Экспериментальная работа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

светлана назарова
Экспериментальная работа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная работа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Научное обоснование проекта

Важность проблемы социально-эмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим. Успех социализации ребенка во многом зависит от уровня развития его эмоционально-нравственной сферы. Именно эмоции регулируют познавательные процессы, характер действий.

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.

В детском саду и в семье дети испытывают эмоциональные перегрузки, которые могут негативно влиять на психические состояния и создавать дисгармонии в эмоционально - психическом развитии. Нарушение любого из механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем дальнейшем ходе развития ребенка. Поэтому важно проводить в дошкольных учреждениях психопрофилактическую и психокоррекционную работе с детьми с привлечением для этого психологов, педагогов и родителей.

Исследованием социально-эмоциональной сферы занимались такие исследователи как, Н. Н. Авдеева, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Г. Х. Мазитова, С. Ю. Мещерякова, Р. Ж. Мухамедрахимов, М. В. Лаврентьева и др.

Вместе с тем, проблема является важной и сохраняется необходимость теоретического обобщения, поиска эффективных условий для социально-эмоционального развития детей. Долгое время проблема оставалась менее раскрытой, только в последнее время больше внимания уделяется этой проблеме. В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

В связи с вышесказанным проблема исследования является актуальной.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать условия социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования: условия социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: социально-эмоциональное развитие детей будет успешным, если созданы следующие условия:

разработаны система занятий по социально-эмоциональному развитию детей;

осуществлен подбор игр, направленных на социально-эмоциональное развитие.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить понятие социально-эмоционального развития, условия его осуществления.

3. Выявить особенности социально-эмоционального развития детей.

4. Апробировать условия социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста и определить эффективность проведенной работы.

Методы исследования: анализ литературы, психолого-педагогический эксперимен, диагностическая методика «Рисунок человека», комплексная методика выявления социально-эмоционального развития.

Анализ результатов социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста

Задачами экспериментального исследования являлось:

1. Подобрать диагностические методики на изучение социально-эмоционального развития детей;

2. Выявить особенности социально-эмоционального развития детей;

3. Апробировать условия социально-эмоционального развития детей дошкольного возрасти и определить эффективность проведенной работы.

Эксперимент проводился на базе МДОУ №20 гр. № 5 В группе 18 детей 5-6 лет. Эксперимент проводился в три этапа:

1) На первом этапе (с 2 по 7 апреля 2010 года) проводилась диагностика социально-эмоционального развития детей.

2) Второй этап – формирующий (с 8 апреля по10 мая 2010) в котором проводилась непосредственная работа по социально-эмоциональному развитию.

3) На третьем этапе (с 12 по 17 декабря 2010 года) осуществлялась повторная диагностика уровня социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, определялась эффективность проведенной работы.

С целью изучения социально-эмоционального развития детей использовалась комплексная методика В. М. Минаевой. Методика предполагала использование ряда методов (беседа, наблюдение, анализ ситуаций и т. д.) позволяющих выявить уровень представлений, умений, навыков детей.

Диагностическое исследование проводили два воспитателя работающих на данной группе. Исследование проходило в индивидуальной и подгрупповой форме.

После проведения диагностического исследования осуществлялся качественный анализ, определялись знания и умения ребенка, уровни социально-эмоционального развития.

1. Комплексная методика социально-эмоционального развития

Представления, умения, навыки Диагностические методики

Ребёнок и взрослые

1. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).

2. Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых.

3. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе.

4. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый). Д/упр. «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?

Инд. Беседы с детьми: Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?

Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится мама? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты ещё хочешь его порадовать?

Инд беседа с ребёнком: Как вы встречаете Новый год? Другие праздники? Есть ли в вашей семье что-то такое, чего нет в других семьях?

Рассматривание ил. с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? И т. д.)

Вопросы: Девочку зовут Оля. Как её будут звать, когда она вырастет? У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы, когда он вырастет?

Инд. Беседа с ребёнком: Как называется наша планета? Какие страны мира ты знаешь? Воспитатель предлагает показать на картинке людей разных народов мира и назвать их.

Ребёнок и сверстники

1. Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях.

2. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.

3. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.

4. Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений.

5. Понимает, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл. Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам.

Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д.

Рассматривание ил. с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.

Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, сюжетно-ролевые игры.

Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению ко взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность?

Отношение ребёнка к самому себе

1. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей.

2. Имеет представления о школе, жизни школьника.

3. Проявляет самостоятельность, избегает опёки старших в привычных ситуациях.

4. Владеет элементарным самоконтролем, приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их. Индивидуальная беседа с ребёнком.

Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап? Кем они были?

Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т. д. Зачем человеку? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? И т. д.

Беседа: Что делают в школе? Как называются занятия в школе? Как называется школьная сумка? Как проходит день школьника?

Д/и «Режим дня школьника». Ребёнку предлагается разложить картинки в нужной последовательности.

Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни.

Ребёнку предлагается построить сложную постройку по образцу; сложить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога (например, подойди к полочке красоты, возьми самую большую поделку, потом зайди в центр экспериментирования, возьми ветродуй и всё это принеси сюда). Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так?

Уровни социально-эмоционального развития:

Низкий: Поведение детей неустойчиво, ситуативно. Хотя они имеют представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Дети испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история, семьи, школа и т. д.

Средний: у этих детей поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к прошлому своей семьи и т. д.

Высокий: прослеживается уровень средний ближе к высокому. Поведение и общение у этих детей устойчивое и положительно направлено. Дети хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, владеют разными способами культурного поведения. Охотно вступают в общение. Умеют сами выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимают эмоциональное состояние людей, активно выражают готовность помочь. Нацелены на самостоятельность. Проявляют активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.

С целью определения эмоционального состояния детей, выявления признаков эмоционального неблагополучия использовалась методика «Рисунок человека». Данная методика является наиболее простой по процедуре проведения, но она позволяет получить достаточно информации о личности и особенностях ребёнка. Методика построена на основе интерпретации характера прорисовки фигуры человека и отдельных его частей, в результате чего можно выявить некоторые общие тенденции в развитии личности ребёнка, определить в общих чертах его трудности, конфликты, эмоциональный фон.

Инструкция задания методики «Рисунок человека» весьма проста — «нарисуй человека». Ребенок выполняет рисунок простым, твердым карандашом. После того, как ребенок закончил рисовать, целесообразно попросить его рассказать о нарисованном им «человеке» (специально выделяя интересующую нас сферу общения и взаимоотношений). Можно задавать любые вопросы (при условии, что с ребенком установлен эмоционально близкий контакт) по интересующей проблеме, только они должны быть не прямыми («с кем он дружит?», «у него много друзей?», «он дерется?» и т. п., а косвенными («как ты думаешь,. ?», «как тебе кажется,. ?» и т. п.). С учетом специфики дошкольников, вопросы лучше также задавать в альтернативной форме: «как ты думаешь, он с кем-нибудь дружит или нет?», как тебе кажется, он любит драться или нет?» и т. п.

Каждая группа содержит определённые признаки, каждому из которых был присвоен 1 балл. Например, признаками демонстративности являются: повышенная декорированность фигуры человека; необычность, нестандартность изображаемых персонажей и т. д. Допустим, в рисунке человека присутствует пять признаков демонстративности, следовательно, данному признаку ставится 5 баллов.

Далее баллы по каждому признаку суммируются, и чем больше балл – тем больше проблем присутствует в эмоциональной сфере ребёнка.

Затем выводился общий балл группы, который и служил итоговой оценкой тестирования.

Учитывая выдвинутую вначале работы гипотезу о том, что игры благоприятно сказываются на развитие эмоциональной сферы ребёнка, необходимо было вычислить общие баллы до формирующего эксперимента и после. Если после проведённых с экспериментальной группой занятий её общий балл будет иметь наибольшую степень снижения – значит, гипотеза подтвердилась.

Оценивание результатов диагностической методики по социально-эмоциональному развитию проходило на основании характера ответов детей. Анализ результатов диагностического исследования социально-эмоциональное развитие до проведения экспериментальной работы показал что у 50% детей уровень социально- эмоционального развития низкий:

9 детей (50%): Поведение детей неустойчиво, ситуативно. Хотя они имеют представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась. Дети испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявляет интереса к различным сторонам жизни: история, семьи, школа и т. д.

7 детей (38,8%) со средним уровнем развития у этих детей поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обстановке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требовать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным действиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает интерес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к прошлому своей семьи и т. д.

У 2 (11,2%) детей прослеживается высокий уровень. Поведение и общение у этих детей устойчивое и положительно направлено. Дети хорошо ориентированы в правилах культуры поведения, владеют разными способами культурного поведения. Охотно вступают в общение. Умеют сами выдвинуть идеи, план действий, организовать партнёров. Правильно понимают эмоциональное состояние людей, активно выражают готовность помочь. Нацелены на самостоятельность. Проявляют активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.

В блоке «Ребенок и взрослый» большинство детей знают, что поведение детей зависит от настроения, чувств взрослых. Дети, при разборе проблемных ситуаций («почему сердиться мама?», «что обрадовало папу?») приводят примеры из своих жизненных ситуаций, это помогает лучше разобраться в данном вопросе им самим и понять значимость этого вопроса детям с низким уровнем.

О том, что взрослые выполняют ни одну социальную роль знают немногие дети и затрудняются ответить на вопросы «Что мама рассказывала о своей работе, «Чем мама любит заниматься в свободное время?».

Большинство детей узнают и называют разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе.

Часть детей правильно понимают слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, сильный, правдивый, некоторые дети затрудняются в определении понятий, таких как: отзывчивый, правдивый.

В блоке «Ребенок и сверстник» большинство детей ориентируются в характерных особенностях их внешнего вида, менее ориентируются в том, какие занятия предпочитают дети разного возраста. В этом блоке («ребенок и сверстник») дети мало имеют представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников, например, «кто самый внимательный у нас в группе?», «кто любит порядок?», «кто хорошо рисует?» и т. д. дети затруднялись в ответах.

Наблюдая за детьми в повседневной жизни, в игре, менее 50% группы имеют самостоятельно объединяться в небольшие группы для деятельности (труда, игры, определять общий замысел только некоторые дети из группы, также небольшая часть детей умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров и оценивать результаты и характер взаимоотношений. В распределение ролей при игре и труде у детей группы более высокие результаты, дети умеют договариваться и без конфликтов решить кому какая роль больше подходит и он с не сможет справиться. Большинство детей группы понимают, почему нужно уступать друг другу, не прыгать, быть приветливым по отношению к сверстникам и взрослым. Но есть дети, которые не согласны с тем, что нужно научить делать своих сверстников тому, что умеет он сам. Не умеют быть справедливыми по отношению к своим сверстникам, соблюдать очередность. Таким образом, мы увидели, что показатели в разделе «Ребенок и взрослый» более низкие, чем в разделе «Ребенок и взрослый».

В разделе «Отношение ребенка к самому себе», через индивидуальную работу с ребенком мы выяснили, что дети знают свое имя, фамилию, затрудняются некоторые в правильной формулировке отчества, не все дети группы правильно могут назвать дату своего рождения и место работы родителей.

Исходя из наблюдений, можно отметить, что дети проявляют самостоятельность и избегают опеки старших в привычных ситуациях, но нельзя не отметить в новых, привычных ситуациях (показатели результатов получены из наблюдений родителей детей группы).

Дети владеют самоконтролем, менее уверенно сопоставляют свои действия с образцом, не умеют находить ошибки и исправлять их.

Результаты тестирования «Рисунок человека» до формирующего эксперимента представлены в таблицах.

Результаты диагностики эмоциональной напряжённости

экспериментальной группы до формирующего эксперимента

№ п/п Имя ребёнка Оценка признаков эмоциональной напряжённости Общий балл

Демонстративность Напряжённость Агрессивность Ущербность Безличность

1. Катя Л. 1 2 4 1 1 9

2. Вова С. 2 4 1 1 2 10

3. Кристина В. 2 0 1 0 0 3

4. Дима Л. 0 5 2 0 1 8

5. Ваня Д. 0 3 1 0 0 4

6. Лена И. 5 1 3 1 1 11

7. Данила А. 4 1 1 1 0 7

8. Карина С. 0 2 6 1 1 10

9. Катя П. 1 1 2 0 0 4

10. Андрей Г. 0 3 2 0 1 6

11. Ваня И. 0 1 3 2 1 7

12. Вова Р. 1 3 2 1 1 8

13. Карина Д. 3 1 2 0 1 7

14. Серёжа Г. 0 2 5 0 1 8

15. Кристина К. 1 2 0 0 0 3

16. Света Л. 6 2 2 1 1 12

17. Дима Е. 5 2 2 1 0 10

18. Катя Ф. 1 1 5 1 1 9

ИТОГО: 32 36 44 11 13 136

Необходимо выделить их перед началом формирующего эксперимента, чтобы оценить степень влияния методики именно на проблемных в эмоциональной сфере детей (Лена И., Карина С., Света Л., Дима Е.).

Необходимо также отметить, что в экспериментальной группе наиболее выражены такие признаки эмоционального неблагополучия как напряжённость и агрессивность (22, 23 балла соответственно).

Динамика показателей экспериментальной групп

Группа Общий балл группы до формирующего эксперимента Общий балл группы после формирующего эксперимента Динамика

(+/-%)

Экспериментальная 136 81 -67,9

Выводы.

Эксперимент проводился на базе МДОУ №20», гр. №5. В группе 18 детей 5-6 лет. Эксперимент проводился в три этапа:

На первом этапе (с 2 по 7 апреля 2010 года) проводилась диагностика социально-эмоционального развития детей.

Второй этап (с 8 апреля по 10 мая 2010 года) – формирующий, на котором проводилась непосредственная работа по социально-эмоциональному развитию.

На третьем этапе (с 12 по 17 декабря 2010 года) осуществлялась повторная диагностика уровня социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста, определялась эффективность проведенной работы с.

С целью социально-эмоционального развития детей использовалась комплексная методика заданий, которые позволяют выявить социально-эмоциональное развитие детей.

После проведения диагностического исследования осуществлялся качественный анализ, определялись знания и умения ребенка, уровни социально-эмоционального развития.

Методика предполагала использование ряда заданий (рисунок, беседа, дидактическая игра и т. д.) позволяющих выявить уровень представлений, умений, навыков детей.

Используемые методики: Комплексная методика социально-эмоционального развития. Рисунок человека

Для социально-эмоционального развития детей были созданы ряд условий: разработана система работы по блокам, система игр, индивидуальная работа с детьми, работа с родителями.

На основании проделанной работы, можно подтвердить правильность выдвинутой гипотезы, сделать вывод о том, что занятия, игры выраженные в определённой программе, благоприятно сказываются на социально-эмоциональном развитии детей.

Анализ диагностических методик показал, что дети испытывают проблемы в блоке «Ребенок и сверстник» и «Отношение ребенка к самому себе». Лучшие результаты отмечены в блоке «Ребенок и взрослый». В связи с этим была разработана система занятий по четырем блокам, направленным на социально-эмоциональное развитие дошкольников, проводилась индивидуальна работа с детьми, испытывающими необходимость в этом. Параллельно велась целенаправленная работас родителями детей группы, что положительно влияло на усвоение детьми поставленных задач по социально-эмоциональному развитию.

Среди сотрудников дошкольного учреждения тоже велась целенаправленная работа, была создана творческая группа по проблеме «социально-эмоционального развития».

Публикации по теме:

Диагностическая карта мониторинга среды группы Диагностическая карта мониторинга среды группы дошкольного образовательного учреждения с позиции эмоционального развития детей старшего.

Визитная карточка воспитателя Сузик Светланы Анатольевны МОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КРЕДО: ЖИТЬ В ЛЮБВИ, ДОБРОТЕ И ЗАБОТЕ, Я С ДЕТЬМИ – ЭТИМ СЧАСТЛИВА Я! РАЗРАБОТАЛА МЕТОДИЧЕСКИЕ.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Экспериментальная работа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 сентября 2013 в 14:34
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...