Лучший педагог года

Эколого-логопедическое занятие «Зима. Звуки [з], [з’]»

Татьяна Степанова
Эколого-логопедическое занятие «Зима. Звуки [з], [з’]»

Цели: - развитие фонетического восприятия и фонетических представлений; уточнение и расширение лексического запаса;

- развитие слухового внимания и зрительной памяти;

- овладение видами звуко-слоговово анализа и синтеза;

- развитие слухового внимания;

- уточнение артикуляции – положение губ, зубов и языка при произношении изучаемого звука.

Закрепить навык правильного произношения звука [з], [з’] в словах и предложениях; учить дифференцировать звуки [з-з’] в словах; анализировать слоги; развивать интонационную выразительность речи.

Публикация «Эколого-логопедическое занятие „Зима, Звуки [з], [з’]“» размещена в разделах

Расширить представление детей о времени года – зиме, о зимнем лесе, о лесных жителях.

Материал и оборудование:

Шапочка животных, Деда Мороза, карточки с буквами, со словами, картинки.

Зал оформлен как детская комната.

В центре на стуле – воспитатель, а рядом с ней – дети на стульчиках сидят. Воспитатель читает книгу о зиме – о зимней природе.

Воспитатель:

Ну вот, дети, на сегодня достаточно, остальное мы дочитаем завтра. Закрывайте глаза и спите. Дети закрывают глаза, «засыпают», положив руки под щеку.

Детям снится, что они попадают в зимний лес, где встречаются с Волшебницей-Зимой.

Дети открывают глаза. Выбегает заяц.

Заяц: Сегодня в нашем лесу праздник. К нам приехали дети! Прошу вас пройти на полянку снежинок.

(Дети пробегают по кругу за зайцем).

Входит Зима.

Здравствуйте, дети!

Кто, угадай-ка,

Старая хозяйка?

Тряхнет перинки,

Над миром пушинки?

Дети: Зима!

Зима : Да, ребятки, я Зима. Я принесла два своих любимых звука [з] и [з’].

Характеристика звука по артикуляционным признакам.

- когда мы произносим звук [з] и [з’] – горло дрожит, голосок звонко поет песню, язык упирается в нижние зубы, губы растянуты в улыбке, есть воздушная струя и голос. Дети спойте песенку Зимы (хором и индивидуально).

- Дети, а какие бывают звуки?

Дети: гласные и согласные.

Зима : назовите гласные.

Дети: а, о, у, ы, и, э, е, е, ю, я.

Зима : Верно! Молодцы! А почему они так называются?

Дети: Потому что их можно петь, долго тянутся, и при произношении мы не встречаем никакой преграды во рту, воздушная струя не встречает никаких преград.

Зима : А при произнесении согласной?

Дети: Звуки встречают преграды.

Зима :

Да, Много трудностей в пути

Предстоит им всем пройти!

То, подъем, а то овраг,

Крепость здесь построил враг,

А за ней – крутая горка,

Спуск, забор, в заборе – щелка.

Где ж находится все это?

Дети: Во рту.

Зима : Что строит преграды при произношении согласных звуков?

Дети: Губы, язычок и зубы.

Зима : Как зовутся эти звуки?

Дети: Удалые молодцы! Согласные.

Зима : Дети, а как вы думаете, какой звук [з] – гласный или согласный, звонкий или глухой?

Ответы детей.

Зима : Какой первый звук в моем имени?

Дети: Звук [з’].

Зима : Звук [з’] – мягкий или твердый?

Зима : Дети, будьте внимательны!

Слушайте снова! Если в слове будет слышен звук [з] – хлопните в ладошки, а если [з’] – поднимите руку.

Земля, зонт, береза, зебра, зубр, мимоза, заморский, корзина, зяблик, Зина, заяц, обезьяна.

Зима одабривает ответы детей.

Зима : «Поиграем в «эхо». Я буду произносить слоги с твердым звуком, а кого спрошу – произнесет слог с мягким [з’].

за – зя, зэ – зе, зы – зи, зо – зе, зу – зю.

Зима : Скажите, ребятки, ласковые слова о зиме.

Дети: Зимушка, зимка, зимонька.

Зима : Зимушка – Зима предлагает вам погулять по зимнему лесу.

В каком лесу мы гуляем, в какой одежде (в зимней). В каких сапогах (в зимних). В какой шапке (зимней). В путь! По какой дороге мы идем (по зимней дороге). Каким воздухом дышим (морозным).

Зима :

Ах, ты зимушка-Зима!

Все дороги замела.

Что я – Зима сделала с дорогами?

Дети: Замела, забросала, закидала.

Обращаю внимание детей на плакат с изображением зимнего леса.

Зима : Посмотрите, ребята, на этот лес! Что зима сделала с лесом?

Ответы детей (заколдовала, запорошила, заморозила).

Дети: (Заколдованный, задумчивый, сказочный, заснеженный).

Зима : Что бывает зимой на окнах? (Узоры).

Что с водой становится на озерах, прудах? (Замерзает).

Зима : Дети, а вы знаете песни о зиме?

Давайте споем вместе с вами!

Песня «Зимушка - хрустальная».

Зима : В моем зимнем лесу, несмотря на то что холодно, можно увидеть птиц. Как вы назовете птиц, оставшихся с нами зимовать? (зимующие).

Каких вы знаете зимующих птиц? (дятел, воробей, сорока, ворона).

А какие птицы прилетают к нам зиму зимовать? (снегирь и синичка).

Зима : Какой самый лучший праздник? (Новый год). Чем вам нравится Новый год? Без кого не бывает нового года? Вы хотите снова встретиться с Дедом Морозом? А вот и он!

Выставляется игрушка – Дед Мороз

Зима : Послушайте, что он говорит:

Разыграйтесь, вьюги, метели,

Все, что есть в моем лесу,

Все засыплю, занесу.

А, что ему ответят дети:

1 Ребенок: Не боимся мы пороши

Любим снег – хлопок в ладоши,

Руки в стороны, по швам,

Хватит снега нам и вам.

2 Ребенок: Мы теперь метели,

Бьем по неприятелю!

Размахнешь рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок!

Игра со снежками.

Кто больше забросит в цель снежков.

2 цели – корзины, снежные комочки.

Д/ Мороз: Меткие вы, дети, ловкие! Умники! Я знал, что вы придете и приготовил вам небольшие подарки, сладкие, вкусные – это изюм, и зефир. Только прежде чем вам его отдать – ответьте мне, если ли в слове «изюм» - звук [з’] (ответы детей, а где мы его слышим? (ответы детей).

А в слове «зефир» - есть звук [з’], где мы его слышим, мягкий или твердый? (ответы детей). Вы заслужили, заработали честными, правильными ответами эти сладости.

Зима, дети: Спасибо, Дед Мороз за угощение.

Д/ Мороз: До свидания детки!

Зима : Пойдемте дальше с вами по заснеженному лесу!

Сценка «Лесные жители».

1 Заяц: Зайцы, зайцы! Вот беда!

Ведь лиса идет сюда!

2 Заяц: Ой, куда нам убежать?

Незачем ее нам ждать.

1 Заяц: Кто-нибудь нам помогите,

От лисы вы нас спасите!

Лиса: Стойте, зайцы, не спешите!

От меня не убежите.

Дайте выбрать одного

Быстро съем сейчас его!

Зима : Что за шум на этой полянке!

Что за безобразие?

Кто нарушил покой зимнего леса?

Зайцы: Лиса!

Зима : Лизавета Петровна! Опять ты себя ведешь плохо!

Лиса: Ой, извините меня, пожалуйста!

Зима : Зверятки лесные! К нам в гости приехали друзья – дети!

Расскажите-ка вы им, как вы готовились к зиме?

Мишка: Я к зиме берлогу рою

Буду спать я там зимою.

Я зимой люблю поспать,

Лапу вкусную сосать.

Ежик: Я зимою тоже сплю

Холодов я не люблю.

Осенью листья я сгребаю

Ежику тепло зимой

Под листвою золотой.

Белка: Дети! Дети! Меня послушайте!

И грибочков моих скушайте!

Я все лето их сушила!

И в дупло их положила!

Там еще орехи есть,

Всех запасов и не счесть!

Мышонок: Я, мышонок, не зевал,

Зерен в норку натаскал

Если есть еда зимой,

Не замерзнем мы с тобой!

А зайчата, что молчат?

Вам запасы не нужны?

Хватит вам зимой коры?

1 Заяц: Да, зимой и кора – еда.

Нет капусты, вот беда!

(обращается ко 2 зайцу)

А еще скажи, косой,

Кто мешает нам с тобой!

2 Заяц: (обращаясь к лисе).

Что уселась на хвосте?

(обращаясь к детям и зиме).

Дети! Зима! Скажите мне,

Что зайчат не обижала,

Их по лесу не искала.

Зима : Разберемся мы с лисой!

Лиса: Зима! Дети! Поверьте.

Изменюсь я теперь!

Буду всех зверей любить!

И с зайчатами дружить!

Зима : Ну, что ребятки, друзья! Простим лису?

Дети, звери: Да, простим Лису!

Зима : Дети, во что вы любите играть зимой, на чем кататься?

Изобразите, как вы катаетесь на лыжах, играете в снежки.

1) Вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение.

2) Вы боитесь съезжать с горы – покажите как вам страшно.

3) Скатились с горы, не упали, вам весело, радостно.

4) Завьюжило, стало холодно – мы недовольны вьюгой.

(Дети имитируют эмоции мимикой. Позами, движениями).

Зима : Скажите, какой бывает звук [з] – (твердый и мягкий).

Мы будем произносить звуки [з’], [з] – в словах – названиях картинок.

Раздать карточки.

(дети называют слово).

Зима : Молодцы! Среди нас находятся две подружки: Зоя и Зина.

Зоя – хозяйка дома, в котором живет твердый звук [з], а в доме Зины живет мягкий звук [з’].

Догадались, что начинается новая игра? Посмотрите на свои картинки и определитесь, к какой девочки вы должны будете бежать. Если в названии – картинки звук [з’] – то к Зине, если [з] – то к Зое.

Итак, внимание! Стояла хорошая зимняя погода, и все пошли гулять.

Вдруг небо потемнело, и началась поземка.

Вы увидели Зою и Зину и бросились к ней. Но они могут пустить только своих.

Каждый ребенок выбирает хозяйку, называет слово – название своей картинки и спрашивает:

Землянику принимаешь?; если хозяйка дает согласие, ребенок встает за ее спиной. Почему? Потому что звук [з’] – мягкий.

После игры дети садятся за столы.

Зима : Друзья, садитесь за столы (обращает внимание детей на фланелеграф).

Перед вами буква З, это символ – буква, которой не обозначается звук [з].

З - простая завитушка!

На эту букву посмотри –

Она совсем как цифра три.

Давайте составлять слоги с буквой з (индивидуальная работа).

За – зо – зу – зы – зи, аз – оз – уз – из.

Анализ слогов.

Слоги составили верно.

Зима : Дети, обратите внимание на таблицу, на ней слова, но в слове пропущена одна буква, вы должны подставить эту букву.

Ва…а, Ро…ы, …онт, …аяц.

Зима вызывает детей для выполнения задания.

Зима : Вы прекрасно справились с заданием

Но я приготовила вам задание потруднее.

Я вам загадаю загадки, а вы будете составлять из букв слово – отгадку.

1. Какой вещи человек очень верит? (Замку).

2. Себя он раскрывает

Тебя он закрывает…

Только дождик пройдет –

Сделает наоборот.

(Зонт).

3. Зелана, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

(Береза).

Зима : Вы и с этим заданием справились.

Зима : Дети, а вы знаете стихи про зимушку-хрустальную, про ее морозы, снег, вьюги, игры?

Чтение стихов о зиме.

Почему люблю я зиму?

Почему люблю я зиму?

Потому что, погляди,

Как бегут по льду и снегу

Санки, лыжи и коньки.

Мы зимою не скучаем,

Хоть и холодно все дни.

Веселиться помогают

Санки, лыжи и коньки

Только снежною зимою

Нам послушны и легки

И зовут гулять с собою

Санки, лыжи и коньки!

Что же лучше?

Что ты больше любишь –

Зиму или лето?

Как же мне ответить?

Что сказать на это?

Летом так чудесно

Легко одеваться!

Летом даже можно

Целый день купаться!

Ягод летом много,

И цветов, и солнца,

Что тепло и ласково

Светит нам в оконца!

Но люблю я зиму!

Это точно знаю!

Зимние забавы я не поменяю,

На цветы, на солнце,

Даже на купание.

Ничего нет лучше, зимнего гуляния!

Я на санках еду!

Я снежки кидаю!

Веселее дела точно я не знаю!

Стало холодно зимой.

Стало холодно зимой,

Стало холодно зимой,

Зайка плачет под кусточком:

- Нет капусты, нет листочков.

Как мне быть с такой бедой?

Где найти еду зимой?

Как спастись от злого волка,

От лисы и от двустволки?

Я б на зависть всем соседям

Согласился стать медведем.

Спал бы я, как косолапый,

И сосал всю зиму лапу.

Зима : Хорошо прочитали стихи, громко, выразительно.

Дети, порадуйте меня. Обозначьте буквами мое имя – Зима. Наденьте шапочки с названиями картинок и побегайте. До кого я дотронусь рукой, тот должен остановиться. А потом вы встанете в ряд. Назовите свою шапочку – (земляника). Какой первый звук в слове? [з’]. Верно. Твоя картина (игрушки) – Первый звук (и).

Твоя картинка мак (звук [м]).

Какой первый звук в слове арбуз? [а]

И из начальных звуков в словах – названиях картинок составьте слово.

Получилось слово зима – мое имя!

Умники и умницы: Молодцы!

Наша встреча подошла к концу. Какой звук мы сегодня изучали? Кто нам помогал? – (лесные зверятки, девочки Зоя и Зина, Дед Мороз). Какой это звук? (согласный, звонкий; бывает мягкий и твердый).

С какой буквой подружились? (с з).

На какую цифру эта буква похожа? На 3.

Вам со мной пора расставаться.

Не забудьте свои подарки, а на память о встрече с Зимой я хочу подарить вам по снежинке.

Я желаю вам, чтобы вы в д/с набирались сил, знаний, были здоровы. И несмотря на холод, мороз, вьюги вам было тепло, уютно и весело.

До свидания! До скорой встречи. Счастливого вам пути!

Зима уходит.

Дети закрывают глаза.

Воспитатель «Дети, просыпайтесь, пора вставать!».

Публикации по теме:

Компьютерные игры на автоматизацию звука [Ш] Игра "Фонетическая разминка". Цель: Уточнение произнесения изолированного звука [ш]. Закрепление произнесения длительного звука [ш] на выдохе.

Психолого-педагогическая диагностика и коррекция особенностей восприятия у дошкольников с ЗПР (Программа кружка) № занятия Структура занятия Цель Оборудование 1 «Найди игрушку Развитие зрительное восприятия Лист № 1 для каждого ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эколого-логопедическое занятие «Зима. Звуки [з], [з’]»
Опубликовано: 28 августа 2014 в 20:14
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД