Папки-передвижки

Арт-терапия как способ развития речи и художественных способностей детей с ТНР

Олеся Коновалова
Арт-терапия как способ развития речи и художественных способностей детей с ТНР

Арт-терапия как способ развития речи и художественных способностей детей с ТНР.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов. Как правило, дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Гиперактивный ребенок - очень возбудимый, неусидчивый, плохо концентрирующий внимание, повышенно-агрессивный. У него трудности с занятиями, потому как он не в состоянии высидеть спокойно и двадцати минут.

Публикация «Арт-терапия как способ развития речи и художественных способностей детей с ТНР» размещена в разделах

Я работаю в группе детей с заиканием. Эта проблема в настоящее время стоит очень остро. В системе образования недостаточно групп, работа которых была бы полностью направлена на помощь таким детям.

Я хочу рассказать об особенностях работы с заикающимися детьми. Дам краткую характеристику данной категории детей. Дети с заиканием плаксивы и обидчивы, подвержены истерикам. Для них характерны неустойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль. Это отражается на их общей организованности. И действительно мои наблюдения показывают, что большинство заикающихся детей даже на третьем году обучения испытывают трудности при организации собственной деятельности. У некоторых детей отмечается трудность "вхождения" в работу. Такие дети производят много лишних, ненужных манипуляций, которые отодвигают начало деятельности. При выполнении сложных заданий, требующих большого интеллектуального и волевого напряжения заикающиеся дети "пасуют" перед возникающими трудностями, не проявляют эмоционально-волевых усилий для их преодоления, многие стараются перейти с заданного вида работы на более привычный, освоенный ранее. У большинства детей имеются отклонения в моторном развитии, проявляющиеся различной степенью выраженности. Выявляется несформированность навыков самообслуживания, графомоторных навыков. Тематические рисунки детей примитивны, диспропорциональны, им свойственны схематизм, бедность композиции, недостаток реализма. Внимание таких детей отмечается неустойчивостью, особо проявляющаяся, когда детям предлагается задание, требующее активизации мыслительной деятельности, недостаточно сформированный уровень вербально – логического мышления, слабая память. Недостатки эмоционально – волевой сферы проявляются наличием у детей негативных черт характера (агрессивность, вспыльчивость, упрямство, замкнутость, негативизм и т. д.). Отмечаются проблемы формирования нравственно – этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Для многих детей характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний, повышенная внушаемость, отсутствии критики. Такие дети нуждаются в особом подходе, психологической коррекции. Несвоевременная коррекция чревата устойчивым низким уровнем обучаемости и несформированностью социальной зрелости.

Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества. С трудом возникает замысел игры, сюжеты тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Поэтому разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических и других занятий в нашем коррекционном саду весьма актуальна. Сегодня во всем мире известно, что детская игра - это не только развлечение, но и эффективнейшее средство коррекции самых разных речевых и поведенческих недостатков.

Приоритетным направлением моей работы является развитие коммуникабельных способностей детей, т. к. развитие речи - это основа свободно и логично излагать свои мысли, знакомиться с окружающим миром, адаптироваться в обществе.

В своей работе я использую интегрированные занятия, где речевые и психологические задачи решаются при помощи элементов арттерапии. Интеграция в системе специально – организованных занятий очень актуальна, так как:

- интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

- помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

- развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

- воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка.

В результате поиска новых форм и методов обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в мою работу вошла куклотерапия, делающая занятия интересными и эмоционально окрашенными.

Очень полезен театр, где ребенок проигрывает разные роли и незаметно для себя усваивает оптимальные модели поведения. А кукольный театр полезен вдвойне, поскольку спрятавшись за ширмой, говоря от имени куклы, дети как бы отстраняются от своих проблем и могут посмотреть на себя со стороны.

Театрализация развития речевого процесса привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Кроме того, обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Куклотерапия полезна при:

• различных отклонениях в развитии речи,

• эмоциональной неуравновешенности и неадекватной самооценке, ребенка,

• тревожности и страхах.

• проблемах в общении.

Театрализованная деятельность помогает через игру, фантазию и сочинительство эмоционально раскрепостить ребенка, снять зажатость, обучить чувствованию и художественному воображению. Игры- путешествия, этюды на воображение, игры- импровизации, мини – этюды, появление сказочных персонажей, участие самих детей в постановках кукольных спектаклей, играх-драматизациях - все это способствует развитию диалогической, монологической речи, звуковой культуры языка и фонематического слуха

Кукла имеет особое значение для личностного развития детей. Благодаря воле и воображению ребенка она «ведет» себя исключительно таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

В своей педагогической деятельности использую настольный театр, пальчиковый

театр и театр кукол типа петрушки. Театрализованные игры обогащают словарный запас, развивают формы монологической и диалогической речи. С их помощью на занятиях решаются многочисленные коррекционные задачи:

-развитие культуры речи : артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

- автоматизация и дифференциация звуков;

- развитие связной речи;

- развитие и совершенствование общей и мелкой моторики рук;

- развитие памяти, внимания, мышления;

- развитие координации движений;

-развитие пространственной ориентации;

-развитие коммуникативных навыков;

-нравственное и эстетическое воспитание.

Кукла в руках ребенка – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую и творческую деятельность.

Можно использовать «театр одного актера». Ребенку предлагается выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Благодаря куклотерапии быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Кукла в руках ребенка помогает свободно вступать в разговор и побуждает к активным речевым действиям чрезмерно застенчивых и замкнутых детей. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, играют в специально придуманных спектаклях.

Для театральных постановок отбираю доступные по содержанию, небольшие по объёму пьесы. Длительность «театрального действа» составляет 4-5 минут. В качестве текстов для пьес можно использовать народные сказки, сюжеты для кукольных театров, стихи отечественных и зарубежных поэтов. Стихотворная форма пьес наиболее благоприятна для автоматизации поставленных звуков, развития памяти, темпо – ритмической организации высказывания, языкового чувства.

Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. Показав родителям положительные результаты коррекционной работы с детьми, можно рекомендовать использовать театр кукол и дома, составив ребёнку компанию в совместных играх.

Процесс куклотерапии делится на два этапа – изготовление кукол и игра в них. Естественно, можно играть заранее созданными или купленными куклами, но на самом деле процесс создания игрушки не менее важен, чем взаимодействие с ней. Мы в своей группе уже занялись изготовлением кукол. Уже в процессе изготовления развивается внимание, усидчивость, а также мелкая моторика и фантазия. Именно на этапе создания куда легче начать воспринимать куклу как что-то личное, наделять ее качествами и

чертами характера.

Итак, куклотерапия помогает достижению основной цели: развить речь дошкольника, творческое воображение, мышление, научиться регулировать свое поведение и конечно помогает развить художественные способности детей.

При подборе материала для театральных и кукольных постановок я отдаю предпочтение сказкам. Сказка – как жанр художественной литературы находит применение в различных областях работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи. Проблему тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста можно использовать через использование сказкотерапии, потому что именно этот возраст является сензитивным периодом речевого развития и творчества детей.

При использовании сказкотерапии в развитии речи создается коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка, происходит совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. При использовании этого метода создается благоприятная психологическая атмосфера, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка, а также приобщение к народному творчеству. Дети часто идентефицируют себя с персонажами, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, анализировать различные стороны мыслительных процессов. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Применение изотерапии позволяет развить эстетический вкус и снизить переживание чувства одиночества, повышенную тревожность, страхи, искаженную самооценку, повысить уровень развития мелкой моторики руки. Каждый ребенок, испытывающий страх перед чистым листом и говоря: «я не умею», на подобных занятия имеет потрясающий успех, т. к. используются нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ладошками, тампоном, печатками, оттиском, в технике «граттаж», «монотиии» и др.

Один из видов изотерапии - рисование мандал, является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления. Также в процессе рисования мандал оживает генетическая память и прорабатываются аспекты прошлых воплощений. Приятно наблюдать за изменениями, которые происходят с детьми при работе с мандалами. Налаживаются отношения с детьми, в педагогами. Чем больше соприкасаешься с миром мандал, тем больше понимаешь глубину знаний, и область их применения, а в свободное время можно нарисовать ее обычной шариковой ручкой или простым карандашом, штрихами с разным направлением и с разной силой нажатия.

Так же широко в своей работе я применяю музыкотерапию. Очень хорошо он помогает при коррекции эмоциональных отклонений и развития эмоциональной сферы при индивидуальном и групповом прослушивании музыкальных произведений. Музыка служит средством, способствующим снижению и устранению эмоционального напряжения, что очень важно для детей в моей группе. Перед каждым занятием мы используем релаксацию, для настроя на дальнейшую деятельность.

Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Дети открывают для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремятся выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музицирование, словотворчество, актерскую игру. При этом

ребята раскрывают себя, постигают собственные возможности.

Во время общения с искусством ребенок уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов, тревожности. В ходе общения с искусством ребенок становится по своему психологическому состоянию качественно другим, более спокойным. Отмечаются положительные изменения в эмоциональной- познавательной сфере.

Моя работа с детьми строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребенка правильную речь, самостоятельность, инициативность, творческую активность; способствовать снижению напряженности, скованности. Поэтому считаю, работу с применением арттерапии в коррекционно-воспитательно-образовательном процессе наиболее целесообразной. Таким образом все рассмотренные арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей посредством развития способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка посредством соприкосновения с искусством.

Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает детям, родителям, педагогам наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.

(Доклад сопровождается видео и фото-зарисовками из жизни нашей группы)

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Создание коллекций одежды для игры с бумажными куклами как способ развития творчества у детей 6–7 летСоздание коллекций одежды для игры с бумажными куклами как способ развития творчества у детей 6–7 лет Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня мой рассказ об опыте работы с детьми по созданию коллекций детской одежды для бумажных.

Сюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 летСюжетно-ролевая игра как способ психоэмоционального развития детей 2–3 лет Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями.

Карточки-загадки как способ закрепления материала и источник творческого развития детейКарточки-загадки как способ закрепления материала и источник творческого развития детей В текущем учебном году, работая с детьми старшего возраста, я задумалась о том, что запас их знаний об окружающем мире постоянно растет,.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Мастер-класс для воспитателей «Чудо-пальчики. Нетрадиционное средство развития речи — Су Джок терапия» «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Вступление -Здравствуйте, уважаемые коллеги! - Скажите громко и хором, друзья, Помочь.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей»Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей» Основоположником методики песочной терапии был К. Г. Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Арт-терапия как способ развития речи и художественных способностей детей с ТНР
Опубликовано: 30 сентября 2021 в 15:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД