Папки-передвижки

Система работы по обучению связной речи детей с ЗПР с использованием метода мнемотехники.

Наталья Андреянова
Система работы по обучению связной речи детей с ЗПР с использованием метода мнемотехники.

Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Ф. А. Сохин пишет: «В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия наблюдательности.»

Публикация «Система работы по обучению связной речи детей с ЗПР с использованием метода мнемотехники,» размещена в разделах

Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением речи и мышления в процессе онтогенеза.

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи. (В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, З. Тржесоглава и др.)

При ЗПР имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общим психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом.

У большинства детей с ЗПР имеются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, нарушения устной и письменной речи, неполноценность не только спонтанной, но и отраженной речи.

Импрессивная речь этих детей характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность (Н. Ю. Борякова, Е. В. Мальцева, Е. С. Слепович, Е. Ф. Соботович, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко и др.)

Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.

В работах различных авторов делается попытка классификации детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.

Так, Е. В. Мальцева выделяет 3 группы.

Первая группа – дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики.

Вторая группа – дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематичского анализа.

Третья группа – дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи : ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

Исследованием И. А. Симоновой выявлены особенности речевого недоразвития у детей с ЗПР 8-10 лет в двух клинических группах: 1) при неосложненном инфантилизме (по классификации М. С. Певзнер); 2) при осложненном инфантилизме и в результате цереброастенических состояний различного генеза.

Первая группа детей является немногочисленной. Ведущим психопатологическим синдромом у этих детей является незрелость эмоционально-волевой сферы. Речь таких детей во многом определяется наличием эмоционального компонента. И. А. Симонова делает вывод о том, что уровень речевого развития этих детей и их речевое поведение соответствуют нормально развивающимся сверстниками более младшего возраста.

Во второй группе детей с ЗПР (с осложненным инфантилизмом и с церебрастеническими состояниями) наблюдалась иная картина речевого недоразвития. Особенности речи у этой группы детей характеризуется нарушением речи как системы; своеобразие речи отражает недоразвитие эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности.

Одним из характерных признаков нарушений речевого развития детей с ЗПР является недостаточность речевой регуляции действия, трудности вербализации действий, несформированность планирующей функции речи (В. И. Лубовский, Г. И. Жаренкова).

Нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР встречаются гораздо чаще, чем у детей без нарушений психического развития.

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные приемы и методы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для нее методы и приемы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. К таким инновационным технологиям в логопедии относится арт-терапевтические технологии, одним из видов которой является мнемотехника. Т,Н,Смышляева и Е. Ю. Корчуганова отмечают, что практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод нагядного моделирования. Они пишут: «Он (метод наглядного моделирования) позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними. Что особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального»

В основу системы положены схемы для составления описательных и сравнительных рассказов, разработанные Т,А. Ткаченко, а также алгоритм обучения связным высказываниям, предложенный Г. А, Ванюхиной:

1. Наполнение будущего рассказа неречевым и речевым содержанием.

2. Собирание рассказа.

3. Самостоятельное рассказывание.

Также в основу системы положен алгоритм использования моделей, предложенный Н. Кондратьевой и О. Сомковой:

1. Предметная – используется на первых этапах обучения. Ее цель – формирование умения воспроизвести представление об объекте.

2. Предметно-схематическая. Используется на более поздних этапах обучения.

В данной системе при использовании метода моделирования соблюдаются следующие этапы:

1. Усвоение и и анализ сенсорного материала.

2. Перевод его на знаково-символический язык.

3. Работа с моделью.

Система по развитию связной речи с использованием метода моделирования состит из следующих этапов :

1 ЭТАП: на основе предметных картинок отрабатываются понятие «действие», «предмет» (живой и неживой).( «АЗБУКА ДЕЙСТВИЙ»)

2 ЭТАП: закрепление понятий «действие», «предмет»; вводится условное обозначение действия (стрелка); работа по составлению простых нераспространенных предложений (полоски – условное обозначение слов по Т. А. Ткаченко, «АЗБУКА ДЕЙСТВИЙ»); обучение составлению простых распространенных предложений без предлогов («ФРАЗОВЫЙ КОНСТРУКТОР»)

3 ЭТАП: вводится понятие «признак» и его условное обозначение (треугольник); учить распространять предложения путем введения однородных определений (используется СЕНСОРНО-ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА)

4 ЭТАП: учим выделять знакомые предлоги в предложениях, введение их условного обозначения (СХЕМЫ ПРЕДЛОГОВ,Д/И «Вставь нужный предлог», составление предложений по двум опорным словам. («ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ детей 4-5 лет. КАРТИННО-ГРАФИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ РАССКАЗОВ», Д/И «Составь рассказ (по схемам предложений»)

5 ЭТАП: учим пересказывать текст с опорой на зрительный план изложения («ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ детей 5-6 лет. КАРТИННО-ГРАФИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ РАССКАЗОВ», учим составлять описательный рассказ (СЕНСОРНО-ГРАФИЧЕСКАЯ СХЕМА, ПЛАН-СХЕМА ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА); составление загадок-описаний.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Ванюхина Г. А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями // Логопед, 2005, № 5 - с. 18

2. Кондратьева Н., Сомкова О. Как использовать модель для развития речевого творчества // Дошкольное воспитание, 1991, № 10.

3. Ткаченко Т. А. Впервый класс без дефектов речи. – СПб:ДЕТСВО- ПРЕСС, 1999.- 112 с., ил.

4. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. // Дошкольное воспитание, 1990, №10.

5. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. – СПб: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 1999.

6. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5-лет. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2005. - 112с.

7. Комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей». Картинно-графические планы рассказов. Авторы: Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. – Издательство «Скрипторий 2003»

8. Алифанова Е. А., Н. Е. Егорова. Фразовый конструктор. – Издательство «Книголюб»

9. Д/И «Составь рассказ»(по схемам предложений, Д/И «Вставь нужный предлог» - материалы из интернет.

10. Яцель О. С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Методический комплект. – М. : Издательство «ГНОМ и Д»

11. ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ В КАРТИНКАХ: Азбука действий: кто что делает? – М. : Школьная Пресса, 2008

12. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных рассказов

13. Опорные схемы для составления описательных рассказов. Серия «Развитие речи» - ООО Издаиельство «Ранок»

14. Схемы описательных рассказов – материал из интернета.

15. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей редакцией С. Г. Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2007 (в 2-х книгах);

16. Программно-методическое пособие «Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения» под общей ред. Т. Г. Неретиной. – М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 2006

Публикации по теме:

Консультация «Использование метода наглядного моделирования в НОД по подготовке детей к обучению грамоте»Консультация «Использование метода наглядного моделирования в НОД по подготовке детей к обучению грамоте» В современной научно-педагогической литературе наглядное моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л. А.

Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста «Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста». Проблема речевой недостаточности дошкольников.

Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей (из опыта работы) Из личного опыта: «Использование метода сказкотерапии для развития связной речи детей» «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.».

Опыт работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования Хочу представить опыт работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования. Важность речевого развития.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи с использованием ИКТ (из опыта работы)Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи с использованием ИКТ (из опыта работы) .

Конспект НОД с использованием метода наглядного моделирования в старшей группе «В гостях у трёх медведей»Конспект НОД с использованием метода наглядного моделирования в старшей группе «В гостях у трёх медведей» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: учить детей понимать и использовать наглядные модели в различных видах логопедической работы; учить подбирать слова-действия.

Тема самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования» Цель: Развитие связной речи детей. Задачи:Развитие свободного общения со взрослыми; совершенствовать диалогическую форму речи; развивать.

Проект «Использование метода моделирования в развитии речи» По деятельности практико-ориентированный По форме организации - подгрупповой По характеру контактов – открытый Проблемные вопросы Оцениваем.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования Важность речевого развития для дошкольников подтверждена тем, что во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные области:.

Консультация «Речевая готовность ребенка к школе и система работы по формированию связной речи дошкольников» Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, его связности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система работы по обучению связной речи детей с ЗПР с использованием метода мнемотехники.
Опубликовано: 6 октября 2015 в 20:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД