«Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».

Лариса Готовцева
«Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».

Тема: Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».

Почему мы выбрали пересказ?

Это вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. И это подчеркивается многими исследователями, как общей дошкольной, так и в коррекционной педагогики (Глухов В. П, Федоренко В. П) .

Пересказ-это один из наиболее простых видов монологического высказывания, поскольку детям дается уже готовый текст.

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложения и целого текста.

Для эффективного проведения данной работы необходимо выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Обследование рекомендуется проводить в начале, в середине и в конце учебного года и заносить в специальный протокол.

Анализ составленных пересказов базируется на показателях развития связанной речи. Индивидуальная оценка детских высказываний с позиции данных критериев позволяет определить уровень связности речи (высокий, средний, низкий) и служит дифференцированному подходу к обучению детей навыков пересказа.

Есть книга (автор Лебедева Л. В, Козина И. В, Кулакова Т. В, Львова Т. В) «Конспекты занятий по обучению детей пересказов». Там разработана система, в которой охватывает 27 специальных подготовленных занятий по трем возрастным группам детей: средней, старшей и подготовительной. Девять занятий на каждую возрастную группу, по три занятия на каждый период обучения. С опорой на графические схемы. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия. Все конспекты оснащены оригинальными пособиями. В своей работе они оперяются на произведение К. Ушинского, В. Бианки, Г. Скребицкого, Е. Чарушина, Л. Толстого и других авторов.

Важно учитывать объем произведения, четко выраженные начала, середину и конец сюжета, понятные и интересные для детей содержания, доступная прямая речь, короткие фразы. В начальном этапе работы использовались небольшие тексты, в дальнейшем их объем увеличивался, по мере возрастания речевых возможностей детей.

При подборе текстов учитываются следующие требования:

Высокая художественная ценность произведения

Идейная направленность

6. Лексико-грамматические упражнения.

a) «Подбери признаки» обогащение и активизация словаря прилагательных

b) Игра «Подбери слова – родственники» упражнение в словообразовании

Динамичность, образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия

Объем пересказа (возрастная особенность детей)

Словарно - грамматическая наполняемость текста

Проводимые обследования на протяжении нескольких лет показала хорошую динамику детей по обучению пересказа, их желание и умение связно, красиво говорить.

Опыт работы.

Тема: Пересказ рассказа «От чего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Цель:

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем отображающих последовательность событий.

Основные задачи:

1. Формирование целенаправленного восприятия и анализа текста

2. Развитие навыков планирования пересказа (с опорой на наглядность)

3. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний

Ход занятий:

1. Организационный момент. Развитие слухового внимания и мышления. (педагог загадывает загадку)

2. Подготовка восприятия текста. Развитие долговременной памяти.

3. Чтение рассказа «От чего у лисы длинный хвост?». Развитие речевого слуха, внимания, восприятия.

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи (на вопросы дети отвечают полными предложениями)

5. Игра «Трудные слова». Сенсорно - словарная работа. Уточнение значение слов. Схема «Что означает перечеркнутый глаз, перечеркнутое ухо, перечеркнутый нос(невиданное, неслыханное и нечуянное). Схема

c) Игра «Что делает лесенок?» подбор действий с использованием картины – трансформера.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

8. Составление графического плана рассказа. Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Схема

9. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи, памяти.

10. Итог. Оценка работы детей

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД «Художественная литература» по программе «Детство» Образовательная область «Чтение художественной литературы»: Художественная литература 1 раз в месяц (4-я неделя месяца) Сентябрь «Детский.

Стихи для детейСтихи для детей Уважаемые коллеги!Моя приоритетная тема "Развитие речи детей раннего возраста через художественные произведения" На занятия я часто использую.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
«Развитие умения естественно, выразительно пересказывать художественные произведения. Опыт работы».
Опубликовано: 7 декабря 2012 в 21:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательно-игрового занятия «Военные профессии»
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы и...
Нетрадиционные техники рисования с детьми подготовительного возраста «Северный олень»
Сегодня хочу вам рассказать, мои друзья, коллеги и гости странички, о том, как мы рисовали северного оленя. Нам пригодились: * тонированный лист формата...
Мастер-класс «Открытка к празднику Дню Защитника Отечества»
Назначение: в качестве подарка к празднику – День Защитника Отечества. Цель: изготовить открытку своими руками в подарок папе. Задачи: развивать...
Конспект открытого занятия по художественной деятельности (сюжетное рисование) в...
Конспект открытого занятия по художественной деятельности ( сюжетное рисование) в старшей группе на тему: «Краски осени » Программные задачи: Обучающие: 1....
Мастер-класс по изготовлению композиции из соленого теста «Букет для моей мамы —...
В этом учебном году я много времени уделяю работе с соленым тестом. Детям очень нравится работать с ним, даже если они ничего в итоге не создадут. Сам...