МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемо таблиц «Составление рассказа по мнемотаблицам «Весна идёт»

Светлана Суркова
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемо таблиц «Составление рассказа по мнемотаблицам «Весна идёт»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе.

Составление рассказа по мнемотаблицам «Весна идёт».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Художественное творчество».

Обучающие задачи:

1. закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемо таблиц „Составление рассказа по мнемотаблицам „Весна идёт“» размещена в разделах

2. совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

3. упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

4. формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

5. Развивающие задачи :

6. развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

7. продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

8. развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей;

9. закреплять знания детей о весне и использовать их в составлении рассказов.

10. способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.

Воспитательные задачи:

1. воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней,

2. пробуждать эмоциональную отзывчивость детей - пожалеть, сочувствовать, помочь;

3. воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Методы и приемы:

Словесный : беседа, диалог, чтение письма от пингвина, вопросы, пословицы о весне, составление рассказов с помощью мнемотаблиц, слушание музыки.

Метод проблемного обучения: решение проблемной ситуации.

Наглядный: рассматривание мнемотаблиц.

Игровой: дидактические игры («Добавь словечко», «Какая, какое?», «Назови ласково», игровые упражнения («Составь словосочетание», «Придумай предложение»).

Практический: рисование картин о весне. Приём «радуга настроения».

Оборудование и наглядный материал:

мнемотаблицы «Весна» (разные варианты,

мнемокартинки «признаки весны» презентация,

• колокольчик,

• камера.

• письмо в конверте,

• мяч,

• магнитофон и аудиозапись произведения П. И. Чайковского «Времена года».

• камера

Предварительная работа:

• экскурсии и наблюдения в природе;

• чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение ее на карте и на глобусе;

• наблюдение за погодой на прогулках, активизирующее общение «Признаки весны», ведение природы,

• чтение стихов, рассказов, сказок о весне;

рассматривание картин о весне, альбомов, иллюстраций по теме «Весна» беседы о весне и её признаках, наблюдения за весенними признаками;

• рисование по теме «Весна»;

• разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;

• разучивание стихотворения С. Когана «За окном сосулька тает…», стихотворений о месяцах весны.

дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».

Ход занятия:

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте нашим гостям, и друг другу пожелаем доброго утра.

Доброе утро, - нам шепчут цветы,

Доброе утро, - журчат ручейки,

Доброе утро, - шумят тополя,

Доброе утро, - родная земля.

Доброе утро, - солнцу и птицам,

Доброе утро, - улыбчивым лицам!

Воспитатель: Подарите им свои улыбки. А теперь улыбнитесь друг другу. Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее веселое настроение.

Воспитатель: Ребятки, отгадайте загадку.

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит как водопад,

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает? (слайд1)

Воспитатель: Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. Я решила поговорить о весне ещё и потому, что у меня к вам будет просьба. Недавно на электронную почту мне пришло письмо. (слайд2)

«Здравствуйте! Я живу в Антарктиде, где круглый год снега и никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней пожалуйста. С уважением Пингвинёнок.»

Проблемная ситуация.

Вопитатель: Давайте вместе подумаем, как мы сможем помочь нашему новому другу Пингвиненку?

- Правильно, мы можем поговорить про весну, рассказать о ней, загадать загадки о весне, нарисовать рисунок, послушать мелодии весны. А наш рассказ я предлагаю снять на камеру и выслать ему по почте. Вы мне поможете?

- Ребята, а где живут пингвины? (пингвины живут в Антарктиде)

- Молодцы, правильно!

- А как вы думаете, почему пингвины не видели весну? (потому, что всегда зима, лёд, снег и очень холодно, а весны не бывает). Итак, давайте поговорим о весне.

- Что же такое «весна»? (Это время года).

- После, какого времени года приходит весна?

- Какое время года вы ещё знаете?

- Какие приметы весны вы знаете? (Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).

– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).

- Как называются первые цветы? (первоцветы)

- Какие цветы вы знаете? (подснежники, одуванчики, мать - и - мачеха, ландыши, нарциссы)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем со словом весна.

Игра «Добавь словечко»

Пришла….

Мы ждали….

Мы рады…

Мы встречали …

Мы будем гулять….

Мы поём песни о ….

Воспитатель: Мы очень рады весне. Давайте сейчас попробуем подобрать слова и выразить ими нашу радость, любовь и восхищение весной. Расскажите — какая бывает весна?

Игра «Какая, какое?» (играем в кругу с мячом)

Весна (какая) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

Солнышко (какое) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное, золотое, искристое…

Солнце (какое) - яркое, желтое, теплое, яркое, солнечное, жаркое…

Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…

Небо (какое) - голубое, облачное, серое, пасмурное, хмурое, синее, белое, светлое…

Воздух ранней весной (какой) – прохладный, свежий, тёплый…

Снег (какой) - талый, липкий, грязный, зернистый…

Ручеёк (какой) - звонкий, журчащий, весёлый…

Игра «Назови ласково»

(Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.)

Я скажу — солнце, а вы ласково — солнышко (ветка, ручей, туча, дождь, день, лужа, лодка, цветок, лист)

Ребята проведем с вами весеннюю физминутку.

За окном сосулька тает: как-кап, кап-кап (4 прыжка)

Ветер тучи рвёт в клочки. (Руки вверх, наклоны влево –вправо)

Разжимает, разжимает клён тугие кулачки (разжимаем кулачки)

Прислонился он к окошку (4 прыжка)

И едва растает снег (приседания)

Мне зелёную ладошку

Клён протянет раньше всех. (поворачиваются друг к другу, протягивают руки, делают рукопожатие.)

Немного отдохнули, продолжаем наше занятие.

Ребята, давайте придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Например:

Весной солнце светит ярче, теплее.

Весной солнце яркое, лучистое, теплое, ласковое.

Весной облака легкие, перистые, пушистые.

Весной на крышах домов тают сосульки.

Весной на деревьях появляются зелёные листики.

Весной появляются первый цветы.

Весной на проталинах расцветают подснежники, мать-и-мачеха.

Весной трава молодая, светло-зеленая, шелковистая, нежная, душистая.

Весной животные просыпаются после зимней спячки.

Весной зайчик, белочка меняют свои шубки.

Весной с юга прилетают птицы.

Весной люди снимают шубы и надевают легкую одежду.

Весной прилетают перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

-Какое красивое время года – весна. Про весну поэты пишут стихи, художники рисуют картины, композиторы сочиняют красивую музыку.

– А хотите послушать музыку о весне?

Мы прослушаем отрывок из произведения П. И. Чайковского «Времена года».

- Понравилась вам музыка? Что вы услышали, когда слушали эту прекрасную музыку?

(Дети отвечают, что услышали, как звенит капель, капают сосульки, журчит ручей, радостно чирикают воробушки и т. д.)»

Воспитатель: Молодцы, ребята много вы знаете о весне! А сейчас я предлагаю вам составить для пингвинёнка рассказ о весне. В этом нам помогут наши помощницы-таблицы. Подойдите к столу и рассмотрите таблички о весне. Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки. Каждая карточка — это новое предложение. Давайте вспомним, что обозначает каждый символ:

Картинка “Солнце”. (Солнце светит ярче и пригревает.)

Символы дня и ночи — черная и желтая полоски разной длины. (День становится длиннее, ночь — короче.)

Сосульки (На крышах домов тают сосульки)

Лужа (Снег растаял, появляются лужи.)

Кораблик (Дети пускают в ручейках кораблики.)

Дерево с почками и мелкими зелеными листочками. (На деревьях набухают почки и распускаются листочки.)

Мать-и-мачеха, подснежники ( появляются первые весенние цветы: подснежники, мать-и-мачеха.)

Птицы (Весной с юга прилетают птицы.)

Одежда (Весной люди надевают легкую одежду.)

Физминутка: Пальчиковая гимнастика

С крыши капает капель:

Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.)

Это к нам пришё л апрель:

Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.)

Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)

И быстрей звенит капель:

Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап! (повторяем движение капели быстром темпе.)

Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о весне.

Рассказ должен быть полным, интересным. Вы знаете, в рассказе должно быть начало :

Например: К нам пришла весна. Наконец-то, наступила весна!

Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.

И закончить рассказ : Я люблю весну!

(Дети составляют рассказы по мнемотаблицам)

Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 1.

1. Весной пригревает яркое солнышко.

2. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются проталинки и распускаются подснежники.

3. Все люди отмечают весной мамин праздник —

8 Марта.

4. Я сделал (а) для своей мамы поздравительную открытку и подарил (а) ей.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 2.

1. Весной пригревает теплое и ласковое солнышко.

2. Тают на крышах сосульки

3. Появляются проталинки.

4. Дети пускают в них и ручейках кораблики.

5. Весной распускаются первые цветы — подснежники.

6. На деревьях появляются зеленые листочки.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 3.

1. Наступила весна.

2. Весной солнышко стало ярче пригревать.

3. На крышах домов тают сосульки.

4. А на земле появляются лужи и ручейки.

5. Из тё плых стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы и строить гнёзда.

6. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зеленые листочки. ж

7. Появляется первая весенняя травка.

8. Люди сменили тёплую одежду на лёгкую.

9. Я очень люблю весну!

Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 4.

1. Наступила весна. Весной пригревает яркое солнышко.

2. Тает снег и появилась первая зелёная травка.

3. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны.

4. Прилетают первые птицы с юга и вьют гнёзда.

5. На деревьях набухают почки и появляются первые листочки.

6. Девочки и мальчики радуются солнцу.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 5.

1. Наступила весна.

2. Солнышко стало ярче и теплее пригревать.

3. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идёт тёплый весенний дождь.

4. Люди снимают тёплую одежду и переодеваются в лёгкую.

5. Дети пускают в ручейках кораблики. 6. Появляется первая зеленая трава.

Из-под снега пробивается травка.

На деревьях набухают почки и распускаются первые листочки. Появляется первая травка.

Из тёплых стран возвращаются перелётные птицы.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 6

1. Наступила весна.

2. Весной день длиннее, а ночь короче.

3. Небо голубое и идёт тёплый весенний дождь.

4. Весной на деревьях распускаются листочки.

5. Птицы возвращаются из тёплых стран, строят гнёзда и высиживают птенцов.

6. Снег становится тёмным, рыхлым, тает и по земле бегут ручьи.

7. На земле появляются проталины, а прямо из-под снега расцветают подснежники - первые вестники весны.

7. Рассказ по мнемотаблице «Весна» №7.

1. Весной в лесу просыпаются после зимней спячки медведи, ежи, барсуки.

2. Белка и заяц меняют цвет шубки.

3. У Белочка становится рыженькая.

4. Зайчик становится серый.

5. Весной днём становится жарче.

6. Снег тает, и бегут ручьи.

7. На земле появляются проталинки.

8. В лесу вырастают подснежники.

9. Весной на деревьях распускаются первые клейкие листочки.

10. С тёплых стан прилетают перелётные птицы, вьют гнёзда и высиживают птенцов.

11. Первыми прилетают грачи.

12. Все рады приходу весны.

Рассказ по мнемотаблице «Весна» № 8.

Весна - прекрасное время года!

Весной набухают почки.

Солнце греет всё ярче и ярче, становится теплее после зимы.

Природа оживает.

Журчат ручьи, распускаются всеми любимые первые цветы - подснежники.

Капает капель, на реках трескается лёд.

Тает снег, появляются проталины.

Идёт теплый весенний дождик, на небе появляется радуга.

Травка зеленеет. Птицы возвращаются с юга и вьют гнёзда.

Весна бывает тёплая, бывает холодная.

Все радуются приходу весны. а после весны наступит лето.

Итог:

Молодцы, у нас получились очень красивые и замечательные рассказы о весне. А чей рассказ вам понравился больше? Почему?

Спасибо, что помогли мне! Благодаря вам Пингвинёнок сможет узнать-что такое весна и рассказать о ней всем друзьям! Вечером мы посмотрим видео и отправим Пингвинёнку письмо. Но мы могли бы не только рассказать о весне, но и показать её. Можно нарисовать картины о весне. Это будет ваше домашнее задание ребята. (дз)

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине…» Конспект индивидуального занятия по образовательной области «Развитие речи» в средней группе «Составление рассказа по картине «Собака со.

Конспект НОД с использованием приёмов по развитию речи у детей «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Тема: «Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Цель: формирование умений детей составлять рассказы по картине. Задачи:.

Конспект занятия по развитию речи, по составление описательного рассказа «Зима» в старшей группе Занятие по развитию речи в старшей группе на тему: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА «ЗИМА». Цель: - учить детей составлять небольшой.

Конспект занятия по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по картине «Лошадь с жеребёнком» Цель: учить самостоятельно.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказов по мнемотаблицам» Цель: учить детей составлять связный рассказ Программные задачи: 1)Развивать умение составлять небольшие рассказы по мнемотаблице, используя.

Конспект занятия по развитию речи «Весна». Составление описательного рассказа по картинно-графическому плану Тема: Весна Цель: уточнить и расширить знания о весне, её признаках. Задачи: 1. уточнить названия весенних месяцев 2. уточнить характерные.

Конспект занятия развитию речи по теме «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Шишка» Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе «Пчёлки» по теме «составление рассказа по серии.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа о зиме с использованием мнемодорожек»Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Составление рассказа о зиме с использованием мнемодорожек» Тема: Составление рассказа о зиме с использованием мнемодорожек. Цель: обучение составлять короткий описательный рассказ о времени года.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу» «Составление рассказа о весне с опорой на мнемотаблицу». Образовательная область: «Речевое развитие». Интеграция: «Познание», «Социализация»,.

Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» Тема: "Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами"" Цель: формировать умение придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемо таблиц «Составление рассказа по мнемотаблицам «Весна идёт»
Опубликовано: 24 мая 2018 в 00:59
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД