МААМ-картинки

Занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе

Наталья Ильина
Занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе

Занятие по формированию навыков звукового анализа и обучение грамоте в подготовительной группе «Петушок»

Тема. Звуки м, м. Буква м.

Цель

Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух;

Публикация «Занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе» размещена в разделах

Задачи: Упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснять крылатые выражения; работать над предложением; познакомить с буквой м; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто придумает слова со звуками к, к’

II. Знакомство с новым материалом.

1. Логопед выставляет картинки: мак, компот, мухи, дома, мох, машина, мел, мельница, миска, мяч, помидор и др.

2. Дети отвечают на вопрос, какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? (звуки м, м').

3. Артикуляция звука (губы сжаты и напряжены).

4. Характеристика звука (согласный, твердый, мягкий).

5. Речевая зарядка.

Словарный материал:

ма — мя ам — амь мо — мё ом — омь му — мю ум — умь мы — ми им — имь

6. Дидактическая игра «Кто больше?».

Дети перечисляют продукты, в названиях которых есть звуки м, м' {маргарин, масло, мясо, макароны, молоко, мука, манная крупа и др.).

7. Дидактическая игра «Камень— вата».

Педагог читает стихотворение. Дети поднимают синий кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат твердый согласный звук м, и поднимают зеленый кружок, если в последнем слове стихотворной строки услышат мягкий звук м.

На полу скребется мышка, Убежала в норку мышка, Спит в берлоге бурый мишка, Спать залег в берлогу мишка, Этот мишка очень мил, Мальчик мал, но очень мил. Только лапы он не мыл. Он водичкой руки мыл.

8. Дидактическая игра «Наоборот».

Словарный материал:

война — мир ссориться — мириться быстро — медленно твердый — мягкий глупый — умный большой — маленький

9. Знакомство с крылатыми выражениями:

а) медвежья услуга — услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность;

б) махнуть рукой — перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо;

в) мутить воду — специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо.

10. Составление предложений по опорным картинкам. Составление схем предложений.

III. Физкультминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы топаем ногами:

Топ-топ-топ.

Мы руки опускаем:

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведем,

По кругу все пойдем.

IV. Знакомство с буквой.

1. Показ буквы.

2. Нахождение буквы в кассе букв.

3. «Из скольких элементов состоит буква?»

4. Выкладывание буквы из палочек.

5. Прорисовывание м в воздухе.

6. Печатание буквы.

V. Анализ слогов ом, ум, эм, им, ма, му, ми, мэ.

Синтез этих слогов (работа с кассой букв).

Чтение слогов.

VI. Подведение итога занятия.

Занятие по формированию навыков звукового анализа и обучение грамоте в подготовительной группе «Петушок»

Тема. Звук х. Буква х.

Цель

Закрепить навык различения и правильного произношения звука х в слогах, словах, фразах;

Задачи: Развивать фонематический слух; учить выделять звук л : в начале и в конце, слова; работать над предложением; познакомить с буквой х; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет первый звук в словах паук, ток, конфета, потолок, торт, палатка, карта, тапочки, полка, такси, каток, танк.

II. Знакомство с новым материалом.

1. Логопед выставляет картинки: халат, хлеб, хомяк, халва, хлопушка, художник, хобот и др.

2. Спрашивает, какой звук чаще всего слышится в названиях картинок (звук х).

3. Уточняется артикуляция звука (теплая струя воздуха выдыхается).

30032. Характеристика звука (согласный, твердый, глухой).

4. Выделение звука х из ряда слогов : ка—то—ху—мы—по—ти—ха—мо—ху—ат—ик—ух—ок—ох—ым—ых.

5. Логопед произносит слова без последнего звука. Дети договаривают звук х и называют слово полностью.

Словарный материал:

пету. отды. мо. пасту. коню. пу. лопу. запа. сме. горо. шоро. стра.

6. Дидактическая игра «Замени первый звук в слове на звук Х».

Словарный материал:

салат — халат шрам — храм

голод — холод свалить — хвалить

сор — хор гудеть — худеть

год — ход Глеб — хлеб

7. Отгадывание предметов по описанию. Выделение звука в начале, середине и конце слова:

а) мягкий, душистый, вкусный, свежий, с хрустящей корочкой (хлеб);

б) мягкий, но не хлеб, пушистый, но не мех, белый, но не снег (пух);

в) с красным гребнем, зерно клюет, голосисто поет (петух,

г) маленькая, черная, по комнате летит, звонко жужжит (муха).

8. Дидактическая игра «Запомни и назови» (по картинкам).

9. Дети составляют предложения по опорным картинкам - Работа со схемой предложения.

III. Физкультминутка.

ГУ. Знакомство с буквой х.

1. Показ буквы.

2. Нахождение в кассе букв.

3. «Из скольких элементов состоит буква?»

4. Выкладывание буквы из палочек.

5. Прорисовывание в воздухе.

6. Печатание буквы.

7. Анализ и синтез слогов : ах, ух, их, эх, ох, ха, ху, хи, хэ, хо.

8. Печатание слогов в тетрадях.

V. Подведение итога занятия.

Занятие по формированию навыков звукового анализа и обучение грамоте в подготовительной группе «Петушок»

Тема. Звук о. Буква о.

Цель

Закрепить навыки четкого различения и произношения звука о в слогах, словах, фразах;

Задачи: Развивать фонематический слух, учить выделять звук в начале, середине и конце слова; работать над предложением; познакомить с понятием «предлог»; развивать память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто назовет слова, начинающиеся на гласный звук. И. Знакомство с новым материалом.

1. Педагог выставляет картинки: окна, осы, Оля, облако, овощи. Задает вопросы:

— Какой звук повторяется во всех этих словах? (звук о).

— Как вы думаете, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (со звуком о).

2. Артикуляция звука (губы вытянуты вперед, округлены).

3. Характеристика звука (гласный). Дети должны объяснить, почему о относится к гласным звукам.

4. Проговаривание звука хором и по одному.

5. Выделение звука о из ряда других гласных звуков :

а—у—о—и—э—о—ы—у—о—а—о.

6. а) упражнения на развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Запомни и назови»;

б) выделение звука в начале слова (работа по карточкам).

7. Дидактическая игра «Много—один».

Логопед называет несколько одинаковых предметов, а ребенок говорит название одного такого же предмета. Словарный материал:

кольца — кольцо сёдла — седло звенья — звено

зёрна — зерно крылья — крыло колеса — колесо

стёкла — стекло перья — перо

Педагог дает задание определить позицию звука о в слове (работа по карточкам) .

8. Дидактическая игра «Телефон».

Одному ребенку предлагается запомнить ряд из трех слов. Другой ребенок называет слово, в котором звук о находится в середине.

мул суп бук сок пух мол сын бок сук кол мал сон бак сом пас Работа по карточкам.

9. Работа над предложением:

а) логопед произносит ряд предложений, затем просит воспроизвести их по первому слову.

Оля лепит домик, У дома много пионов. Тома и Вова пили кофе. Около дома растет осина. В лесу много опят. Осенью собирают овощи;

б) составление схемы предложения: Оля лепит домик.

III. Физкультминутка.

IV. Знакомство с буквой о.

1. Педагог читает стихотворение.

В этой букве нет угла, До того она кругла,

Оттого она кругла. Покатиться бы могла.

2. Показ буквы.

3. Нахождение буквы в кассе.

4. Прорисовывание о в воздухе.

5. Печатание буквы о

V. Анализ и синтез слогов

VI. Чтение слогов.

VII. Печатание слогов в тетрадях.

VIII. Подведение итога занятия.

Публикации по теме:

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово»Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово» Цель. Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка деления слов на слоги, умения определять количество слогов в словах, находить слова,.

Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ.Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ. Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ. Формирование навыков звукового.

Конспект НОД детей по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа «Звук [Д] и буква Д» Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения.

Конспект НОД по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма «Звук [Х] и буква Х» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей грамоте и формированию навыков звукового анализа, чтения и письма.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [п] и буква п» " Звук и буква "П" 1. Организационный момент: • артикуляционная гимнастика • звукоподражания 2. Введение в тему: • Прилетел к нам, угадайте,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [р]-[р’]» Тема: Звуки Р, Р* Задачи: закрепление представления о букве Р и звуках (Р-Р*, умения различать звуки и буквы, согласные звуки по твердости.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Я» Цель: Обозначать правильно буквы Я звуками. Задачи: Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й а], слышится в начале слова и после.

Конспект занятия по развитию навыков звукового анализа «Таинственное послание» Конспект НОД Тема: «Таинственное послание» Образовательная: Познакомить детей с символами гласных звуков, совершенствовать навык звукового.

Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза. Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Развитие навыков звукового анализа слов Чтение слов из пройденных букв-АУ, УА. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ: Формировать фонетико-фонематическую сторону речи. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 11:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД