Получи документы

Совместная деятельность учителя –логопеда и родителей по развитию речи детей с ОНР средствами художественной литературы

Алла Синько
Совместная деятельность учителя –логопеда и родителей по развитию речи детей с ОНР средствами художественной литературы

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Родители являются первыми и главными педагогами для ребенка и от того, как будет построена эта работа, зависит эффективность деятельности дошкольного учреждения и взаимодействие с семьей. Многие отечественные педагоги настаивали на разнообразии форм и методов работы учителя-логопеда ДОУ с родителями. В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Публикация «Совместная деятельность учителя –логопеда и родителей по развитию речи детей с ОНР средствами художественной литературы» размещена в разделах

С 2008 года я работаю над темой «Эффективные формы взаимодействия в работе логопеда с родителями в детском саду». За это время были использованы разнообразные формы работы с семьей, проведены различные мероприятия: для родителей и совместно с родителями :

*Родительские собрания в различных формах (круглый стол, с показом презентаций о жизни группы, в виде интеллектуальной игры и т. д.)

*Тестирование и анкетирование (Позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей)

*Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр способствующих развитию речи ребенка. В которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: «На кухне»; «По дороге в детский сад»; «В свободную минутку».)

*Дни открытых дверей (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)

*Родительские пятиминутки (Родители получают возможность кратковременной личной консультации)

*Консультации – практикумы (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях)

*Праздники и развлечения (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие – праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год)

*Выпуск газет для родителей «Веселая семейка» (Освещаются события группы, даются практические советы родителям)

*Организация выставок «Как умелые ручки язычку помогали» (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями)

*Сочинения родителей на тему «Мой ребенок» (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию)

*Выпуск журнала для родителей «Солнышко» (посвящен проблемам речевого развития ребенка – грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.).

*Домашние задания (традиционные и на электронных носителях).

Преимущества использования электронных носителей:

• обеспечение диалога учителя-логопеда и родителей;

• индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого развития;

• возможность показа презентаций, фотоматериалов, логопедических заданий и другой необходимой информации родителям.

Данные формы работы позволили привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, установить между педагогами и родителями доверительных отношений, помогли осознать родителям роль семьи в обучении и воспитании ребенка.

В начале 2013-2014 учебного года мною была выявлена актуальная проблема и поставлена новая цель в работе с родителями. После проведённого диагностического опроса детей с ОНР я сделала вывод, что у воспитанников интерес к литературе, представления о различных произведениях и писателях находится на крайне низком уровне. Они не умеют слушать, рассматривать книги и обращаться с ними, знают мало художественных произведений, сказок, у большинства нет любимых книг и литературных героев. Не секрет, что современные дети мало интересуются книгами, предпочитая просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные игры и фильмы. Эта печальная реальность должна заставить нас взрослых задуматься и попытаться, как то исправить положение вещей. Роль педагогов и родителей заключается в формировании и развитии интереса к книге и различным литературным произведениям. Ознакомление с художественной литературой играет большую роль в коррекционной работе в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Работа с книгой помогает в становлении личности ребенка, в модели его поведения. Художественная литература учит ребёнка отличать добрые поступки от плохих, учит детей быть добрее и справедливее. Это не только захватывающая история, но она ещё несет в себе педагогическое значение. Книга – лучший друг педагога, т. к. используя художественные произведения, легко превратить занятие в игру. Используя героев различных художественных произведений в игровой форме мы развиваем интеллектуальные способности ребенка, речь, игровую деятельность, формируем навыки взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, творческие способности, память, внимание, мышление, воображение. Однако для всего этого необходим базовый фундамент- интерес детей к книге, умение слушать, рассматривать и обращаться с ней, иметь представления о некоторых художественных произведениях и писателях.

Давно доказано, что для получения наибольшей результативности в работе по развитию связной речи детей необходимо взаимодействие логопеда с родителями. Безусловно, главные воспитатели своих детей-родители. Однако далеко не каждый родитель владеет знаниями, необходимыми для правильного воспитания и развития ребенка, нуждающегося в коррекционном воздействии. Традиционные формы решения задачи взаимодействия педагога и родителей (собрания, консультации, дни открытых дверей и т. д.) не всегда создают возможность активных партнерских отношений. Зачастую родители остаются сторонними наблюдателями, а не активными участниками коррекционно-образовательного процесса.

Мною опробованны новые формы и я считаю, что оптимальным вариантом является вовлечение родителей в совместную деятельность по формированию речи детей.

В чем же основная суть взаимодействия педагога с семьей? Главное-сотрудничество при целенаправленном систематическом планировании и поэтапной реализации многообразных форм взаимодействия. Именно в условиях партнерских отношений между специалистом и родителями можно найти правильный маршрут в нелегком для каждого ребенка коррекционно-воспитательном процессе. Получив необходимые знания, родители начинают осознавать свою настоящую роль в развитии и воспитании ребенка, становятся активными участниками по реализации проекта. И это многократно повышает результативность работы по формированию связной речи детей.

Для реализации данных целей проводятся различные мероприятия с детьми и родителями.

Хочется предложить вниманию некоторые формы работы с детьми и родителями по воспитанию интереса к книге.

Читательский клуб «Вместе с книгой мы растем»

Цель работы: воспитание интереса и любви к книге.

Задачи:

1. Познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения

2. Формирование у детей нравственных представлений, личностных качеств, развитие творчества через общение ребенка с книгой.

3. Создание совместных творческих проектов детей, родителей, педагогов.

В ходе работы клуба проводятся консультации, открытые занятия с участием родителей и рекомендациями по организации домашнего чтения, выставки детских работ, выставки литературы, инсценировки сказок, систематически оформляется информационный стенд для родителей и уголок для детей «Вместе с книгой мы растем». Широко используем такую форму работы, как конкурс. При создании работ в совместной творческой деятельности объединяются дети и родители. А результат их труда, помещенный на выставку, является объектом пристального внимания и интереса всех детей и родителей, сотрудников детского сада, наших гостей. Наши воспитанники и их родители стали активными участниками таких конкурсов:

- конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии», номинация «Сказочная полянка»,

- конкурс поделок и рисунков «Моя любимая сказка».

- конкурс художественно – прикладного творчества «Мастерим сказку».

Дети не только гордятся своей работой, но и оценивают творчество других, отгадывают знакомые сказки и стихи, вспоминают содержание произведений. Персонажи литературных произведений, изготовленные на конкурс, используются детьми и педагогами в игровой и театральной деятельности, на занятиях.

Родители и дети нашей группы стали активными участниками проекта по создании книги памяти «Герой моей семьи», посвященный 70-летию Великой Победы. Каждая семья, по сути, ведет поисковую работу, разыскивая фотографии, документы, награды родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне. Затем вместе с детьми составляют мини рассказы, оформляют листы для книги памяти.

Работа по развитию интереса и любви к книге только начата, но уже можно назвать следующие результаты:

- можно отметить постоянный интерес детей к слушанию книг, обсуждению прочитанного, знание детьми многих литературных произведений, знакомство с творчеством детских писателей;

- родители стали активными помощниками, участниками совместных мероприятий с детьми, проводимых в детском саду.

Надеемся, что положительное отношение к книге, к процессу чтения, воспитанное в дошкольном возрасте, станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Нетрадиционные формы работы педагога с родителями» Нетрадиционные формы работы педагога с семьей. Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 417 г. Нижнего Новгорода.

Опыт работы. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Актуальность: За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная деятельность учителя –логопеда и родителей по развитию речи детей с ОНР средствами художественной литературы
Опубликовано: 27 апреля 2015 в 00:30
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД