Лучший педагог года

Рекомендации при работе с детьми ОВЗ

Оля Нечаева
Рекомендации при работе с детьми ОВЗ

Рекомендации при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с Конституцией и Законом РФ «Об образовании» все граждане Российской Федерации могут бесплатно получить образование в государственных и муниципальных учреждениях независимо от состояния здоровья. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, цель которой — обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Публикация «Рекомендации при работе с детьми ОВЗ» размещена в разделах

Одним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов наряду с медицинской, психологической реабилитацией является возможность получения полноценного образования, которое дает возможность стать полноценным членом общества.

Инклюзивное образование (включенное образование) – процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных учреждениях.

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого воспитанника и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение – психолого-педагогическая технология, предназначенная для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем или в их предупреждении.

Одной из задач психолого-педагогического сопровождения является сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, социальному, интеллектуальному развитию воспитанников и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства.

Опыт работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, помогает тогда, когда акцент в работе с ребенком делается не на дефект в его развитии как таковой, а на выявление и развитие его личностных качеств и способностей.

Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимо всем участкам педагогического процесса для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи учебного процесса:

— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;

— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;

— опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования;

— разрабатывать методики и технологии, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;

— совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности.

Важным условием в создании психологического комфорта во взаимоотношениях с ребенком, имеющим дефект развития, является психологическая поддержка.

Психологическая поддержка — это процесс, в котором взрослый, взаимодействуя с ребенком, сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки. Она позволяет помочь ему поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддержать при неудачах. (4)

Поддержать ребенка — значит поверить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Необходимо помнить, что существуют факторы, на первый взгляд, безобидные, но они могут привести детей к разочарованию. Такими факторами могут быть завышение требований к ребенку со стороны родителей и других участников процесса обучения, воспитания и развития, соперничество братьев и сестер, чрезмерные амбиции ребенка и др.

Поэтому для создания «безбарьерной» среды необходимо осознание барьеров, возникающих на пути ребенка с особенностями психофизического развития, их профилактика и устранение, как один из способов решения его образовательных проблем (9).

Для обучения детей с ОВЗ в процессе обучения используются четкие указания, задания поэтапно разъясняются, воспитанники учатся последовательно выполнять их.

В учебном процессе используются различные виды деятельности: чередование занятия с физкультурными паузами, предоставление дополнительного времени для завершения задания в классе (группе) и дома. Можно использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, а также приветствуется помощь родителей.

В организации учебного процесса используются вербальные поощрения, воспитанникам предоставляется право покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства, кодовая система общения (слова, жесты, взгляд, которая дает ребенку понимание недопустимого поведения на данный момент и помогают знания об изменении в поведении, которые указывают на переутомление воспитанника с ОВЗ.

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться такими словами и действиями, которые бы работали на развитие его «Я-концепции» и чувство полезности и адекватности. Такими способами могут быть: демонстрация удовлетворенности тем, чего достиг ребенок; употребление словосочетаний, снижающих напряжение, типа «Все мы люди и все мы делаем ошибки»; подчеркивание веры в силы и возможности ребенка.

Не рекомендуется, осуществляя психологическую поддержку, акцентировать внимание на прошлых ошибках и неудачах ребенка, так как они направлены не на поддержку, а против него. Для того чтобы показать веру в ребенка, взрослому необходимо

— забыть о прошлых ошибках и неудачах ребенка;

— помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

— если у ребенка что-то не получается, позволить ему начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность добиться успеха;

— помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

— очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом.

Такой подход может помочь ребенку решать те задачи, которые ему под силу. Психологическая поддержка состоит в том, чтобы дать возможность ребенку почувствовать его нужность.

Интегрированная форма обучения лиц с ОВЗ предполагает формирование атмосферы доброжелательности, признание за ними равного права на обучение, осуществление политики равных возможностей. Это зависит от правильно организованного учебно-воспитательного процесса.

Для более плодотворной и системной работы нужно учитывать этапы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Первый этап: изучение документов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный этап реализуется с целью определения психологического, социального статуса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и определения особенностей их соматического здоровья.

Второй этап: психолого-педагогическая диагностика. Данный этап реализуется с целью определения уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и дальнейшего отслеживания динамики развития данной группы обучающихся. Данные психолого-педагогической диагностики обсуждаются и анализируются специалистами и педагогами, дается обобщенная оценка уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вырабатываются рекомендации. Рекомендации в доступной форме доводятся до сведения родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации специалистов и педагогов являются основой для разработки комплексной программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе образования.

Третий этап: разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель этапа – создание условий для социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Для реализации третьего этапа разрабатывается комплексная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа утверждается на заседании психолого-медико-педагогической комиссии образовательной организации, специалистами комиссии отслеживается уровень эффективности реализации программы и при необходимости вносятся необходимые корректировки.

Четвертый этап: работа с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Цель данного этапа – оптимизация детско-родительских отношений, повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

Обогащая себя новыми знаниями, взрослые учатся выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.

Список литературы

1. Ботьева О. В. Социальная педагогика. – Томск, изд. Томского политехнического университета, 2011.

2. Дубровская Т. А., Воронцова М. В., Кукушин В. С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. – М. : Союз, 2011. – 364 с.

3. Калмыков Г. А. Общая и социальная педагогика в вопросах и ответах. – М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012.

4. Калмыков Г. А. Социальная педагогика. Часть 2. Теоретические вопросы социальной педагогики. – М. : МГГУ им. М. А. Шолохова, 2012.

5. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

6. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

7. Портал психологических изданий PsyJournals.ru

8. https://www.myshared.ru

9. https://www.uchmet.ru

Публикации по теме:

Методические рекомендации для воспитателей в ДОУ общеразвивающего вида по работе с детьми с церебральным параличом Внашей стране создана сеть учреждений, оказывающих помощь детям-дошкольникам, страдающим церебральным параличом. Это специальные детские.

Рекомендации по работе над свистящими звуками Звуки «с, сь, з, зь, ц» называют свистящими. Характеристика звуков: • по способу образования звуки «с, сь, з, зь» называют щелевыми, а.

Использование пальчиковой гимнастики в работе воспитателя для детей старшей группы с ОВЗ по лексическим темам. Рекомендации .

Методические рекомендации для психолога по работе с родителями в детском саду «Терапия материнской любовью» Показания к применению:недостаток внимания, слабое физическое здоровье, нервно-психические расстройства (вегетативные, аффективные, речевые;.

Методические рекомендации по работе с детьми с ДЦП Методическая рекомендация по работе с детьми с ДЦП. Подготовительная группа (6 - 7 лет) К детям с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Методические рекомендации по использованию музыкальной игры-сказки в работе с дошкольниками В настоящее время музыкальная игра-сказка находит широкое применение в работе педагогов-дошкольников. В музыкальной игре-сказке дети без.

Методические рекомендации по работе с интерактивной доской SMART Board «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения…» Чарльз Дарвин. Пояснительная.

Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом и детьми с нарушением интеллекта Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом: 1. Сенсорная интеграция, направленная на адаптацию ребенка к окружающему.

Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития. Рекомендации по работе с детьми первого года обучения Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: величине, цвете, форме,.

Возможности использования техники «батик» в работе с работе с детьми дошкольного возраста В разделе «Изобразительное иcкуccтво и художеcтвенная деятельноcть детей» в оcновном внимание уделяетcя развитию необходимых для cюжетного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации при работе с детьми ОВЗ
Опубликовано: 26 апреля 2016 в 20:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД