МААМ-картинки

Развитие музыкального слуха детьми дошкольного возраста с нарушением зрения

Гульназ Абдрахманова
Развитие музыкального слуха детьми дошкольного возраста с нарушением зрения

Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня доступность образования достигла такого уровня, когда любой ребенок с любыми отклонениями и нарушениями имеет возможность получить соответствующее образование. На сегодняшний день девизом в образовательной политике и педагогической практике господствует принцип: «Необучаемых детей не существует…»[3, с. 98]. Такой подход к обучению и воспитанию детей с различными нарушениями в развитии реализуется через различные индивидуальные концепции, технологии и методики.

Публикация «Развитие музыкального слуха детьми дошкольного возраста с нарушением зрения» размещена в разделах

Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам сделал профессор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена Б. И. Коваленко. Также развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как: Н. В. Серпокрыл, А. Г. Литвак, В. П. Ермаков, С. А. Ганджий, Н. Б. Коваленко, Б. В. Сермеев, Р. С. Муратов, А. Б. Гордин, М. И. Земцова, Э. М. Стернина, Н. Г. Крачковская, Л. И. Солнцева, А. И. Каплан, В. А. Феоктистова, И. С. Моргулис и др.

Изучением конкретно пространственной ориентации у слабовидящих дошкольников занимались такие ученые, как: А. Г. Литвак, В. С. Сверлов, Л. И. Плаксина, Ф. Н. Шемякин, Е. Н. Подколзина, Л. А. Дружинина и др.

Роль слуха в жизни и деятельности детей с нарушением зрения «значительно больше, чем у нормально видящих» [3, с. 22]. Ведь у слабовидящих детей звуковые ощущения и восприятия имеют не только предметное, но и сигнальное значение: «по колебаниям тембра, интонации, громкости голоса, на дистанции или вблизи слабовидящие дети могут судить о человеке, его настроении, характере, суждениях, отношении к окружающим и о психических состояниях, не видя, зачастую, его мимики и жестов» [4, с. 48]

Для детей с нарушениями зрения существуют специальные образовательные технологии и программы, учитывающие специфику образовательной и воспитательной деятельности с такой категорией детей. Помимо специализированных садов, существуют также специальные детские центры коррекции зрения. С их помощью родителям легче справляться с проблемами обучения и развития слабовидящего ребенка.

Программы и концепции для слепых и слабовидящих детей по разным предметам соответствуют аналогичным программам общеобразовательных школ по объему и содержанию изучаемого материала, но при этом построены с учетом особенностей развития незрячих и слабовидящих детей. В них, как правило, предусмотрено «использование средств компенсации и коррекции отсутствующего или значительно нарушенного зрения с помощью оптических приспособлений и иных тифлоприборов, а также для слепых - рельефно-графических пособий, для слабовидящих - плоскопечатных пособий» [2, с. 21].

Кроме того, особенностью программ специальных ДОУ для слепых и слабовидящих детей является то, что эти образовательные учреждения предусматривают увеличение продолжительности подготовительного периода, когда большое внимание уделяется формированию у детей конкретных представлений о знаниях в каждой области.

Зрение для любого человека – это ключевой источник получения информации из окружающего мира. Снижение остроты зрения или его полное отсутствие существенно влияет на особенности обучения и воспитания детей. Исходя из этого, выделяют две группы детей, имеющих нарушениязрения. Это полностью слепые дети, которым не помогают средства коррекции, и слабовидящиедети, которые используют обычные средства коррекции.

Учитывая степень детского недуга, психологи, педагоги и методисты разрабатывают для таких малышей специальные программы и концепции, ориентированные на максимально успешное овладение необходимыми умениями и компетенциями. Среди таких аспектов обучения значительное место отводится развитию музыкального слуха у детей с нарушением зрения.

Люди с нарушением зрения имеют хороший слух, поскольку у нихпроисходит замещение зрительного анализатора слуховым и тактильным [1, с. 29]. При этом, опираясь на слуховой анализатор,педагоги у таких детей могут развивать хороший музыкальный слух, обучая их игре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия являются важным средством для развития слуха детей вообще, и в частности для детей с нарушениями зрения.

Безусловно, для успешного развития музыкального слуха детей с нарушениями зрения необходимы специальные методики и подходы обучения.

При развитии у ребенка с нарушениями зрения музыкального слуха важно строить занятия так, чтобы выполнение любого задания доводилось у детей до автоматизма. Любой учебных материал (игрушки, пособия, иллюстрации) должен быть крупных размеров и непременно ярким [4, с. 66]. Также обязательно на таких занятиях пользоваться музыкальными игрушками и иными звуковыми пособиями,которые предназначены для стимуляции звуковых и тактильных ощущений.

Также на занятиях необходимо регулярно использовать разнообразные музыкальные инструменты, предлагать детям к прослушиванию разные отрывки, учить детей отличать одни звуки от других, развивая тем самым «слуховую» чувствительность.

Эффективными будут посещения театральных музыкальных представлений (концерты, кукольные представления и т. д., на которых ребенок ко всему прочему учится самостоятельности и навыкам самообслуживания, которые пригодятся слабовидящему или слепому ребенку в жизни вообще.

Кроме того, «сочетание музыки и движения помогает преодолеть недостатки психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения» [3, с. 70]. С помощью музыкально-ритмических движений, можно «компенсировать двигательный и эмоциональный дефицит, учить детей владеть своим телом, формировать умения дифференцировать движения в пространстве, управлять темпом движения и подчинять свои движения музыке, придавая им выразительность и уверенность» [5, с. 101].

Помимо всех названных аспектов, немаловажно задействовать и возможности семейного воспитания, поручив родителям, бабушкам и дедушкам регулярно заниматься музыкой посредством контактов с звуковыми игрушками, соответствующими пособиями и живой музыкой.

Такая всесторонняя работа по развитию музыкального слуха у детей с нарушениями зрения способна принести желаемые результаты, особенно если описанные методы будут использоваться в комплексе, включая даже воспитательный потенциал семьи.

Список литературы

1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А. Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.

2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М. : Логос, 1993. - 78 с.

3. Григорьева Г. В. Развитие ведущей формы общения у детей с нарушениями зрения дошкольного возраста // Дефектология. - 2001. - №2. – с. 66-69.

4. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с.

5. Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения : Сб. статей / Под ред. В. З. Кантора. - М. : ИПТК Логос ВОС, 2001. - 112 с.

Публикации по теме:

Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования "Развитие уверенности у детей дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе рисования"Всем известно, что изобразительная деятельность.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игрыФормирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры План исследования: Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры Актуальность.

Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»Опыт работы «Игры с цветом для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» Работая с детьми с нарушением зрения, отметила, что многие из них имеют отклонения цветоразличительных функций. Коррекционно-педагогическая.

Конспект интегрированной НОД воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения «Вот какие разные у нас дорожки»Конспект интегрированной НОД воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения «Вот какие разные у нас дорожки» Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста с нарушением зрения. Тема: «Вот.

Методическая разработка: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Публикация: «Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования.

Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения»Памятка для родителей «Развитие в быту мелкой моторики ребенка с нарушением зрения» Развитие осязания и мелкой моторики - помогают ребенку с нарушением зрения исследовать, сравнивать, класси-фицировать окружающие его предметы,.

Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения играми-головоломкамиРазвитие пространственных представлений у дошкольников с нарушением зрения играми-головоломками Как эффективно и без стресса обучать детей любого возраста? Конечно, с помощью игр! Всё, что проходит весело и увлекательно, даётся намного.

Развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников с нарушением зренияРазвитие сенсорных эталонов у младших дошкольников с нарушением зрения Значительные трудности испытывают дети с нарушением зрения в зрительно-пространственной ориентации, что при отсутствии специальных условий.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие музыкального слуха детьми дошкольного возраста с нарушением зрения
Опубликовано: 28 февраля 2023 в 12:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД