МААМ-картинки

«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

елена воробьева
«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная и творчески саморазвивающаяся личность, умеющая ориентироваться в сложных ситуациях и решать личные и социальные проблемы; живущая в согласии с природой, людьми, культурами; способная делать выбор и отвечать за него перед собой, семьей, Отечеством.

Публикация «„Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. ФГОС ДО задает ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

Обновление содержания образования требует от нас, педагогов, поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих ребенка, развивающих его личность в процессе различных видов деятельности.

С декабря 2013г. наше учреждение функционирует в режиме городской инициативной площадки по теме «Деятельностный подход в образовательном процессе ДОУ». Основная идея данного подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, которые должен приобрести или развить ребенок, а развитие у него способности и готовности к эффективной познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Поэтому на сегодняшний день, так востребован деятельностный подход в организации образовательного процесса в ДОУ.

Мне, как педагогу-практику, известно, что творческая деятельность ребенка имеет ту же структуру, как и любой другой вид деятельности. И, прежде всего, это мотив, обеспечивающий потребность ребенка включиться в творческую активность, т. е. побуждающий к действию, переживанию чего-то значимого, что придает данному действию смысл.

Изобразительное творчество – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую, так как создается с разной целью. При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата.

Развивая творческие способности своих воспитанников, всегда помню, что ребёнок – не пустой сосуд, который я наполняю, а субъект творчества, маленький творец. В совместной с ним работе главное исходит от него, хотя сам он пока не имеет об этом представления. Никто, кроме меня, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. А моя цель – вести занятия так, чтобы перед маленьким художником всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная.

Важным стимулом развития художественного творчества у дошкольников считаю соблюдение определённых условий, таких как:

а) создание доброжелательной атмосферы, широкое использование игровых приемов обучения,

б) пополнение опыта детей художественными впечатлениями от образов искусства;

в) расширение знаний, умения в области разных видов изодеятельности;

г) организация творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, с использованием средств разных видов искусства;

д) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («На что похоже», «Закончи оформление» «Что общего между. ?», «Где это можно применить?», «Хорошо-плохо» и другие).

В своей работе также учитываю и то что, система основных знаний и представлений является важнейшей предпосылкой, условием успешного осуществления творческой деятельности. В связи с этим обогащаю опыт детей, закрепляя знания, умения, навыки в практической деятельности.

Организуя образовательный процесс, обеспечиваю детям потребность в получении новых знаний, используя вербальные методы и приемы обучения с проблемно-поисковой и прогностической направленностью. Проблемно-игровые, развивающие ситуации, разнообразные видеофильмы познавательного содержания, слайдовые презентации, используемые в работе, побуждают детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделится своими знаниями с детьми.

При формировании у детей мотивационной готовности к художественно-творческой деятельности реализую следующие педагогические условия:

1. Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, нетрадиционными материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию детского творчества.

2. Создание атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом:

• проявление доброжелательности к детям, создание атмосферы сотрудничества в процессе продуктивной деятельности, отказ от резкой критики и отрицательных оценок творческой деятельности ребенка;

• поощрение высказываний и реализации детьми оригинальных идей, нестандартных решений, стремления ребенка к саморазвитию, самовыражению;

• учет и формирование в художественно-творческой деятельности продуктивного мышления каждого из детей.

Когнитивный компонент творческой активности обеспечиваю с помощью соблюдения системы мер, таких как:

• рациональное соотношение объяснительно-иллюстративных и исследовательских, эвристических методов обучения;

• расширение кругозора детей за счет самостоятельного, творческого использования ими различных источников информации (книга, компьютер, телевизор, беседы и т. д.);

• контроль усвоения сообщаемых дошкольникам знаний на каждом из этапов проводимых занятий;

• использование тренинговых заданий, направленных на применение ранее изученного материала в новых условиях;

• комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей при освоении предлагаемого содержания (с коммуникативной, игровой, театрализованной и другими видами детской деятельности).

Внедряя в практику своей работы деятельностный подход, стараюсь уйти от сообщения детям знаний в готовом виде за счет привлечения их к самостоятельному, инициативному поиску информации. Этому способствуют :

• решение дошкольниками «открытых» задач, предполагающих возможность поиска и нахождения нескольких правильных ответов (например, «сегодня у нас на занятии нет пластилина, но зато в своем волшебном сундучке, я нашла муку и соль. Как при помощи этих продуктов можно слепить одуванчик?»,

• нахождение сходств и отличий между предметами,

• определение эксцентрических возможностей использования хорошо знакомого предмета,

• установление взаимосвязей между видовой принадлежностью материала и его особенностями в процессе проведения совместных элементарных опытов-экспериментов и пр.

Главное, что необходимо помнить при организации работы – это предоставления ребенку возможности для поиска «правильного» решения. В случае возникновения затруднения ему нужно дать дополнительное время для размышления, лишь косвенно поддерживая интерес к возникшей проблеме.

Работа по развитию практико-ориентированного компонента творческой активности предполагает обучение детей технологиям и приемам работы с основными, доступными данному возрасту инструментами и приспособлениями (ножницы, карандаш, линейка, кисть, стека, материалами (ткань, нити, картон, бумага различных сортов и видов, вариантами отделки готового изделия (раскрашивание, аппликация и др.).

При формировании у воспитанников данного компонента творческой активности использую следующие методы и приемы:

эвристическая беседа;

• инструктаж с пропущенным действием

• тренировочные упражнения на креативное применение умений;

• решение дивергентных задач;

• проблемно-игровые ситуации

• вариативные задания на поиск рациональных способов действия;

• экспериментирование с художественными материалами и способами их обработки;

• выполнение интегративных творческих работ, их анализ и оценка;

• игровые задания с креативной динамикой, мозговой штурм при проектировании замысла.

• вопросы поискового характера, такие как: «Подумай, как выполнить данную работу, с чего ты начнешь?», «Что можно предпринять, чтобы работа получилась неповторимой, оригинальной?», «Из какого материала можно изготовить это изделие, как его лучше оформить?» и т. д. ,

• прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали

Еще раз подчеркну, чтобы дети не повторяли последовательность заранее заданных операций, получая готовые рецепты по воссозданию конкретного образа, необходимо строить занятия так, чтобы, выполняя работу, они старались сами находить способы решения поставленной задачи.

Исходя из выше сказанного в нашем ДОУ, на основании деятельностного подхода, определенна следующая структура образовательной деятельности :

• создание проблемной ситуации,

• целевая установка,

• мотивирование к деятельности,

• проектирование решения проблемной ситуации,

• выполнение действий (заданий,

• анализ результатов деятельности,

• подведение итогов.

Внедряя в практику работы деятельностный подход, учу детей проявлять активность и самостоятельность, творчество и фантазию в изодеятельности; находить новые способы для воплощения художественного замысла; передавать в рисунках свои чувства, отношение к окружающему миру, экспериментировать с цветом, использовать различные способы действий с изобразительным материалом, применять нетрадиционные техники лепки и рисования. Результаты педагогической диагностики показали положительную динамику развития у воспитанников вышеизложенных умений и навыков, что говорит о качестве предоставляемых образовательных услуг.

Обучение через деятельность, освоение воспитанниками способов деятельности – сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства, действия детей, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

О программе «Добрый мир» Шевченко Л. Л. по духовно-нравственному и православному образованию дошкольников. Программа Шевченко Л. Л. «Добрый мир» --- это программа духовно-нравственного образования дошкольников, одно из действенных средств в борьбе.

стихотворение Воспитатель - что это за слово, почему так названо оно? На слух кажется такое простое, но сколько смысла вложено в него! Для начала Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 февраля 2015 в 21:16
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем елена воробьева (УИ 36196) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД