Получи документы

Проект по исследовательской деятельности «Мир камней»

Иванова Галина Владимировна
Проект по исследовательской деятельности «Мир камней»

Проектная деятельность группе

«Мир камней».

Проект по исследовательской деятельности

Цель проекта : исследовательская деятельность по изучению камней.

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид деятельности : Познавательно-исследовательская

План реализации:

Публикация «Проект по исследовательской деятельности „Мир камней“» размещена в разделах

Работа с детьми Преобразование предметной среды Работа с родителями

1 этап. Предварительная работа

1. Совместные (дети, родители и воспитатель) по сбору камней. 1. Обогащение предметной среды группы активизирующими игровыми и дидактическими материалами.

2. Накопление информационной базы по теме «Камни»

3. Подборка детской художественной и научной литературы по теме. 1. Анкетирование родителей «Что мы знаем о камнях»

2. Совместные (дети и родители) прогулки по сбору камней.

2 этап. Практическая часть.

1. Познавательно — речевая деятельность :

-Чтение художественной литературы;

-Рассматривание иллюстраций;

-Разгадывание загадок;

-Заучивание стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора»;

-Составление рассказов, где используются камни;

-Знакомство с драгоценными камнями;

-Беседа с детьми о профессии геолог;

-Беседа по книгам:

1. Краковщикого В. В. «Как подобрать для себя камни – самоцветы» изд. «Адыгея» 1997год;

2. Совина Л. «Целебная сила камня» изд. «Советская Кубань» г. Краснодар 1995год;

3. Сребродольский Б. «Мир янтаря» г. Киев 1985 год.

2)Продуктивная деятельность :

-Выполнение рисунков по теме;

-Выполнение опытов;

-Выращивание кристаллов соли;

-Изготовление построек из камней.

3)Игровая деятельность :

-Дидактические игры «Полезные ископаемые»;

-Сюжетно – ролевые игры;

Игра на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко» и т. д. 1)Изготовление коллекции камней : «Какие разные камни»;

2)Оформление информационного блока по теме «Камни в нашей жизни». 1)Беседа с родителями «Камни в нашей жизни».

2) Рассказ педагога об использовании камней в работе разных профессий.

3 этап. Результат проектной деятельности.

1)Книга творческих работ «Мир камней» (работа детей и педагога в старших подготовительных группах 1)Занятие для родителей по теме «Мир камней».

Цель проекта : исследовательская деятельность по изучению камней.

Занятие по поисково – исследовательской деятельности

«Мир камней»

Занятие делится на 2 этапа(2 занятия) :

1. Предварительная работа

2. Опыты и эксперименты

Задачи:

Познавательный аспект:

— обобщить и систематизировать знания о камнях; физических и химических свойствах;

— познакомить с перенасыщенностью соли и сахара;

— развивать умение при проведении самостоятельных учебных исследований выделять главные и второстепенные идеи;

— учить отражать информацию, полученную посредствам различных сенсорных каналов (зрение, слух, вкус и т. д.) пиктографическим путем (рисунок);

Развивающий аспект:

— развивать логическое мышление; умение делать выводы по результатам исследований;

— развивать умение излагать свое сообщение (доклад) кратко, точно;

активизировать в речи детей слова и выражения: лупа, кристалл, лимонная кислота, размножение, испарение, лаборатория, опыты, растворение в воде, научные сотрудники;

— развивать мелкую моторику;

— развивать творческие способности детей;

Воспитательный аспект:

— формировать у детей упорство и настойчивость в достижении поставленной цели;

— воспитывать аккуратность;

— культуру общения;

Методы:

— игровые – игра «научная конференция»

— словесные – вопросы и ответы, рассказ, пояснения, объяснения, рассуждения.

— практические – проведение опытов, оформление книги, зарисовка.

— наглядные – рассматривание пиктограмм, наблюдение за опытами.

Предварительная работа:

Проведение и зарисовка опытов.

Чтение художественной литературы «Серебряное копытце», «Три поросенка»,

«О чем шепчутся камешки» и т. д.

Игры на обогащение словаря: «Вспомни сказку», «Подскажи словечко», «Так бывает или нет», д/и «Полезные ископаемые».

Беседа с детьми о профессии геолог.

-беседа о происхождении камней.

— чтение книги А. Членова «Геология в картинках».

Ход занятия:

Воспитатель:

— Доброе утро! Я рада всех приветствовать в исследовательской лаборатории. Я старший научный сотрудник, а вы мои младшие научные сотрудники:

Чтение стихотворения Кудрявцевой «Алмазная гора»

Намокли брюки и носки,

Заела мошкара…

Но не уйду я от реки,

Наверно до утра.

Я просто так сюда пришел,

Как прихожу семь лет

И вдруг я камешки нашел,

Что излучают свет!

Один как мамины глаза,

Прозрачно – голубой;

Как виноградная лоза,

Зелененький – другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз!

Я отнесу его в музей

Он в группе есть у нас.

*Ребята, сколько различных камешков мы с вами находили во время прогулок, когда вы путешествовали вместе с родителями, и у нас с вами получилась целая коллекция камней. Сейчас мы расскажем, друг другу и нашим гостям все, что знаем о камнях, а все наши зарисовки опытов соберем и выпустим групповую книгу «Мир камней».

* По первому вопросу сделает сообщение Милана: «Откуда берутся камни (сообщение).

Молодец. Первая страница книги готова.

*Все камни разные. Наш сотрудник София рассмотрела очень много камней и сейчас с результатами своей работы нас познакомит.

-София рассмотрела много камней, вот какие выводы можно сделать о проделанной работе (выступление).

Молодец. 2страница нашей книги готова.

* Егор сделает нам сообщение: «Какие по ценности бывают камни».

-Спасибо.

*Когда мы с вами выходим на прогулку, солнце нагревает наши щеки, мы чувствуем тепло, когда солнца нет, и дует ветер, мы ощущаем холод. Интересно, могут камни чувствовать тепло и холод. Об этом нам расскажет Елизавета - (выступление).

Молодец.

*У каждого из вас есть семья, мама, папа, а могут ли быть дети у камней? Поэтому вопросу сделает сообщение (Анастасия) - (сообщение).

-Спасибо.

*От нашего научного сотрудника, я слышала, что некоторые камни способны шипеть.

Сейчас об этом сделает сообщение (Василиса) - (выступление).

-Спасибо.)

Зрительная гимнастика:

«Глазкам нужно отдохнуть.» (Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.» (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.» (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.» (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!» (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Экспериментальная деятельность в лаборатории.

1 опыт.

Взять камни, залить водой и размешать. Каков результат опыта? Ответы детей.

2 опыт.

У вас на тарелках насыпана соль и сахар. Возьмите лупы, и рассмотрите, из чего состоит соль и сахар.

Ответы детей.

Соль и сахар состоят из кристаллов. Сейчас мы с вами получим эти кристаллы.

3 опыт.

-Кристаллы соли и сахара залить водой. Они хорошо растворяются, но наступает момент, когда вода уже не может справиться с кристаллами, они в воде больше не растворяются и если оставить их на несколько дней вода испариться и снова образуются кристаллы соли и сахара. Проделав этот опыт, мы может сделать вывод, что некоторые камни в частности соль и сахар растворяются.

*А сейчас подведем итоги нашей работы.

*Мы прослушали много интересных сообщений, рассмотрели зарисовки опытов, в результате у нас получилась книга исследований «Мир камней». Книга будет находиться в нашей группе, и мы с удовольствием поделимся своими знаниями с ребятами из других групп.

*Работа в нашей лаборатории закончилась, я всех благодарю за работу.

«Откуда берутся камни.

Скалы от солнца нагреваются, а ночью остывают, они то расширяются, то сужаются.

Постепенно в скалах появляются трещины.

В трещины попадает вода, зимой она замерзает.

В результате отдельные куски откалываются и падают на землю.

Алгоритм исследования камней

Если мы посмотрим на камни, то мы видим, что они разного цвета:

Красные, белые, коричневые и т. д.

Сравним по величине: камни бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие.

По форме камни отличаются друг от друга, они бывают круглые, овальные и т. д.

Если камень понюхать, то мы не ощутим никакого запаха.

Если камень поднесем к уху, то мы ничего не услышим.

В рот камни брать нельзя, так как они не съедобные.

Если мы камни потрогаем, то они могут быть как твердые, так и мягкие, а если мы их погладим, то можем ощутить, что камни бывают гладкие, шероховатые и т. д.

Какой же вывод можно сделать «Не найти в мире двух абсолютно похожих друг на друга камней».

Физминутка + пальчиковая гимнастика:

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Все камни делятся на несколько групп:

— драгоценные – алмазы, золото, жемчуг и т. д.

— полудрагоценные – горный хрусталь, бирюза, янтарь и т. д.

И пустая порода, так называют их геологи.

Из золота делают женские украшения, детали к сложным приборам и машинам.

Из полудрагоценных камней делают также женские украшения, сувениры и небольшие скульптуры.

Пустая порода используется в повседневной жизни.

Например, гравий используется при ремонте и прокладке новых дорог.

Камни не могут чувствовать тепло и холод, они не живые, но солнцем днем камни нагреваются, и если мы потрогаем камень в солнечный день, то ощутим тепло, а ночью камень холодный – он остыл.

Тоже произойдет, если камень опустить в горячую и холодную воду.

В горячей воде камень нагревается, в голодной – остывает.

Камни не являются живыми существами. Это существа инертные (безжизненные).

Камни могут превращаться в другие материалы, разбиваться, но размножаться не могут.

Если взять кусочек мела и капнуть на него лимонным соком, что же у нас произойдет.

Камень начнет шипеть и злиться, ему не нравиться лимонный сок.

Значит можно сделать вывод, что камни умеют шипеть.

Если мы поднесем камень к уху, то ничего не услышим, но если бросим камень и он удариться обо, что – то твердое мы услышим звук.

В горах иногда слышится шум, когда начинаются сыпаться камни, и это явление называется – камнепад.

Опыты с водой.

Если взять тазик бросить туда тяжелый камень, от воды полетят брызги, по воде пойдут круги, камень окажется на дне.

Все камни тяжелее воды : большие и маленькие, тяжелые и легкие, все они тонут в воде. А если на камень попадает вода, камень меняет цвет: он темнеет.

Конспект занятия по опытно — исследовательской деятельности

«Эти загадочные камни»

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид деятельности : Познавательно-исследовательская

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Оборудование: камни, стаканы с водой, весы, вата, карандаши (цветные и простые, демонстрационные схемы, схемы-правила, шапка магистра, один красивый камушек, салфетки, подносы на каждого ребенка.

Предварительная работа: формирование знаний о правилах поведения в лаборатории; дать определение понятию «коллекция», учить детей классифицировать по разным признакам.

Словарная работа: коллекция.

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте поделимся друг с другом теплом и добротой, подарим друг другу наши улыбки.

А у вас есть увлечения (ответы детей)

Какие разные у вас увлечения! У каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. У меня тоже есть такое увлечение– это … коллекционирование. Вы, знаете, что это такое? (Коллекционирование – это собирание каких – либо предметов).

Что я коллекционирую, вы догадаетесь, если отгадаете загадку.

В сережках у мамы огнем он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелкий —

в ладошке лежать.

Тяжелый, большой -

одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал? (камень)

Вот посмотрите какой красивый камень есть у меня в коллекции. (показываю камушек)

— Ребята, а что вы знаете о камнях?

— Не очень много вы о них знаете. Вот и я, собрала целую коллекцию, а ничего рассказать о ней не могу, секреты камней не знаю.

А хотите узнать все секреты камней? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

В: Для работы в лаборатории нужно знать некоторые правила поведения. Вспомним их? (педагог показывает схемы-правила, дети говорят обозначения). Хорошо. Ученые, когда проводят опыты, свои наблюдения записывают в специальные журналы. Чтобы вы могли зарисовать свои наблюдения, хочу подарить вам вот такие блокнотики.

Проходят в лабораторию

В: Посмотрите, ребята, за этим столом нам удобно будет изучать камни. А на том столе располагаются приборы помощники. Присаживайтесь, кому где удобно. Сегодня будут активно работать наши верные помощники. Для чего нам нужны глазки? (чтобы смотреть) Пальчики? (чтобы трогать, щупать)

Предлагаю сначала рассмотреть камни. Как вы думаете на какие группы их можно разделить? (варианты детей) Так значит, какие бывают камни? (большие, маленькие, разных цветов, формы). Вы открыли один секрет камней. Воспользуйтесь блокнотиком и карандашами, чтобы зарисовать свои наблюдения. Как можно зарисовать, что камни бывают большие и маленькие, разного цвета, разной формы?

Зрительная гимнастика:

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса

(Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют

(Продолжают стоять с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О», получается легко

(Глазами рисуют букву «О»)

Вверх поднимем, глянем вниз

(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем

(Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем.

(Глазами смотрят вверх-вниз)

Зарисовывают, педагог на мольберт выставляет свою схему.

В: а я это сделала вот так.

— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки. Все ли камни одинаковы на ощупь?

- попробуйте выбрать самый неровный, шершавый камень.

— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

— Как вы думаете, почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.)

Ребята, какой секрет вы открыли? (камни бывают гладкими и шероховатыми). Не забудьте про ваши блокнотики, можете зарисовать.

Зарисовывают, педагог на мольберт выставляет свою схему.

— Вы знаете, оказывается наша кожа может определять температуру! Не верите? Приложите ладошки к щекам. Что чувствуют ваши щечки? (тепло) А теперь положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу? (ладошки стали прохладные)

Наша кожа может быстро определять температуру.

— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Что вы выяснили, мои маленькие ученые?

Вывод: камни имеют разную температуру.

Физминутка + пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

Головою три кивка

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

Ребята, а как вы думаете, что тяжелее камень или вата? (камень) А если взять очень много ваты и всего один камень? Давайте проверим? Что нам нужно для того, чтобы это проверить? (вата, камень, весы) Давайте проведем этот опыт с дружочком рядом. Пройдите в лабораторию, возьмите нужные предметы. Что положим на одну чашу весов? (вату) Что положим на другую чашу? (камень) Что тяжелее? Что можем сделать еще? (добавить ваты) Что тяжелее?

Посмотрите, вата у нас уже закончилась. Что же у вас получилось? (камень все равно тяжелее)

Ребята, а как вы думаете, есть ли в камнях воздух?

Как мы это можем проверить? Пройдите в лабораторию и возьмите то, что нужно для этого эксперимента.

Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Зарисовывают, воспитатель на мольберт выставляет свою схему.

Далее рассматривание камней через лупу.

Как называется этот предмет? (Лупа) Для чего он нужен? (для увеличения предметов) Посмотрите на свои ладошки. А теперь посмотрите на них через лупу. Чтобы лучше увидеть поверхность камней, мы проделаем с ними тоже самое. Что интересного вы увидели? Есть ли у вас абсолютно одинаковые камушки? (нет) Какой вывод можно сделать? (все камни разные)

Публикации по теме:

Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Этот загадочный подводный мир»Конспект поисково-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Этот загадочный подводный мир» Программное содержание. Цель: Дать представление об обитателях подводного мира. Задачи. Обучающие: 1. Расширить знания детей о представителях.

НОД по экологии «Удивительный мир камней» Тема: Удивительный мир камней. Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи:.

Педагогический проект по познавательно-исследовательской деятельности Педагогический проект «Познавательно – исследовательская деятельность детей дошкольного возраста». Разработчик: Кулакова А. Н. г. Тавда.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Бесценная вода» Проект по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Бесценная вода» Актуальность проекта: Экологическое образование.

«Занимательные опыты». Проект по познавательно-исследовательской деятельности«Занимательные опыты». Проект по познавательно-исследовательской деятельности Проект по познавательно- исследовательской деятельности. Тема: "занимательные опыты" Возраст детей: 3-4 года Срок реализации: 4 месяца Участники.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Лаборатория Почемучкина» 1. Актуальность проблемы 2. Паспорт проекта 3. Диагностика 3. Перспективное планирование через реализуемые образовательные области 4. Работа.

Проект познавательно-исследовательской деятельности «Такая разная пуговица»Проект познавательно-исследовательской деятельности «Такая разная пуговица» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №23 с. Шурскол» Познавательно-исследовательская деятельность.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Пуговицы» Целью нашего проекта явилось: Формировать у детей естественно - научные представления о предметах окружающего мира, расширять кругозор посредством.

Проект в средней группе «Мир камней» Задачи проекта: 1. Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. 2. Развивать мыслительные операции,.

Викторина «Волшебный мир драгоценных камней» Задачи: - расширять и закреплять знания детей о драгоценных камнях; их свойствах, назначении и применении. Предварительная работа: поиск.

Автор публикации:
Проект по исследовательской деятельности «Мир камней»
Опубликовано: 22 марта 2019 в 12:52
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД