Папки-передвижки

«Человек или всё-таки обезьяна?» Практикум по развитию общения педагогов

Татьяна Могирь
«Человек или всё-таки обезьяна?» Практикум по развитию общения педагогов

Речь – это и есть цивилизация. Слово, даже самое враждебное, поддерживает контакт; молчание разобщает.

На первых занятиях по ОГ я знакомлю детей с речью, с истоками её возникновения. Никто из них никогда не задумывался о том, всегда ли человек умел говорить, как и о том, например, что бы было, если бы вдруг исчезла вся посуда, или одежда. В процессе беседы, мы выясняем, что сначала люди общались с помощью мимики и жестов, затем научились звуками обозначать всё, что узнавали и создавали. В этом состоит секрет речи. Но почему только человек умеет говорить? А его сородичи – обезьяны – нет, ведь человек разумный произошёл как раз от последних? Дело в том, что только человек обладает способностью к речи, речь возникает в процессе общения. Известны случаи, когда с ранних лет ребёнок попадал в окружение, лишённое речи (стая волков и т. д.) рос и воспитывался в этих условиях и потом, попадая уже в человеческое общество, не приобретал способность говорить. Это объясняется тем, что во время сензитивных периодов ребёнок не слышал речь, и его способность к речи была утрачена. Но сколько не воспитывайте собаку или другое животное с рождения в человеческом обществе, она не заговорит. Это и подтверждает то, что только человек обладает способностью к речи. Нам кажется, что домашние животные нас понимают, это заблуждение. Питомцы запоминают интонацию и звуки, например, если собаке говорить: «Невеста!» вместо «На место!» она выполнит вашу команду, т. к. интонация и звуковая наполняемость этих слов похожа.

Публикация «„Человек или всё-таки обезьяна?“ Практикум по развитию общения педагогов» размещена в разделах

Так как же должен пользоваться человек этим великим даром? Сегодня я предлагаю практикум по обучению общению, развитию открытости, доверия, умения воспринимать других такими, какие они есть. Выполнение упражнений поможет познать собственные тенденции поведения, анализировать ситуацию общения, понимать другого человека, прогнозировать и проектировать его поступки.

"Во время публичного выступления ваша цель должна состоять не в том, чтобы полностью избавиться от нервной дрожи, а в том, чтобы заставить себя дрожать в определённом ритме. "

Винсент Ди Сальво

Коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакт с другими людьми и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения. Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей. Предлагаю вашему вниманию опросник для выявления уровня коммуникативных способностей педагога.

Тест «Оценка уровня общительности»

На каждый вопрос дайте один из ответов: «да», «нет», «иногда»

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас из колеи её ожидание?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет совсем невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение, недовольство поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании?

4. Вам предлагают командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой (показать дорогу и т. д. ?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей», что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам сто рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане или столовой вам подали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких «чужих» мнений на этот счёт вы не приемлете.

14. Услышав где-либо в «кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтёте ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-то просьба помочь разобраться в каком-либо вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Обработка результатов

«да» - 2 б. ,

«иногда» - 1 б. ,

«нет» - 0 б.

30-32 балла. Вы явно не коммуникабельны, и это ваша беда, т. к. страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Контролируйте себя

25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким неудовольствием, в вашей власти переломить эти особенности. Разве не бывает, что при какой-то сильной увлечённости вы начинаете «вдруг» легко общаться? Стоит только встряхнуться.

19-24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И всё же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёте на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у вас раздражение.

9-13 баллов. Вы общительны (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостаёт – так это усидчивости, терпения, отваги при столкновении с серьёзными проблемами.

4-8 баллов. Вы, должно быть, очень общительны, всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьёзные темы могут вызывать у вас головную боль. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нём поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Берётесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этими фактами!

3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Берётесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко необъективны. Серьёзная работа не для вас. Людям везде повсюду трудно с вами. Вам нужно поработать над собой и своим характером.

Практическая работа

Упражнение «Мысль одна, а слов много»

Цель: формировать умение оперировать словами, точно выражать свои мысли.

Предлагается участникам практикума фраза : «Нынешнее лето будет очень тёплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл фразы.

Упражнение- тест

«Оцените самоконтроль в общении»

Общаясь с разными людьми, мы меняемся, осуществляем так называемый коммуникативный контроль. Разговаривая с болтливой соседкой, мы говорим одной интонацией и пользуемся простыми, сленговыми словами и предложениями. Если же нам предстоит общение с президентом, то это требует совсем другого языка, слов и проявлений. Так насколько мы готовы поменяться в зависимости от ситуации, насколько развит наш коммуникативный контроль?

Внимательно прочтите 10 предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное применительно к себе, если предложение кажется вам верным, поставьте рядом с порядковым номером – «В»; если неверным – «Н».

1. Мне кажется трудным искусство подражать повадкам других людей.

2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актёр.

4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

7. Я могу отстаивать только то, в чём искренне убеждён.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их позиция: «Я такой, какой я есть в данный момент». Люди с низким коммуникативным контролем более непосредственны и открыты, у них более устойчивое «Я», мало подверженное изменениям в различных ситуациях.

Обработка результатов.

По 1 б. за ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные.

0-3 балла. У вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и вы не считаете нужным изменяться в зависимости от ситуации. Вы способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают вас «неудобным» в общении по причине вашей прямолинейности.

4-6 баллов. У вас средний коммуникативный контроль, вы искренны, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаетесь в своём поведении с окружающими людьми.

7-10 баллов. У вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое вы производите на окружающих.

Мини-лекция

«Совершенствование ораторских способностей»

Для многих людей самым серьёзным барьером на пути эффективного общения является страх. Диапазон этого чувства может простираться от слабого, но неприятного волнения до безумной паники. Этот ужас может быть настолько силён, что превращает обычно не страдающих застенчивостью и уверенных в себе людей в дрожащие и растерянные существа, пытающиеся что-то сказать, в то время, как их разум и тело полностью вышли из-под контроля.

Если при мысли о том, что нужно произнести речь на публике, вы ощущаете сухость во рту и холодок в животе, утешьтесь тем обстоятельством, что вы не одиноки.

Как быстро обрести уверенность в себе

Непосредственно перед тем, как войти в помещение, в котором вам предстоит беседовать с людьми или произносить речь, проделайте следующее:

• Сделайте 5 медленных, глубоких вдохов. Каждый раз во время вдоха старайтесь почувствовать, как ваши разум и тело успокаиваются и одновременно концентрируются. Почувствуйте, что волнение покидает вас вместе с выдыхаемым воздухом.

• Вспомните одно из своих последних успешных выступлений. Ещё раз насладитесь образами и звуками этого успеха. Почувствуйте себя преисполненным энергии и энтузиазма.

• А теперь войдите и удивите их!

Выступление без подготовки

Представьте себе следующую картину. Вы произнесли длинную речь, и тёплый приём, который получили ваши идеи, заставляет вас думать, что вы успешно донесли свои мысли до слушателей.

Но затем, когда вы уже мысленно с одобрением похлопываете себя по плечу, ваш коварный соперник выдвигает возражение, которое, похоже, вскрывает фатальную ошибку в ваших рассуждениях. Вы не сомневаетесь в этом, и судя по лицам присутствующих, многие из них придерживаются того же мнения. Тем временем ваш соперник откидывается на стуле, и на губах его играет триумфальная улыбка, говорящая: «Попробуй, выпутайся».

Это наихудший вариант «кошмарного» сценария, который способен вызвать панику даже у самого уверенного в себе оратора. Что делать?

Шаг 1.

Начните с благодарности выдвинувшему возражение человеку за то, что он поднял этот вопрос. Такая вежливая реакция поможет разоружить враждебно настроенного критика и привлечь аудиторию на свою сторону.

Шаг 2

Попросите того, кто задал вопрос повторить свои аргументы. Этот манё вр преследует две цели: во-первых, это даёт вам время подумать, а во-вторых, вынуждает оппонента приспосабливаться к немного изменившейся ситуации.

Эти вопросы будет трудно повторить слово в слово. Обычно человек, который был настроен критически или враждебно, когда его просят повторить вопрос, немного успокаивается.

Шаг 3.

Сделайте паузу и подготовьтесь к ответу. Это ещё одна фаза, позволяющая выиграть время. Никогда не поддавайтесь искушению немедленно отвечать на возражения, даже если вам есть, что сказать. Пауза делает ваш ответ более глубоким, продуманным и достойным серьёзного рассмотрения.

Старайтесь не заполнять тишину междометиями, как «а-а», «м-м» и т. д., поскольку они придают вам неуверенный вид.

Шаг 4.

Повторите вопрос или возражение. Формулируя его примерно так: «Если я правильно понял, вы хотите сказать, что…» употребляйте только нейтральные выражения, такие как «вопрос», «аспект», ни в коем случае не «проблема», «недостаток» или другое любое определение, которое выражает негативное отношение к вашим предложениям и может ещё больше укрепить слушателей во мнении, что вы заслужили этот упрёк.

Шаг 5.

Попросите высказать другие возражения, формулируя своё предложение следующим образом: «Да, я понимаю, что вы хотите сказать. Есть ли у вас другие, помимо этой, причины чтобы отклонить моё предложение?»

Это очень важный момент, поскольку если вы теперь не вскроете все возможные возражения, то можете оказаться втянутым в бесконечную дискуссию.

Шаг 6.

Когда все возражения высказаны и вы повторили их своими словами, обобщите ситуацию, указав основные пункты, по которым существует согласие и несогласие. Отвечая на вопрос, затрагивайте существо дела, а не отделывайтесь короткой репликой

Шаг 7.

Если вам не нравится вопрос, предложите вариант, который вас больше устраивает. Это весьма распространённая практика в интервью СМИ. Возможные приё мы: задать собственный вопрос, попросить пояснений, попросить дать определение или предложить собственное, самому пояснить то или иное положение.

Непревзойдённые мастера выступлений без подготовки – это политики. Прислушавшись к их интервью, вы заметите, насколько часто они используют эту технику.

Практическая работа

Упражнение «Рассказ по кругу»

Цель: развивать умение непринуждённой передачи информации в рамках заданной темы.

Продолжить рассказ. Минимальный вклад – одно предложение, максимум – одна минута рассказа.

Два пограничника с собакой вышли на охрану границы. Было тихо. Вечерело. И вдруг собака…

Упражнение «Робот»

Цель: развивать навыки внимательного отношения к собеседнику, выстраивая структуры фразы, а также навыки эмпатического понимания собеседника.

Создаётся поле – пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары 2 пары (робот и оператор). Задача оператора – с помощью своего робота собрать как можно больше спичек. Для этого он подаёт роботу словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног, туловища. Задача робота – беспрекословно и точно выполнять команды. Глаза робота во время игры завязаны. Робот лишён собственной воли, желаний и страстей. Исход игры ему глубоко безразличен: он всего лишь послушный, безынициативный инструмент в руках оператора. Через 2-3 минуты робот и оператор меняются ролями.

- Что помогало пониманию команд, а что мешало и становилось барьером понимания?

Упражнение «Кто Я?»

Цель: показать возможности закрытых вопросов.

У каждого участника на спине приколот лист бумаги, на котором заранее написаны имя и фамилия человека, известного всей группе игроков (писатель, артист и т. д.). имя могут прочитать все, кроме самого человека, на котором оно висит. Ведущий предлагает узнать «Кто я?». В центр выходит участник игры и задаёт вопросы другим игрокам. Люди отвечают, используя слова «да» или «нет». Вопросы задаются до тех пор, пока участник в центре зала не узнает этого человека.

Вывод: надо выявлять сначала крупные блоки информации, затем более мелкие, а уже потом выяснять детали.

Эта игра показывает, что часто собственная логика уводит человека в сторону.

Рефлексия

1. Что запомнилось?

2. Что понравилось?

3. Что будете использовать в своей практике?

Педагогам раздаются памятки :

• снятие напряжения перед началом выступления;

• как быстро обрасти уверенность в себе перед началом выступления;

• 6 способов защитить свой голос

Публикации по теме:

«Игровые технологии». Практикум для педагогов От 02.11.11г. Составила и провела: Кравченко Н. А., педагог первой кв. кат. Музыкальная разминка «Соседи» Цель: снять эмоциональное напряжение.

Конспект деловой игры по построению эффективного общения и взаимодействия педагогов ДОУ с родителями Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней.

Консультация для педагогов «Барьеры и трудности педагогического общения» Консультация для педагогов «Барьеры и трудности педагогического общения» Консультация предназначена для молодых педагогов и педагогов со.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников» В дошкольном возрасте существует две сферы общения – со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности.

Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности.

Практикум для педагогов «Мы вместе» 1. Передача предметов по кругу Цель: • обмен настроениями, чувств по кругу Психолог: Сейчас я предлагаю передавать по кругу из рук в руки:.

Семинар-практикум для педагогов «Цветотерапия» Цветотерапия для детей. «Все мы родом из детства». Эти слова принадлежат знаменитому французскому писателю, философу Антуану Экзюпери автору.

Семинар-практикум по здоровьесбережению для педагогов ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 20» Г. РОСТОВА Семинар-практикум для педагогов Тема: «Виды здоровьесберегающих.

Семинар-практикум с элементами тренинга «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями» Предварительная работа:проведение диагностических методик "Оценка коммуникабельности педагога с родителями" и "Определение Вашего стиля.

«Вот какой у нас оркестр!» — практикум для педагогов«Вот какой у нас оркестр!» — практикум для педагогов Задачи: 1. Привлечь педагогов ДОУ к изготовлению самодельных музыкальных инструментов. 2. Обогащение музыкальной развивающей среды в разных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Человек или всё-таки обезьяна?» Практикум по развитию общения педагогов
Опубликовано: 26 января 2017 в 11:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД