Приложение МААМ

Конспект тематической беседы «Блокада Ленинграда»

Абрамова Елена
Конспект тематической беседы «Блокада Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ – РАССКАЗА

«БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Подготовила: Абрамова Е. И., воспитатель I квалификационной

категории

Цель: расширить представления детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны; формировать чувства патриотизма.

Публикация «Конспект тематической беседы „Блокада Ленинграда“» размещена в разделах

Ход беседы:

Давным - давно, 300 лет тому назад, царь Петр I заложил на пустынных берегах реки Невы город. И назвал его своим именем Петербург. Город рос, обретая, привычный нам, облик. Ажурные мосты, роскошь дворцов и музеев, свежесть и прохлада парков и садов. Все это поражало своей красотой.

Петербург несколько раз менял свое название. Сначала он сменил его на Петроград, а затем на Ленинград. Именно это название города навсегда останется в памяти людей как символ мужества и героизма.

Но вот началась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года без объявления войны фашистская Германия напала на нашу страну. (звучит голос Левитана)

Враг был силен. Он разрушал города и села. Убивал мирных жителей. Фашисты стремительно продвигались вперед, уничтожая все на своем пути. Все жители нашей многомиллионной страны как один поднялись на защиту Родины и свободы.

Всюду висели плакаты «Родина-мать зовет!» В начале войны родилась замечательная песня. Она звала на борьбу народ: «Вставай страна огромная» (слушание песни)

Когда фашисты были уже у стен Ленинграда, Гитлер был уверен, что этот город после нескольких недель осады падет к его ногам.

Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, падали на землю убитые.

Немцы подошли к городу так близко, что с крыш высоких домов можно было увидеть их позиции.

Но Гитлер просчитался. Не сумели фашисты захватить город силой, тогда он решил задушить его блокадой.

Ребята, а как вы думаете, что такое блокада? (ответы детей)

Фашисты окружили город, перекрыли все выходы и входы в город, Ленинград оказался в блокадном кольце. (рассказ по карте)

В город перестало поступать продовольствие.

Ленинград регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога. Когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.

«Во тьме казалось, город пуст;

Из громких рупоров — ни слова,

Но неустанно бился пульс,

Знакомый, мерный, вечно новый» (Звучит метроном)

Все жители встали на защиту города. Мужчины ушли на фронт

На заводы пришли старики, женщины, дети. Они учились работать на станках, потому что для фронта были нужны мины, пушки, пулеметы, гранаты, снаряды. Город продолжал сопротивляться врагу.

Но все меньше и меньше оставалось запасов продовольствия на складах города. За кольцом блокады есть мука, мясо, масло. Но как доставить их в окруженный врагами город?

Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землей, то есть с землей, где не было врагов. И шла эта дорога по воде. По реке Волхов на пароходах везли муку до Ладожского озера. А потом перегружали ее на большие баржи. Потому что пароходы не могут идти по бурному, как море, Ладожскому озеру. Только большие баржи могли довезли драгоценный груз по озеру до берега. Целых 125 километров по воде! Опасен был такой длинный путь. Вражеские самолеты постоянно летали над озером. Они бомбили суда, баржи. Наши моряки старались идти ночью, чтобы вражеские летчики не увидели барж.

Когда баржи прибывали к берегу, солдаты перегружали муку в товарные вагоны и везли на поезде в город, на хлебозавод.

Кроме фашистов на осажденный город наступала зима – в тот год неожиданно суровая и морозная. От постоянных бомбежек город лишился всего – тепла, воды, света. Ленинград погрузился в тишину, голод, холод, но продолжал бороться. Жители готовы были умереть, но не сдаться врагу.

Настали страшные, тяжелые блокадные дни. Их было 900…Это почти 2,5 года.

«Какого цвета….?» Н. Алексеева

Какого цвета беда?

Какого цвета война?

Какого цвета холод?

Какого цвета голод?

Какого цвета блокада?

Никакой палитры не надо,

Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.

На улице небывалый мороз.

Жизнь в городе становилась всё труднее. В домах не работал водопровод, от сильных морозов вода в нём замёрзла. Еле живые люди спускались на невский лёд за водой. На саночки ставили вёдра, бидоны и набирали воду из проруби. А потом долго, долго везли домой.

Не было электричества. Вот такие крохотные фитильки коптилок освещали комнаты жителей.

Дома не отапливались, не было угля. Люди в комнате ставили буржуйки, маленькие железные печурки, а в них жгли мебель, книги, письма, чтобы как- то согреться. Но тепла все равно не хватало. Стены промерзали, покрывались инеем, а в разбитые окна дул колючий ветер, но даже в самые лютые морозы, люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки для нас с вами.

Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев. Чтобы хоть как-то порадовать детей, были устроены новогодние елки, а самым дорогим подарком были не игрушки, а маленький кусочек сахара. (Песня «Дети войны»)

Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе уже катастрофически не хватало хлеба

Каждому жителю выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба.

Вот такой кусочек хлеба по карточкам получали люди на целый день! Это 125 грамм.

Работающие получали два таких кусочка… 250 грамм. Конечно, этого не хватало. Постоянно хотелось есть, а ведь надо было идти на работу, становиться к станку, да просто жить.

Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому, что не способны были дойти до дому. Некоторые падали от изнеможения прямо у рабочих станков.

После войны весь мир узнал о дневнике одной маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья погибла от голода.

(показ слайдов)

Таня писала: «Бабушка умерла 25 января…. Дядя Алеша 10 мая… Мама 13 мая. Умерли все. Осталась одна Таня.» Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда.

«Дети Ленинграда»

Как жить без мамы и отца,

Без хлеба, дома и тепла?

Все это отняла война.

Не хлюпали, не плакали, не ныли

Ребята ленинградские, а жили!

В них теплилась едва душа,

Подкашивались ноги от бессилья,

Все отняла у них война,

Оставив ненависть к фашистскому насилью.

Стеклянные глаза без страха к смерти,

Голодные, худые, ледяные дети.

Со взрослыми сражались вместе,

Им помогали, позабыв о детстве.

Пусть помнит каждый человек

Залитый кровью детский след.

Но жители не желали сдаваться врагу. Они всеми силами боролись за свою свободу. И ночью осажденный город не засыпал. Дети - подростки, женщины спешили на свою вахту – на крыши домов, сбрасывая оттуда зажигательные бомбы. Чтобы избежать пожаров, они специальными щипцами, а иногда и голыми руками, скидывали их с крыш и чердаков, или засыпали горящие фитили песком. Дети помогали в госпиталях ухаживать за ранеными, Давайте послушаем песню о ленинградских мальчишках и их героизме. (песня «В далеком тревожном военном году»)

Во время блокады вся страна переживала за ленинградцев. Люди посылали продукты, теплую одежду, оружие. Да только не было возможности доставить это жителям – немцы не давали приблизиться к городу. Единственная лазейка – узкая полоска воды по Ладожскому озеру, которая, как уже сказано, постоянно обстреливалась немцами.

С наступлением зимы наши бойцы с нетерпением ждали морозов. Каждый день специальная разведывательная группа измеряла толщину льда, чтобы можно было по замершему озеру доставлять все необходимое в осажденный город.

Когда лед немного окреп, в путь сначала отправились конные повозки. (Они легче, чем машины, а тяжелая машина могла провалиться под лед). В город с не захваченной немцами, как ее называли, Большой Земли, везли мешки с зерном, продуктами.

А из осажденного города вывозили совсем ослабевших людей – стариков, детей и женщин. Также вывозили культурные ценности, промышленное оборудование, все, что могло пострадать во время бомбежек, и надо было непременно сохранить.

Только когда лед окреп, поехали грузовики. В город везли продовольствие, военную технику.

Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы суровой зимы Ленинград. Так велико было значение этого пути, что ленинградцы прозвали его «Дорогой жизни».

И днем и ночью шли машины. Но вот беда: ночи черные, ничего не видно. А когда фары включали, немцы начали обстрел.

Немецкие самолеты и артиллерия постоянно обстреливали и бомбили ледовую дорогу. Многие снаряды достигали цели. Люди оттаскивали с дороги сгоревшие машины, увозили раненых, и путь по «Дороге жизни» продолжался.

Жители города сносили тяготы и лишения страшной блокады, а защитники вели ожесточенные бои за освобождение города. В январе 1944 года произошло решительное сражение.

Двенадцать дней и ночей шел кровопролитный бой. И, наконец, настал час, когда армии двух фронтов - Ленинградского и Волховского, прорвав блокаду, соединились. Послушайте сообщение ленинградского радио о прорыве блокады.

Блокада прорвана! Люди выходили на улицы, обнимали друг друга, плакали и смеялись, не могли поверить, что смогли дожить до этого прекрасного дня. 27 января 1944 года прогремел салют. 324 орудия дали залп в честь Великого города и его героических жителей.

Защитники города – и взрослые, и дети - были награждены орденами и медалями. Одни из них были на фронте с оружием в руках. За мужество, храбрость их наградили медалями «За оборону Ленинграда». Другие голодали и мерзли в блокадном городе, тушили вместе с бойцами зажигательные бомбы, работали на заводе – помогали делать снаряды и были награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны».

За мужество и героизм город получил звание «Город-герой»

«Люди Лениграда, вы - герои»

Люди Ленинграда, вы – герои!

Подвиг ваш бесценен на века!

Пусть не будет больше горя,

Никогда, никогда, никогда!

Память о блокаде Ленинграда

С трепетом в сердце храним.

За мужество, силу, отвагу

Ленинградцам спасибо говорим!

Памяти погибших и без вести пропавших, а также памяти всех, участвовавших в ВОВ, посвящается эта песня

(Звучит песня «Свет вечного огня»)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада27 января — День снятия блокады Ленинграда Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе детского сада Цель: - расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Задачи: - Познакомить детей с жизнью людей в.

Адаптированные отрывки из книги «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» для чтения детям старшего дошкольного возраста Адаптированные отрывки из книги «Блокада Ленинграда. Народная книга памяти» для чтения детям старшего дошкольного возраста 27 января - особая.

Фотоотчет «Блокада Ленинграда»Фотоотчет «Блокада Ленинграда» 27 января наш город Ленинград отмечает 76-ю годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Война для взрослого поколения – это очень.

Фотоотчет о беседе в старшей группе «Блокада Ленинграда, дети блокады»Фотоотчет о беседе в старшей группе «Блокада Ленинграда, дети блокады» Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда. Познакомить детей с жизнью людей в это время.

Фотоотчет о мероприятии «Блокада Ленинграда» в подготовительной группеФотоотчет о мероприятии «Блокада Ленинграда» в подготовительной группе В рамках проекта "Белые журавли" к 75-летию Победы над фашистской Германией в нашей группе № 1 Федерального Государственного бюджетного.

Фотоотчёт о проведении беседы с детьми 4–5 лет «Блокада Ленинграда»Фотоотчёт о проведении беседы с детьми 4–5 лет «Блокада Ленинграда» Сегодня 27 января день снятия блокады Ленинграда, которая длилась долгих 872 дня - это важная дата для города - героя Ленинграда и его жителей,.

Конспект занятия «Блокада Ленинграда» во второй младшей группе Конспект занятия во второй младшей группе на тему «Блокада Ленинграда» Как детям сказать, Что такое война? Детям маленьким С глазками чистыми?.

Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда»Познавательная беседа с детьми старшей группы «Блокада Ленинграда» Задачи:- воспитывать у детей чувства патриотизма и любви к Родине, - развивать у детей интерес к истории своей страны, - формировать.

Презентация «Блокада Ленинграда» 27 января 1944 г. - День полного снятия блокады в Ленинграде. Предлагаю вашему вниманию презентацию "Блокада Ленинграда", созданную для детей.

Тематическая беседа «Блокада Ленинграда» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект тематической беседы «Блокада Ленинграда»
Опубликовано: 17 апреля 2020 в 22:27
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект тематической беседы «Блокада Ленинграда»» (включая файлы) размещена пользователем Абрамова Елена (УИ 356016) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД