Лучший педагог года

Сказкотерапия как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей.

Людмила Живаева
Сказкотерапия как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Вс это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.

Публикация «Сказкотерапия как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей,» размещена в разделах

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу, помогает ребнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять е героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретнным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:

• сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки,

• снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);

• формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:

• осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

• формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

• активизировать и обогащать словарный запас детей;

• развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

• развивать интонационную выразительность и силу голоса;

• развивать мелкую моторику рук;

• укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования примов сказкотерапии : всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром

Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребнка

. Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

• развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);

• развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;

• совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространнные предложения, совершенствовать диалогическую речь,

умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности :

Коррекционно - воспитательные задачи:

• воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно - развивающие задачи:

• развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);

• развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);

• развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;

• обучать примам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Таким образом, через использование сказки, е сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи.

Основные этапы применения сказкотерапии.

Ознакомление родителей с методом сказкотерапии.

Необходимо разъяснить родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тплую задушевную атмосферу в доме.

Решение сказочных задач.

При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Работа со страхами детей.

(для детей логопедической группы характерна неуверенность в своих способностях, умении, стеснение, страх неправильно произнести слово).

Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку дается возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов.

Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей : самостоятельное сочинение сказок.

Самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:

Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица

• Групповое рассказывание сказок

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения

• Групповое придумывание сказки

При использовании сказкотерапии в развитии речи создатся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребнка, происходит совершенствование лексико–грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

Именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Арт-терапия с целью снятия негативных эмоций, уменьшения агрессивности, снижения уровня тревожностиАрт-терапия с целью снятия негативных эмоций, уменьшения агрессивности, снижения уровня тревожности Здравствуйте уважаемые коллеги, всем известно как тяжело детям справиться со своими негативными эмоциями, особенно если эти дети находятся.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015–2020 г. г. Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2015-2020 г. г. Ероховой О. И., воспитателя МБДОУ детский.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя МБДОУ «Стародрожжановский детский сад №1 «Солнышко»» Алимовой Милеуши.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя на межаттестационный период 2015–2020 г. г. Личная карта воспитателя. Год рождения: 05.04.1976г. Образование: Образование: высшее, Набережночелнинский государственный педагогический.

Комплекс коррекционных занятий по снижению тревожности и повышению самооценки Пояснительная записка Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по повышению самооценки и уверенности в себе. Время занятия – 20-30.

Конспект занятия по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста Цель: устранение или частичное обесценивание страха сказочного персонажа – Бабы-Яги. Задачи: помочь детям актуализировать темное и светлое.

Коррекция уровня тревожности детей в условиях ДОУ Тревожность, как отмечают многие исследователи и практические пси-хологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства,.

Психологическое занятие для педагогов с элементами тренинга «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения» Психологическое занятие для педагогов с элементами тренинга «Самооценка, виды самооценки, пути ее повышения» Цель занятия: содействие.

Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать Вам одну легенду: Жил мудрец на свете, который знал.

Релаксационные техники для обучения ребенка управлению своим гневом и снижения уровня личностной тревожности Релаксационные техники, направленные на обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня личностной тревожности. У агрессивных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей.
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 18:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД