Лариса Деньгуб
Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте существует две сферы общения – со взрослыми и со сверстниками, причем обе необходимы для нормального развития личности ребенка. Рассмотрим в динамике эти процессы.
Известный отечественный психолог М. И. Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включающие в себя: потребности, мотивы и средства общения. Совокупность данных составляющих представляет собой определенную форму общения. На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о характере происходящего психического развития ребенка.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование навыков общения у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Первой, возникающей в онтогенезе (2-3 мес.) является ситуативно – личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш еще не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей. Операции, с помощью которых осуществляется общение в рамках первой формы этой деятельности, относятся к категории экспрессивно – мимических средств общения. Безразличие взрослого к ребенку в первом полугодии жизни вызывает особенную реакцию у младенца: он встревожен, угнетен, его ответное поведение резко затормаживается. Внимание и доброжелательность взрослых вызывает у детей позитивные переживания, которые в свою очередь повышают жизненный тонус ребенка, активизируя все его функции. Дефицит эмоциональных контактов со взрослыми может привести к необратимому недоразвитию ребенка, нарушению его адапционных механизмов.
Второй появляется ситуативно – деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет, где основной выступает потребность в сотрудничестве, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства – предметно – манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой. Отношение ребенка к окружающему миру качественно изменяется – он активно интересуется всем происходящим вокруг, подражает, манипулирует предметами, постепенно у него формируется осознание собственной личности, своего «Я». Взаимоотношение ребенка со взрослым носят характер практического сотрудничества. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах, при этом содействие взрослого является ведущим.
В это время происходит важное событие в развитии личности ребенка – он начинает отделять общее положительное отношение к нему взрослого от оценки им своих отдельных действий. Очень важно чрезмерно не ограничивать появившуюся самостоятельность и инициативность ребенка, ведь ему необходима возможность приобретения собственного опыта.
В рамках такой формы общения со взрослыми, действуя по его образцу, в условиях практического сотрудничества с ним, дети овладевают и речью.
Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения – внеситуативно – познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет, и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Однако возможности ребенка еще ограничены, и единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.
Положительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.
К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения –внеситуативно – личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых.
Внеситуативно – личностное общение базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуникации, и протекает на фоне разнообразной деятельности – игровой, трудовой, познавательной. Но теперь оно имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, теперь оно, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.
Во взаимодействии со взрослыми ребенок стремится достичь взаимопонимания и сопереживания.
Старшие дошкольники учатся ориентироваться в социальной сфере, устанавливать разносторонние отношения с окружающими. Они осваивают правила поведения, осознают свои права и обязанности, свой долг и ответственность перед другими людьми. Поэтому очень важно как родителям, так и педагогам своим примером демонстрировать достойные образцы поведения. Доверие и искренность – вот та основа, на которой должны строиться отношения взрослого и ребенка, впоследствии это поможет ребенку найти свое место в обществе.
К 6 – 7 годам дошкольник переходит к новому виду деятельности – к учебной.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – эта сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания.
Можно выделить несколько основных параметров готовности ребенка к обучению в школе:
1) Определенный уровень развития психических процессов;
2) Эмоционально – мотивационная готовность;
3) Наличие произвольности поведения;
4) Сформированность общения.
В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, - общение со сверстниками.
Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными вдругом.
Общение со сверстниками более многопланово. У ребенка при общении с ровесником наблюдается в 9 – 10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений, выражающих разнообразные эмоции – от негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.
Общение дошкольников охватывает целый спектр функций: это и управление действиями партнера, и навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так, совместная игра, постоянное сравнение возможностей (я так могу, а ты).
Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ребенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.
Причины непопулярности ребенка в группе сверстников могут быть различными. В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее
востребованными становятся нравственные качества, такие как: мягкость, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность.
Немаловажное значение имеет отношение воспитателя к ребенку. Неприязнь, раздражение или игнорирование, демонстрируемые невербальными способами во взаимодействии с ребенком красноречиво сигнализирует о чувствах педагога. А поскольку взрослый является авторитетом и носителем образцов желательного поведения для детей, они неосознанно могут перенимать его негативное отношение к воспитаннику. Это же правило работает и в позитивном плане – положительная оценка, внимание и поддержка, оказываемая ребенку воспитателем, повышают уровень его привлекательности в глазах сверстников, и способствует налаживанию межличностных отношений.
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребенка.
Нарушение общения могут проявляться в следующих формах :
• - неспособности сопереживать другому ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок, просмотре мультфильмов;
• - неумение регулировать свои эмоции и поведение;
• - проявлении отрицательных эмоций и страхов постоянного характера в процессе общения.
Многим маленьким детям свойственна агрессивность. Агрессивное поведение нельзя рассматривать однозначно отрицательно. С одной стороны, оно является врожденным защитным механизмом, способствующим адаптации и выживанию в социальной среде. С другой – может серьезно осложнить жизнь ребенка, негативно влиять на его контакты с окружающими людьми и на личностное развитие в целом.
Оскорбления, ругань, дразнилки – выражение вербальной агрессии, за которой часто стоит неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за собственные обиды.
Гиперреактивность проявляется у детей в импульсивности, неустойчивости внимания, двигательной расторможенности. Таким детям трудно соблюдать предписания, сосредоточиться на занятиях, долгое время заниматься одним делом.
Естественно, что перечисленные выше особенности влияют и на процессы общения со взрослыми и сверстниками: неумение регулировать свое поведение, равно как и неспособность сдерживать ситуативные желания, может приводить к конфликтам.
Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастании трудности установления новых социальных отношений. Замкнутый ребенок, т. е. ребенок с уменьшенной возможностью установления и поддержания контактов, не только не знает как общаться с другими, но и не испытывает потребности в общении.
Потребность в общении, эмоциональном контакте подавляется, а замкнутость является защитой от социальных воздействий. Попытка «разговорить» его, установить с ним внутренний контакт, выяснить причину «такого» поведения ребенок может расценивать как вторжение в личный мир, несущее дискомфорт.
Неадекватное оценивание ребенком себя в процессе общения, даже при наличии определенных навыков, может стать началом серьезных трудностей при завязывании социальных контактов.
Дети с заниженной самооценкой испытывают внутренний дискомфорт, сомнения, они могут болезненно реагировать на внешние воздействия, испытывать страх перед неудачей, проигрышем. Ребенок неохотно вступает в контакт, что затрудняет его отношения с другими детьми.
Другой крайний вариант неадекватного отношения к себе – завышенная самооценка: ребенок считает себя лучше всех, стремиться везде, быть первым и болезненно переживает, если ему это не удается. Конфликты и агрессивные проявления могут быть следствием завышенных притязаний.
Чтобы обеспечить ребенку оптимальные условия для развития индивидуальности, необходимо уметь дифференцировать источники его трудностей.
В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от воспитателей детского сада.
Список литературы:
1. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников : практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Черницкая. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.-256с. : ил. - (школа развития)