Получи документы

Родительское собрание «Роль учителя-логопеда в формировании готовности воспитанников к школе»

Оксана Ключникова
Родительское собрание «Роль учителя-логопеда в формировании готовности воспитанников к школе»

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Преемственность детского сада и школы - содержательная и двусторонняя связь. Преемственность с позиции школы : это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Публикация «Родительское собрание „Роль учителя-логопеда в формировании готовности воспитанников к школе“» размещена в разделах

Преемственность с точки зрения детского сада: это ориентация на современные требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе. Развитие детей, поступающих в школу, определяется как «готовность к школьному обучению». В это понятие входит несколько компонентов:

— интеллектуальная готовность;

— мотивационная готовность;

— эмоционально-волевая готовность;

— коммуникативная готовность.

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь дошкольнику преодолеть нарушения речи еще в детском саду, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности воспитанника и его поведении. Дошкольнику необходимо овладеть полноценной речью, потому что неразвитая речь препятствует полноценной социализации и адаптации к школьной среде. В период поступления в школу интенсивно расширяется круг общения, приоритетными участниками общения начинают выступать уже не родители, а сверстники, поэтому воспитаннику требуется полноценно владеть речью для общения с одноклассниками и педагогами.

Проблемы с речью, бедность словаря, неумение связно рассказывать и пересказывать, недостаточное владение навыками фонематического анализа и синтеза, недостатки звукопроизношения приводят к тому, что дошкольник испытывает трудности при обучении в школе.

В настоящее время существуют определенные критерии речевой готовности воспитанника к школьному обучению, предъявляемые к языку как основному средству общения:

Ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Эти целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

• ясное произношение всех звуков родного языка;

Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

• полная сформированность фонематических процессов;

Ребенок дифференцирует слова, отличающиеся друг от друга одним звуком. (коза-коса, поток-потек, может установить наличие заданного звука в слове, выделить первый и последний звуки в слове, подобрать слова на заданный звук;

готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

умение выделять начальный гласный звук из слова;

анализ гласных из трех звуков типа «ауи»;

анализ обратного слога гласный - согласный типа «ап»;

слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

определять количество и последовательность звуков в слове

называть слова на заданный звук.

Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

• умение ребенка говорить, меняя динамику и темп речи;

• использовать в речи средства интонационной выразительности;

• должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

• ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

• уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Но, к сожалению речевое развитие первоклассника зачастую далеко от идеала, и нам встречаются такие нарушения, как:

несформированность звуковой стороны речи;

• незаконченность формирования фонематического восприятия;

• бедность словарного запаса;

• нарушения в грамматическом оформлении речи;

• ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;

• низкий уровень операций обобщения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений;

• слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.

Исходя из того, что речевое развитие ребёнка начинается до школы, в его коррекции участвует учитель – логопед.

Целью деятельности учителя-логопеда является : оказание своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом :

• Своевременное выявление нарушений развития речи детей. Определение уровня и характера нарушений;

• Обеспечение системы средств и условий для устранения у детей речевых недостатков;

• Устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематического слуха;

• Развитие навыков звукового анализа и синтеза (формирующего предпосылки к овладению письма и чтения);

• Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса;

Формирование грамматического строя речи;

• Развитие связной речи.

Основные направления работы учителя-логопеда :

• - диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями речи, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

Диагностическая работа

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть, коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный).

• - коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков речи детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР, ОНР.

Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

Индивидуальные занятия позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника. Основная задача индивидуальных занятий заключается в формировании звуковой стороны речи. В индивидуальные занятия включается комплекс артикуляционных и дыхательных упражнений, коррекция произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, работа над становлением грамматического строя речи, развитие навыка построения связных высказываний. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в речи.

На индивидуальных занятиях у учителя-логопеда есть возможность установить эмоциональный контакт с воспитанником, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корректировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.

Подгрупповые логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства логопатов. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников; В настоящее время работа с родителями, имеющими детей с нарушениями речи, является и актуальным, и наиболее сложным направлением в работе учителя-логопеда. Это обусловлено тем, что растёт количество детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, которые часто сочетаются с неврологическими и другими заболеваниями. Проблема многих современных родителей — это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении воспитанников в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Успех коррекционной логопедической работы в условиях ДОУ во многом зависит от слаженности в работе логопеда с педагогами детского сада. Только тесный контакт учителя-логопеда и педагогов может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Во взаимодействии с педагогами применяются такие формы работы как :

— мастер-классы, на которых при необходимости знакомим или закрепляем навыки проведения артикуляционных, дыхательных, пальчиковых гимнастик;

— консультации, проводимые ежемесячно, с целью информирования педагогов о новых подходах в коррекционной работе с воспитанниками;

— посещение занятий воспитателей с целью выявления уровня логопедизации педагогического процесса;

— проведение открытых логопедических занятий с целью обмена коррекционно-педагогическим опытом.

- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушениями речи.

Это направление проводится для оказания помощи родителям, педагогам по вопросам устранения речевых недостатков и предупреждения вторичных нарушений.

Задачи данного направления:

-Профилактика вторичных нарушений в развитии ребёнка;

-Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам воспитания детей с нарушениями речи;

-Привлечение педагогов и родителей в процесс коррекции недостатков звукопроизношения.

Для реализации выше изложенных задач мы используем следующие организационные формы работы :

- выступление на родительских собраниях, на педсоветах, на методических объединениях, анкетирование родителей, мастер-классы, консультирование по запросам.

Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

Поэтому можно выделить два основных направления в работе взаимодействия с семьей:

Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, мастер-классы, консультации;

Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Таким образом, неоспоримым является вклад логопеда в готовность ребенка к школьному обучению, и в целом к процессу школьной адаптации.

Прикреплённые файлы:

rmo_hrjqv.pptx | 3597,53 Кб
 
Публикации по теме:

«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4–5 лет». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) Цель:Создание условий в группе для речевого развития дошкольников 4-5 лет. Привлечение родителей к активному участию в образовательном.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Родительское собрание «Когда в ответе родители, или Роль семьи в воспитании детей» Тема: Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей. Форма проведения – круглый стол. Цель. Активизировать и обобщить воспитательные.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики»Родительское собрание «Речевое развитие ребенка 4–5 лет, роль мелкой моторики» Воспитатель: Наседкина Наталья Анатольевна Ход собрания. Красочно обозначена тема собрания. Перед началом собрания родители знакомятся.

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка» В нашей группе состоялось родительское собрание. Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье.

Родительское собрание с использованием ИКТ «Роль женщины-матери в современном обществе» Цель: • привлечь родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: • осмыслить основные нравственные.

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Родительское собрание Тема: «Роль семьи в формировании личности дошкольника» Цель: расширение представления родителей о факторах эмоционального.

Роль учителя в формировании компетентности младших школьников Активное использование учителями начальных классов в процессе обучения и воспитания национальных и общечеловеческих ценностей является важным.

Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на 2016–2017 год Родительские собрания: • «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Роль учителя-логопеда в формировании готовности воспитанников к школе»
Опубликовано: 25 мая 2022 в 09:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД