МААМ-картинки

Роль художественной литературы в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

ирина руденко
Роль художественной литературы в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

Роль художественной литературы в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор пал именно на эту тему.

Публикация «Роль художественной литературы в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Исследования, посвященные изучению восприятия дошкольниками сказки, позволили выделить следующие особенности. Ребенка не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Дошкольники сразу же стремятся выделить положительных персонажей и безоговорочно принимают их позиции. А по отношению ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов, становятся в резко отрицательное отношение. При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Таким образом, возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, так как он активно переживает события, в которых не участвовал. [1, с. 128].

Писателями прошлого и настоящего создано значительное количество литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Дети хотят быть похожими на Вовку из цикла стихов А. Барто «Вовка - добрая душа», понимают смысл «волшебных слов» из рассказа В. Осеевой, добродушно смеются над трусливыми ребятами из рассказа «Живая шляпа» Н. Носова, осуждают поступок Котьки, засыпавшего горку песком из произведения «На горке» Н. Носова и не хотят быть похожими на неряшливую Федору из «Федориного горя» К. Чуковского.

В процессе ознакомления с произведениями художественной литературы дети познают себя в окружающем мире через других людей – героев книг. Нравственное воспитание при этом осуществляется через включение ребёнка в процесс познания, пройденный и подсказанный писателем [2. с. 128; 3. с. 21-29].

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, настоящая гражданственность, формируются нравственные ценности [4. с. 198; 5 с. 185].

Знакомство ребенка с художественной литературой целесообразно начинать с миниатюр народного творчества – песенок, потешек, лишь затем переходя к слушанию народных сказок. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка являются основными особенностями этих фольклорных произведений-миниатюр. Я. А. Коменский неоднократно возвращался от теории к народной мудрости. В его сборнике «Мудрость старых чехов» приводится пословица: «Второй день всегда мудрее». Аналогичная мысль присутствует в пословицах всех народов. Но если, например, русская пословица «Утро вечера мудренее» предполагает решение серьезного вопроса не в утомленном состоянии, а после отдыха, то чешский афоризм, в данном случае, высоко оценивает накопленный опыт.

Сказки отражают реакцию на негативные стороны жизни, противопоставляют им свое, справедливое решение. При этом стоит отметить, что в сказках всегда ощущается сочувствие беззащитным, обиженным, невинно гонимым, наблюдается идеализация этих героев, становящихся в конце повествования счастливыми. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Главное в сказке – моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан.

В старшем дошкольном возрасте на формирование нравственных ценностей оказывают существенное влияние как отношение взрослого к их проявлениям, так и общение дошкольника со сверстниками, произведения художественной литературы. У старшего дошкольника формируются нравственные образцы-эталоны, с которыми он соотносит свое восприятие и поведение.

В процессе нравственного воспитания наиболее активным средством воздействия на чувства ребёнка являются произведения художественной литературы. В яркой, эмоционально – насыщенной форме влияя на детей, они вызывают самые разнообразные чувства, способствуют формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей действительности. Насыщенные художественные образы, увлекательные сюжеты, в которых проявляются достоинства или недостатки литературных героев, а также раскрываются лучшие черты и качества человека и осуждаются отрицательные поступки и явления – всё это способствует активному формированию духовности и нравственности подрастающего поколения.

Таким образом, в современном мире знакомство детей с произведениями художественной литературы восстанавливает исконные этические и нравственные нормы, способы художественного и морального воспитания человека.

Список используемой литературы

1. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст] / В. В. Гербова. - М. : Мозайка-Синтез, 2008. – 128 с.

2. Каменец, А. В. Педагогика сказки [Текст] / А. В. Каменец // Современный детский сад. : Аркти, 2007. -N 8. - C.21-29.

3. Карпов, И. А. Азбука нравственного воспитания [Текст] / И. А. Карпов. – М. : Просвещение, 1999.- 198 с.

4. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / Под ред. В. Г. Нечаевой. - М. : Сфера, 2002. – 185 с.

5. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников [Текст] / Под ред. С. А. Козловой. - М. : Академия, 2002. – 340с.

Публикации по теме:

Формирование нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством знакомства с родным краем Воспитание любви к Родине - важная задача нравственного воспитания дошкольников. Одним из средств воспитания у детей нравственно-патриотических.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников посредством сказок, как одного из жанров детской литературы (слайд 2) «И нельзя без сказок нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще нам найти слова Для любимых деток или малыша» В настоящее время.

Использование произведений детской художественной литературы в формировании элементарных представлений об архитектуре у детейИспользование произведений детской художественной литературы в формировании элементарных представлений об архитектуре у детей Использование произведений детской художественной литературы в формировании элементарных представлений об архитектуре у дошкольников. А. С. Пушкин.

Образовательное мероприятие по восприятию художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста «Берегите воду» Задачи: Образовательная задача: • Познакомить детей с экологической сказкой «Слово о реке». Формировать у детей свое отношение к сказке.

Консультация для родителей: «Роль художественной литературы в развитии речи детей среднего дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №18 «КОЛОБОК» г. БРЯНСКА Воспитатель I категории: Чубыкина И. Ю.

Консультация для родителей «Роль семьи и семейных ценностей в развитии детей дошкольного возраста» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой, Семья.

Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста Книга - прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о.

Роль игры в формировании звукопроизношения у детей дошкольного возраста Доклад на тему: «Роль игры в формировании звукопроизношения у детей дошкольного возраста». Составила: учитель-логопед Колпакова Л. А..

Роль народной игры в формировании личности ребенка старшего дошкольного возраста Наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Изменилось и.

Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль художественной литературы в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2017 в 14:20
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД