Алла Богданова
Активные методы и приёмы работы на занятиях с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Тема моего доклада «Активные методы и приёмы работы на занятиях с детьми ОВЗ»
Наш детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Начиная работу с детьми с ОВЗ, я встала перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников. Так как на сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно – ориентировочное образование, то мы в работе с детьми должны опираться на индивидуальные особенности ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике – дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей ребенка. Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира.
Публикация «Активные методы и приёмы работы на занятиях с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным.
Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Основные методы, коррекционного воздействия, которые я применяю в своей работе это :
метод проектов успешно зарекомендовал себя, он развивает в детях качество успешной личности, способен ускорить процесс постановки и автоматизации нарушенных звуков, способствует развитию всех компонентов речи в целом, когнитивных процессов, коммуникативных навыков.
В 2021-2022 учебном году в подготовительной группе был реализован проект по театральной деятельности «Театр и мы».
Мы пришли к выводу: разнообразие театра взаимно дополняют друг друга и занимают достойное место в развитии связной речи детей дошкольного возраста, а также делает речь детей ярче, богаче и разнообразнее. Театральная деятельность является эффективным средством для социальной адаптации детей с ОВЗ, способствует развитие у детей общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешны
Метод» Куклотерапия» достигает следующих целей: Релаксация, создание детского коллектива, развитие памяти, фантазии, развития речи.
Метод «Репродуктивный» Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, выполняется по инструкции.
Объяснительно – иллюстративный метод при котором учебный материал дети получают при помощи различных визуальных средств. Я хочу вас познакомить с методикой обучению чтению при помощи «Словолодочек»
Как же сделать так, чтобы занятие не вызывало у маленьких учеников негативных эмоций, а были сказочными и волшебными, очень просто, использовать данную методику. Создавать атмосферу какого- то волшебства, невероятности помогают сказочные персонажи. Например алфавит привезли пираты и они хотят вместе с нами научиться читать, чтобы разгадать где спрятаны сокровища, создать легенду.
Цель данной методики это обучение чтению с удовольствием и пониманием с первого раза, развитие внимания, фонематического слуха, увеличение словарного запаса.
Последовательность этапов работы : звук, слог, слово, смысл.
Сначала мы работаем над алфавитом. Посматрите какой интересный алфавит, он представлен в привычной последовательности, гласные выделены красным цветом, а согласные чёрным. Под каждой буквой стоит капелька. А почему именно капелька. Да потому что понятный деткам образ. Обьём которого указывает на длительность произношения звука и даёт возможность отличить гласную от согласной.
Пример. Представь как большая тёплая капля дождя капает, как мы с вами прочитаем? ААА
С чего мы начинаем: прочитать весь алфавит. Вы читаете и показываете букву одновременно.
Дети повторяют: ААА. Б. В. Г. Д. ЕЕЕ.
Почему необходимо сохранять последовательность?
Потому, что это направо и сверху вниз. Чтобы дети быстро и уверенно стали читать, нужно чаще читать алфавит.
С алфавитом можно работать и по другому. Найди все гласные, показать букву которую выучили сегодня, вспомнить все прошедшие буквы
Слоговая таблица. Перед вами структурированная таблица как и в алфавите, гласные красные, согласные чёрные. Это нужно для того, чтобы ребёнок визуально мог запомнить и легко разделить гласные и согласные. Почему на этом этапе следует обязательно делать акцент потому что слог складывается из согласного звука и гласного и только в такой последовательности, звуки садятся в лодочку.
У нас есть широкое море, где плавает много, много лодочек (пиратских шлюпок, кораблей)
Вы говорите ребё нку:
«давай прочитаем, кто сидит в лодочке. М а рядом АААА звуки начинают петь песню. М, но этот звук очень короткий и петь не умеет, помогает ему ААА и мы читаем МАА. А потом переходим к пропеванию МО, МУ, МЫ, МЭ. Почему гласные отдельно и без лодочки? Потому что они задают темп чтения. Желательно для этого занятия подобрать какой – то музыкальный фон.
Используйте эту таблицу и для другого упражнения, здесь можно искать буквы.
Например, вы прошли сегодня букву О придумать легенду. Например буква О – это у нас мешок, с подарками от Деда Мороза. Мешков очень много и подарков тоже очень много. Мешки все круглые – как буквы О. Задача ребёнка помочь Деду Морозу собрать эти мешки, чтобы все зверюшки в лесу остались с подарками.
Очень важно вовремя, одновременно с прочитыванием слога, указывать на нужную словолодочку. То есть, когда мы говорим Лу, то одновременно и показываем на Лу и. т. д.
Также можно поискать в табличке слова на каждый слог. Например, НУга, НОра, Наша. С помощью такого упражнения очень хорошо развивается фонематический слух и увеличивается словарный запас.
Итак каждый день проговариваем алфавит, поём слоговую таблицу, делаем упражнения на развитие фонематического слуха и на слияние слогов.
Слоговая таблица помогает автоматизировать поставленные звуки, навык чтения.
Далее мы работаем над слиянием слогов. Здесь согласный звук подплывает к гласному, получаются слоги. В конце задания дети решают пример. Такую работу можно проводить и с группой детей и индивидуально.
Пришла пора, начинать читать слова.
В чём главная ценность словолодочек? В том, что слова не разбиты на слоги. Ребёнок видит слово целиком. Сначало читаем из двух букв, потом из трёх. Главное нужно убедиться, что слова прочитываются с пониманием смысла.
Как только ребята начнут читать словолодочки из шести букв с пониманием прочитанного, можно перейти к чтению обычной книги.
Настольные игры : «Пумба», «Пугливый ёжик» при помощи таких замечательных игр легко достигаются поставленные цели и задачи, это постановка, автоматизация, дифференциация звуков. Дети с большим удовольствием занимаются данными играми.
В своей работе я использую «Массажные коврики», «Дыхательную гимнастику» при помощи которых мы закрепляем образы изученных букв, составляем слоги и слова.
«Деревянная азбука». Пособие универсальное можно с ним играть в различные игры: «Дай характеристику звуку», «Зажги огонёк», «Волшебный мешочек», «Найди такой же» и многие другие.
Практический метод используется при формировании речевых навыков путём широкого применения специальных упражнений, игр, инсценировок.
Использование всего разнообразия существующих методов и приемов обучения позволяет учителю - логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Объединяя соответствующим образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, учитель - логопед может стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно - развивающей деятельности у детей с особыми образовательными потребностями.
Спасибо за внимание!