МААМ-картинки

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц»

Екатерина Шерстнёва
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц»

Конспект открытого занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе «Гномики» Звук и буква Ц.

Задачи:

1. Познакомить детей с новым согласным звуком – Ц; его артикуляционной и акустической характеристикой, способами произнесения звука.

2. Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата, способами произнесения звука;

Публикация «Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук [Ц] и буква Ц“» размещена в разделах

3. Познакомить с буквой Ц, упражнять в дифференциации понятий «звук» и «буква».

4. продолжить работу по развитию воображение, память, логическое мышление;

5. Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу;

6. развивать внимание, усидчивость.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Улыбнемся друг другу

И нашим гостям

Чудесных открытий

Желаем всем вам.

Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте, поговорим о звуках и буквах.

2. Артикуляционная гимнастика. Сегодня я вам хочу рассказать сказку. Но для начала, отгадайте загадку.

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

- Правильно, это цыплёнок.

В одной скорлупке жил цыпленок, в ней ему стало тесно, скучно и он захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего в яйце и покажем, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом — правое крылышко, затем — левое. И вот он вылез из скорлупки.

И что сказал цыпленок, как вы думаете?

(Цып-цып-цып)

- Посмотрел цыплё нок вокруг себя и удивился: «Ац - оц - уц!»

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.

-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают).

- Цыплё нок испугался: «Ца - цо - цу!»

- Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз,

Погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.

- Цыплё нок успокоился и улыбнулся: «Ци-ци-ци.» «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок. Ребята, а давайте пригласим цыпленка вместе с нами в страну звуков. Кто скажет, что это за страна? (страна в которой живут звуки и буквы) Правильно ребята, а вот какие звуки живут в этой стране, вы сейчас сами попробуйте догадаться.

3. Актуализация опорных знаний

Упражнение «Лучики солнца».

Мы каждый день в садике совершаем маленькие открытия. Каждое открытие для нас как лучик солнца! Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите? Солнышко, а на лучиках солнца размещены, что? Правильно, буквы, которые вы уже знаете.

У вас на столах есть свои лучики солнца, подвиньте к себе работы! Вы видите, на каждом лучике написаны буквы! А теперь задание, постарайтесь, разместите лучики по домикам. Но для начала, давайте вспомним. Ребята, а чем буква отличается от звука? (букву видим и пишем, звук слышим и произносим) Какие бывают звуки? (гласные и согласные) Чем согласные звуки отличаются от гласных? Верно, гласные - звуки мы можем петь и тянуть и живут они в красном домике, а согласные звуки мы не можем петь и тянуть, потому что всегда мешает какая-то преграда и живут в синем домике.

А сейчас пришло время разместить буквы по домикам. А у доски разместят буквы Василиса и Саша. Размещаем лучики в каждый домик. Ребята, у кого так же? Молодцы! А теперь Василиса назови буквы, которые вы разместили в синий домик, а Саша в красный? Почему эти буквы вы разместили в этот домик, а Егор Киселёв, Жора, Миша какие буквы разместила в красный, синий дом, почему?Саша обясни, почему ты размести эти буквы в красный дом…. Василиса, почему ты разместил эти буквы в синий дом?

Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие по стране звуков.

4. Формирование представлений о звуке.

4.1. Отгадывание загадок. - Вы любите загадки? Я хочу вам

загадать загадки, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться, какой новый звук мы встретим в нашей стране.

По ходу отгадывания загадок на экране появляется картинка – отгадка.

Итак, первая загадка:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

У детей к нему огромный интерес

Сюда всегда открыты двери,

Здесь выступают даже звери.

(цирк)

4.2. Выделение звука.

Ребята, а теперь давайте, произнесём слова отгадки, выделяя первый звук.

А теперь скажи Саша?Маша?Алёна?

- Вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?

-Правильно, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками «Ц».

.- Сначала давайте познакомимся со звуком «Ц».

4.3. Учимся произносить звук.

«Ц» - это имя звука, а каждое имя надо произносить четко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык и зубы)

- Возьмите в руки зеркала и произнесите звук ц

- Что делают губы? (улыбаются)

-Произносим ц зубы видны? (зубы видны)

-Произносим Ц…Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)

4.4. Характеристика звука

Отложит зеркала. Звук ц гласный или согласный? Почему (Ц – согласный! Он не поется, и во рту появляется преграда)

Ребята, я вам открою секрет, звук ц - он всегда твёрдый.

А сейчас, определите, пожалуйста, звук ц - звонкий или глухой? (глухой)

Итак, звук ц -согласный, твёрдый, глухой.

4.5. Упражнения в выделении звука ц из потока речи

Игра «Внимательные ушки»

- давайте поиграем в игру: «Кто внимательнее» и попробуем поймать звук «Ц». Будьте внимательны, мы ловим твердый звук ц в словах. Я буду говорить слова, а вы хлопайте, если этот звук есть в слове :

Слова: Цапля-аист; царь-король; яйцо-цыпленок; театр-цирк; роза-цветок; браслет-цепочка; буквы-цифры.

4.6. Фонетическая зарядка со звуком ц : Подбор слов со звуком [ Ц ] .

А теперь придумайте вы слова, где звук «Ц» стоит в начале слова.

- Молодцы!

5. Физкультминутка.

Цапля.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой)

6. Формирование представления о букве Ц

6.1. Знакомство с буквой Ц. Посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли к домику звука. Каждый звук в этой стране живёт в своём доме. Как вы думаете в каком домике живет звук Ц?

Правильно, в букве ц.

Ребята, а на что похожа буква ц?

Посмотрите (показываю букву) :

Вот какая буква Ц-

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

6.2. Написание буквы в воздухе Ц.

- Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звука (из 4 линий).

- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе. Поднимаю вверх левую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву. Дети за мной повторяют.

- Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Параллельно ей проводим ещё одну линию. Затем, от первой линии, ведем линию ко второй, останавливаемся и пишем косую линию вниз.

6.3. Написание буквы Ц на столе. А теперь также, давайте напишем букву ц на столе.

7. Зрительная гимнастика. Ребята, пока вы писали, ваши глаза устали.

Посмотрите на экран и проследите за зонтиками, шариком…. Теперь закройте глаза, откройте и продолжим работать.

8. Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы ц.

8.1. А теперь возьмите листочек, переверните его и что вы видите? Правильно, перед вами буква ц. Давайте ее заштрихуем. Каким карандашом будем рисовать? (синим). Почему? (обозначает согласный, твёрдый звук)

8.2. Нарисуйте рядом с буквой ц предмет, начинающий на звук ц. Ребята, подумайте, что можно нарисовать?

9. Итог занятия. Молодцы, ребята. Наше путешествие подошло к концу, и посмотрите в окно, нам светит солнышко. И в стране звуков тоже засветило солнышко, и на лучике солнца засиял звук ц. Ребята, с какой буквой мы сегодня понакомились буквой Ц)

-«Цыпленок, а тебе понравилось наше путешествие в страну звуков

-«Конечно, понравилось, и я хочу остаться жить в этом домике? Можно?»

-«Конечно, можно. Ведь твоё имя тоже начинается с этой буквы, а значит это тоже твой домик.»

А нам ребята пора прощаться с жителями страны звуков и букв и возвращаться в родной наш детский сад.

Молодцы, ребята! Урок закончен!

Прикреплённые файлы:

bukva-c-1_mgr3l.ppt | 3938 Кб
 
Публикации по теме:

«Научим рысенка говорить звук [р]». Конспект занятия «Звук и буква р» НАУЧИМ РЫСЕНКА ГОВОРИТЬ ЗВУК Р ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Различение и четкое произношение звука Р в звукосочетаниях, слогах, словах, предложениях. Знакомство.

Звук «Ш». Буква «Ш». Содержание данного занятия включает систему разнообразных приемов и методов коррекционо – развивающей направленности как с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц»
Опубликовано: 26 мая 2015 в 19:28
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД