?» (внимание, мышление, воображение, «Говори наоборот» (внимание, мышление, «Мячик с путаницей» (внимание, мышление, воображение, «Я знаю 5…» (мышление, «Арифметический мяч» (мышление, внимание, «Дотронься до…» (внимание, восприятие цвета, «Художник» (память, внимание, речь, «Повторяй за мной», «Карлики и великаны», «Запрещённое движение», «Нос, пол, потолок», «Пиф-паф» (внимание) и др.

Тематическое занятие - одна из организационных форм проведения занятий по физической культуре, которая используется в нашем ДОУ и способствует воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Темы для занятий выбираются самые разнообразные: «Прогулка в лес», «Подводное царство», «Поход в горы», «Полёт в космос», «Мы идём по городу», «Путешествие в Африку», «Зимушка-зима» и др. В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания, используемые в сюжетном занятии, подчинены определенному сюжету (например, в комплексе «Подводное царство» применяются упражнения дыхательной гимнастики «Парус», «Волны шумят» и др., обще-развивающие упражнения «Рыбка», «Крабы», «Медуза» и др., подвижные игры «Цунами», «Старик и невод», «Водяной», «Море волнуется…» и др., танец «Морской карнавал», круговая тренировка «Матросы на корабле в шторм» и т. п.). Включение в физкультурные занятия элементов психогимнастики помогает создать положительный эмоциональный настрой, снизить агрессию, устранить замкнутость, закомплексованность, снять усталость, преодолеть застенчивость, робость. У детей быстрее развиваются навыки концентрации, пластики, координации движений. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности.

Психогимнастические упражнения, используемые нами в вводной части занятия, решают следующие психологические задачи: организовать, активизировать внимание детей, вызвать интерес, создать бодрое настроение. Вводная часть в форме танцевальных упражнений облегчает процесс запоминания и освоения движений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Музыка одновременно регулирует темп и ритм движений, тем самым, способствуя более четкому и правильному выполнению упражнений, вызывает положительные эмоции и создает при выполнении упражнений бодрое настроение. Как правило, дети с огромным удовольствием выполняют физические упражнения под музыкальное сопровождение.

В заключительной части занятия мы используем музыкальное сопровождение для упражнений, направленных на овладение навыком произвольного расслабления, и некоторых этюдов психогимнастики мы используем специальную музыку, тематически связанную с сюжетом, для релаксации в сочетании с естественными природными звуками (например, в комплексе «Морское царство» применяются музыкальные композиции «Океан», «Песнь кита», «Морские сны», «Путь дельфина», «Морские мелодии» и др.). Многие музыкальные композиции, включающие естественные звуки природы (крики чаек, голоса дельфинов, «пение» китов, шум морского прибоя и др., создают ощущение гармонии с окружающим миром, помогают пережить, прочувствовать тесную связь, единство Человека и Природы, что имеет важное воспитательное значение.

Развитие физической культуры дошкольника можно представить как единство освоения предшествующей культуры в доступной для него форме и созидания новых, соответствующих его потребностям и интересам культурных ценностей. Одним из показателей развития физической культуры дошкольника является характер его отношения к природе, другим людям, к самому себе, вся совокупность потребностей и способностей, которая способствует положительным изменениям в его физическом, психическом и личностном развитии.

Литература:

1. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986.

3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. - М., 1986.

4. Чистякова М. И. Психогимнастика/Под. Ред. М. И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

5. Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ ГОКУ «Школа – интернат р. п Квиток» Доклад «Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре Вавилова Алена ВалентиновнаИнструктор по физической культуре ДОУ детский сад 52 кировского района Санкт-Петербурга Формирование здорового.

Использование современных оздоровительных технологий и реализация принципа интеграции на занятиях по физической культуре Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач,.

Календарно-тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально-волевой сферы Календарно – тематический план коррекционных занятий по формированию эмоционально – волевой сферы (1-4 класс) № п/п Задачи коррекционной.

Конспект самостоятельной деятельности детей подготовительной группы на занятиях по физической культуре «Спорт — это жизнь» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Колокольчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Игра на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5–6 лет с ЗПР «В гостях у медведя» Игра на развитие эмоционально-волевой сферы «В гостях у медведя» на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет с ЗПР Задача-коррекция.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Спорт и физкультура
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер дошкольников на занятиях по физической культуре с помощью психогимнастики
Опубликовано: 17 августа 2017 в 23:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Конструирование из бумаги с элементами рисования и аппликации «Собачка и...
Прошедшая неделя прошла под лексической темой"Домашние животные". Завершая неделю, мы с ребятами учились складывать из бумаги собачку, строить для неё домик...
Макет «Горная местность»
Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что для организации познавательной деятельности в ДОУ используются разные методы: практические ( опыты, эксперименты,...
Конспект занятия по валеологии в старшей группе «Мозг — начальник всех органов»
Задачи: Дать знания о головном мозге, в частности его роли в жизни каждого человека. Мозг находится в голове и упорядочивает работу всех других органов. Он...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «К нам пришел Лесовичок»
Программное содержание: Закрепить знания детей о деревьях, растущих в нашем посёлке. Уточнить и расширить знания детей о редких и охраняемых растениях ,...
Сценарий квест-игры «Защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста
КВЕСТ – игра «Защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Лымарь Ирина Сергеевна Должность: Воспитатель Место работы: МБДОУ...