Юлия Белова
Пути совершенствования профессиональной деятельности музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт педагогической деятельности музыкального руководителя Беловой Ю. В.
Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Собственно, поэтому данный уровень образования заслуживает особого внимания и правильной организации учебного процесса. Музыкальный руководитель является неотъемлемым звеном этой системы, и поэтому, задачи музыкального воспитания должны строиться в соответствии с государственным стандартом, а именно:
Публикация «Пути совершенствования профессиональной деятельности музыкального руководителя» размещена в разделах
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка;
• формирование предпосылок учебной деятельности;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Для успешного решения этих задачи, я нахожусь в постоянном непрерывном творческом поиске. Меняется мир – меняются дети, меняемся мы, взрослые. Меняющийся ребенок требует иных путей передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом активен и внимателен, если в образование будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания строиться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать иные средства обучения и воспитания, на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Сочетание традиционных методов и использование инноваций должны формировать и развивать у детей устойчивый познавательный интерес в непосредственной образовательной музыкальной деятельности.
В сегодняшнем мире мало получить хорошее образование, необходима обучае-мость — умение, способность, желание учиться. Важно уметь быстро и правильно найти нужную информацию, творчески применить её. Современные технологии внедряются повсюду. Благодаря стремительному развитию мира в эпоху информационной революции, педагоги получили возможность совершенствовать свои знания и умения разными способами.
Форм самообразования великое множество, но я использую в своей профессио-нальной деятельности следующие:
1. Периодическая литература: журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Обруч», «Дошкольное воспитание» (в том числе и электронные издания);
2. Учебно-методические пособия;
3. Курсы повышения квалификации;
4. Доклады, публикации, выступления;
5. Посещение театров, музеев, концертов;
6. Социальные сети: «Одноклассники», «ВК», «Инстаграмм», «Фейсбук»;
7. Блоги, сайты;
8. Международные образовательные порталы дошкольного воспитания:
• ДЕТсад — сайт для детей и взрослых;
• Детский портал «Солнышко» — познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов;
• Раздети — познавательный сайт для детей и взрослых с обучающими уроками;
• Маам — международный образовательный портал;
• «Наша сеть» — социальная сеть работников образования;
• «Дошколенок. ру» — сайт для воспитателей детских садов;
9. Группы в социальных сетях:
• РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! Наши дети;
• Умная мама;
• Музыкальное развитие детей;
• М. И. Р. "КУКЛЯНДИЯ";
• Музыка для малышей;
• Музыканты коротышки https://vk.com/public163266470
За последнее время я посетила курсы повышения квалификации: семинар-практикум «Возможности и особенности театральной педагогики в художественно-эстетическом воспитании дошкольника» (г. Екатеринбург, ГАУ ДО СО «Дворец мо-лодежи», 2017 г, «Инновационные технологии творческого развития детей через театрализованную деятельность по авторской программе «Кукляндия» в контексте ФГОС ДО» (г. Екатеринбург, АНО ДПО «Уральский региональный учебный центр «Новатор», 2017 г, «Инновационные технологии творческого развития детей через театрализованную деятельность по авторской программе М. И. Родиной «Кукляндия» в соответствии с ФГОС ДО» (г. Екатеринбург, АНО ДПО «Аничков мост», 2018 г, «Сказкотерапия и песочная терапия как эффективные методы развития личности в образовании» (г. Нижний Тагил, ООО «АИСТ» УЦ «Всеобуч», 2018 г, провела для педагогов ДОУ мастер-класс «Использование логоритмики в НОД по развитию речи», принимала участие в городских творческих конкурсах «Лучик солнца золотой», «Большая маленькая звезда», организовала группу ВКонтакте «Музыканты коротышки», делюсь опытом на международных образовательных порталах «Маам» и «Инфоурок», где получаю положительные отзывы и благодарность коллег. В свою очередь черпаю для себя много полезной информации, которую активно использую в работе.
Наиболее впечатлительным для меня оказались авторские разработки М. И. Родиной, направленные на воспитание коммуникативной культуры, эффективного развития речи и творческих способностей у дошкольников средствами театрализации. Для формирования и развития у дошкольников устойчивого познавательного интереса, перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать непосредственную образовательную музыкальную деятельность детей интересной, насыщенной и занимательной. То есть, материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного и неожиданного, все это заложено в программе по театрализованной деятельности «Кукляндия» - это оригинальные куклы, атрибуты, обширный игровой материал, которые можно использовать на музыкальных занятиях, досугах, праздниках и развлечениях. Благодаря этой увлеченности, в моей творческой копилке появились новые театрализованные игры, этюды, пальчиковые игры, сказки малышки, музыкальные диски, предметно-развивающая среда наполнилась новыми куклами.
Также, педагогом Майей Ивановной Родиной, разработана воспитательная система «Бусоград или ВОЛШЕБНЫЕ ИГРЫ ФЕИ БУСИНКИ», которая обеспечивает развитие мелкой моторики, освоение сенсорных эталонов, формирование личностных качеств: внимания, терпения, эмпатии, фантазии, коррекционную работу и развитие детей, имеющих особые потребности.
Авторские разработки М. И Родиной помогают мне в решении проблем с застенчивостью, страхами у детей, развивают воображение, фантазию дошкольников и являются наиболее эффективными в педагогической деятельности музыкального руководителя.
Не только дети становятся активными участниками образовательного процесса в музыкальной деятельности, но и родители с удовольствием наблюдают за развитием своих детей и сами включаются в предлагаемые обстоятельства: разыгрывают сценки на праздниках для детей или совместно с ними, играют в игры, принимают участие в индивидуальных и общих танцах. Так в осеннем развлечении «Калиновый чай для мишутки» мамы исполняли танец «Калинушка» с веточками калины, а в весеннем развлечении «Как мамонтенок маму искал» показали инсценировку «У заборчика» с куклами-прыгунками.
Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:
• удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
• дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
• удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;
• дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
• происходит постоянный творческий поиск новых форм, методик, технологий для реализации педагогической деятельности;
• приносят удовольствие и ощущение «отдачи» в процессе создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик.
Развивая музыкальные способности детей на музыкальных занятиях, я способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, повышать свое исполнительское мастерство, выступать перед большой аудиторией, самосовершенствоваться и утверждаться.
Инновационные технологии проведения музыкальных занятий способствуют развитию эмоциональной отзывчивости у детей, музыка для ребенка становится его миром радостных переживаний. Использование всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, а также творческих возможностей ребенка, достигает решения главной цели моей работы и музыкального воспитания в детском саду – научить детей любить и понимать музыку. Важно и необходимо воодушевить детей на игру, создать игровую атмосферу сказки, загадки, приключения, тайны, волшебства, а это требует артистизма педагога, интонационно-речевой, пластической, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния. Для соответствия всем этим требованиям, я нахожусь в непрерывном творческом поиске новых впечатлений, знаний и эмоций.
Список используемой литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155
2. Родина М. И. «Кукляндия». Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург, 2008
3. Родина М. И. «Бусоград или волшебные игры Феи Бусинки» «Музыкальная палитра» Санкт-Петербург, 2008
4. Елена Парамонова «Программа саморазвития музыкального руководителя» http://www.maam.ru/users/lenok1963
5. Ирина Бирюкова «Современные образовательные технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» http://www.maam.ru/users/467114
6. Таслима Садыкова Статья «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников» Опубликовано: 6 июля 2014 в 07:39http://www.maam.ru/users/taslima