МААМ-картинки

«Детская музыкальная лаборатория». Конспект занятия в старшей группе

Анастасия Лютикова
«Детская музыкальная лаборатория». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии исследовательской деятельности

"Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.

Публикация «„Детская музыкальная лаборатория“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах

Обучающие задачи:

1. Обучение детей в умении устанавливать причинно – следственные связи.

2 Способствовать формированию у детей познавательного интереса.

3. Закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.

Развивающие задачи:

1. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.

Воспитательные задачи

1. Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Оборудование: деревянные и металлические линейки, детская гитара, стаканы стеклянные, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные сосуды, вода и палочки, карандаши, гусли, аудиозаписи, листы бумаги (А4)

Репертуар: С. Прокофьев «Петя и волк»,, Шутка Ю. Селиванова

Ход занятия : Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева (струнная партия).

Музыкальный руководитель. Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая вас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие нам необходимо поприветствовать друг друга и всех присутствующих. А поможет нам песня.

«Здравствуйте» (автор Л. Хисматулина)

М. Р. Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке – целый мир.

- Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?

Дети отвечают: - Не интересной! - Не яркой! - Скучной!

М. Р. Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?

Дети отвечают: - Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия.

- Звуки бывают громкие и тихие.

- Звуки высокие и низкие.

- Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.

- По тембру: Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.

М. Р. Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто – нибудь знает о том, что такое – звук?

Дети. Нет!

М. Р. Для того, чтобы это узнать я приглашаю вас в музыкальную лабораторию, где мы сможем провести эксперименты. Ведь непросто наше занятие называется «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»

(Одевает колпак профессора)

М. Р: Давайте знакомиться, я профессор музыкальных наук. И сейчас вы находитесь у меня в музыкальной лаборатории. И сегодня вы будете моими юными помощниками. Поможете мне?

Дети. -Да

М. Р: Молодцы, я очень рада. Но для начала, скажите мне пожалуйста, кто такие ученые?

Дети -

М. Р - Правильно, а может вы знаете, что такое наука?

Дети

М. Р А кто пишет музыку? Вы знаете?

Дети. Композитор, Автор.

М. Р: Конечно, музыку у нас записывает композитор. А каких композиторов вы знаете. Перечислите, пожалуйста.

М. Р: У меня есть один знакомый композитор, и у него случилась беда. Давайте узнаем, что же у него произошло.

Видео на экране

КОМПОЗИТОР: Здравствуйте ребята, я начинающий композитор. Я очень люблю писать музыку. Но у меня пропали все ноты. Помогите мне пожалуйста их найти.

Появляется пустая нотная тетрадь

М. Р: Вот это да, нужно выручать начинающего композитора. Что же нам делать? Может есть какие - нибудь предложения?

Дети. Помочь ему

М. Р: Верно, не зря же мы с вами находимся в музыкальной лаборатории. Нам с вами нужно провести научные исследования. Обратите внимание, какая у меня большая музыкальная экспериментальная лаборатория. В которой, я изучаю свойства звуков. А на столах у меня приборы-помощники. Для того чтобы вернуть ноты (Звуки) нашему композитору. Чтобы появились ноты в его нотной тетради, нам нужно найти эти звуки. Посмотрите, сейчас его нотная тетрадь совершенно пуста. Из за того, что нет звуков, нет нот. Ну что, поможем? Поэкспериментируем с Вами?

Но для начала «раз-два-три-четыре-пять приглашаю поиграть» А поиграем мы с Вами в замечательную игру, которая называется «Что звучит»

В моих руках шкатулка, но она не обычная. А волшебная. Она нам поможет отправиться в путешествие за звуками. В ней очень много разных звуков «звуки природы, улицы, дома»

А еще у меня есть указатели.

«ПРИРОДА» - мы можем отправиться на природу. К океану, к реке или в лес.

«ГОРОД» - А можем прогуляться по шумным улицам города послушать шум машин.

«ДОМ» - а можем отправиться домой. Где шумят бытовые приборы или мурчит котенок.

Теперь правила игры. когда я открою шкатулку, зазвучит звук, вы должны внимательно послушать. И определить какой же звук звучит. Звук природы, города или дома. Как только звук стихнет, возле указателя с этой картинкой вам нужно образовать кружок. Справитесь? Ну, тогда внимательно слушайте.

ИГРА Что звучит

М. Р: - Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.

Эксперимент 1: Откуда рождается звук?

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Материалы: детская гитара, линейки (металлическая и деревянная). Бумажные трубочки по колличеству детей.

М. Р: - И первый эксперимент называется «Откуда рождается звук» (заставка на экране)

Предлагаю подойти к столу №1

На нашем лабораторном столе вы видите разноцветные бумажные трубочки. Возьмите по одной. И сейчас я вас порошу сказать букву «У» в трубочку.

Скажите пожалуйста,что вы почувствовали?

Дети. Вибрация, дрожит, щекочет пальцы.

М. Р: Это и есть звук.

Теперь предлагаю прислушаться к нашему телу. Давайте ладошками обхватим горлышко и громко произнесем свое имя. Вы что-нибудь почувствовали?

Дети: Горлышко дрожит, щекочет пальцы.

М. Р: А мы можем почувствовать, что трясется в горлышке?

Это голосовые связки! Так какой вывод мы можем сделать?

Дети. - Что звук можно почувствовать!

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента (детская гитара, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

М. Р. - Что произошло? Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает). Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

- Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) Затем проделываем тоже с металлической линейкой.

Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.

Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну) какой звук звонче: металлический или деревянный?

Дети: Металлический

Так на что похоже колебание? (на волну)

Совершенно верно. Звук – это волна. Вот мы и выполнили первый эксперимент!

М. Р: И для того чтобы закрепить результат нашего экспериментирования, я предлагаю вам поиграть в игру.

Которая называется «ритмическое эхо»

В которой первую фразу вам буду играть я, а вторую фразу мы с вами будем простукивать на вот таких клависах. (раздаем трубочки детям и предлагает пройти на середину зала).

Под музыку двигаются по залу и повторяют ритмический рисунок.

М. Р: Молодцы ребята, вот мы с вами поэкспериментировали и даже немного поиграли. Теперь ответьте мне пожалуйста на вопрос: «Когда музыка звучала громче

Когда мы стучали палочками, правильно.

А если мы с вами постучим палочками, чуть тише. Какой будет звук? Тихий, а если стучать громче, и звук будет громкий? А вывод какой мы можем сделать?

Дети. Чем сильнее мы ударяем палочку о палочку, тем громче звук.

М. Р: Молодцы, теперь давайте сложим палочки.

Ну и как вы думаете, мы нашли первую нотку для композитора? Давайте посмотрим в нотную тетрадь.

Вот она, наша первая нотка.

Эксперимент 2: - Звуки разные нужны, звуки разные важны.

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Материалы: Стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный и карандаши.

М. Р: Ну теперь можно приступить к эксперименту №2. И он называется «Звуки разные важны- звуки разные нужны» предлагаю пройти к столу под номером 2 присаживайтесь на стульчики. Но до того как начнется наш эксперимент, я предлагаю вам прослушать небольшую сказку. Готовы?

«Жили – были три братца, жили они в домиках- стаканчиках. И были они очень дружные и очень веселые. А звали этих братцев – ЗВУКИ. По соседству с ними жил Сеньёр карандаш. Он был очень серьезный и задумчивый. И вот однажды Сеньёр карандаш решил пойти и познакомиться со своими соседями – звуками. Подошел к одному домику и постучал. (Стучит по металлическому стакану)

Ребята скажите какой это звук? (железный, металлический, звонкий) пошёл он ко второму домику и постучал.

Какой звук у этого домика? (пластмассовый, глухой, тихий) совершенно весно. Пошел карандаш к третьему домику и постучался к нему.

Какой звук мы услышали? (стеклянный, звонкий, громкий).

Правильно ребята. Вот так сосед карандаш познакомился со своими соседями звуками.

Сейчас я предлагаю взять вам по одному карандашу и поэкспериментировать. постучите по стаканчикам, проходите по кругу и постучите по всем стаканчикам. Молодцы, у нас прямо таки оркестр получился. Теперь складывайте карандаши в стаканчики. И ответьте мне на вопрос.

Какие звуки вы сейчас услышали? (громкие, тихие, звонкие, глухие, стеклянные, металлические,, пластмассовые) мы извлекли с вами звуки из всех предметов, которые стояли на столе.

И сейчас чтобы закрепить наш результат, я предлагаю вам взять стаканчики и сыграть в оркестре. Присаживайтесь на ковер, берите правильно стаканчики. Донышком вверх. Готовы? Ну тогда слушайте музыку.

ОРКЕСТР

Молодцы, вот такой замечательный оркестр у нас получился. И какой вывод мы с вами можем сделать какие звуки были? (громкие, звонкие, пластмассовые) еще что мы можем сказать?

Дети. Что звук можно извлечь из любого предмета!

М. Р: Складываем стаканчики. Передаем мне.

Ну и как вы думаете, ребята. Нашли мы еще одну нотку для нашего композитора?

Давайте посмотрим в нашу нотную тетрадь. Да, вы правы. Мы все делаем правильно. Нашли мы еще одну нотку.

Эксперимент 3:- Поющая вода.

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.

М. Р: Третий эксперимент называется «Поющая вода»

Давайте подойдем с вами к столу №3

Скажите пожалуйста, что вы видите на столах. Перечислите, пожалуйста.

Дети. Стаканчики, вода и палочки.

М. Р: А из какого материала у нас стаканчики? (Стеклянные) А они все одинаковые или они разные? (одинаковые) я предлагаю вам взять по палочке и постучать по этим стаканчикам.

М. Р: Молодцы, скажите мне пожалуйста, что же мы слышим?

Дети. Звонкие стеклянные звуки, громкие.

М. Р: Давайте я простучу по стаканчикам и вы послушайте, похожи звуки или нет? Одинаковые они или нет.

Дети. Они одинаковые.

М. Р: Ребят а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы звуки у нас стали разными. Дети. Нужно налить воды.

М. Р: Ну давайте попробуем. (Наливаем воду от меньшего к большему)

Давайте теперь постучим по стаканчикам и послушаем как изменился звук.

А почему звук изменился?

Звук зависит от количества воды в стакане. Чем воды больше - тем звук тише.

А так где налито меньше воды - там звук громче и звонче звук.

Так какой вывод мы можем сделать?

Дети: Чем больше воды - тем тише и ниже звук. Чем воды меше - тем звук звонче и выше.

А вывод у нас такой, что звуки можно извлекать из предметов и изменять их.

Ну давайте посмотрим на экран. Нашли ли мы еще одну нотку?

Ура,вот и еще одна нотка.

Эксперимент 4:- Звучание бумаги

Задача: Показать, как можно использовать бумагу в оркестре и какие звуки у бумаги

Материал: бумажные листы

М. Р. - Дети,давайте подойдем к столу №4. Перед вами обыкновенные листы бумаги. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все они одинаковые по форме и размеру) Верно, они одинаковые по размеру. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите листочки и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки? (Дети стучат по листочкам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

- Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки и помашите ими вверху. Дети, что можно сказать сейчас?

Дети: - Издаваемый звук разный.

М. Р. : - Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) .Какие звуки мы извлекали? (Музыкальные звуки). Дапвайте закрепим наши знания, и сыграем в необычном оркестре

. Оркестр с бумажными листами (муз. Селиванова).

Посмотрите на экран. Нашли ли мы еще одну нотку?

Появляется на экране нотки и каждая начинает звучать (Гамма)

Появляется композитор: Большое спасибо вам ребята. Что помогли мне отыскать ноты, без вас я бы не справился и не смог бы написать такое прекрасное произведение. Послушайте его пожалуйста.

М. Р. – Дети, вам понравилось наше занятие? Теперь дома вы сможете рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.

- Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Литературно-музыкальная композиция в старшей группе «8 Марта — мамин день»Литературно-музыкальная композиция в старшей группе «8 Марта — мамин день» «8 марта – мамин день. !» старшая группа 2020г. 5 лет (В зал под музыку входят мальчики.) Мальчик: Скоро праздник! Всё готово? Эй, никто.

Детская проектная деятельность в старшей логопедической группе «Здравствуй, дерево»Детская проектная деятельность в старшей логопедической группе «Здравствуй, дерево» Детская проектная деятельность в старшей логопедической группе: «Здравствуй, древо» Паспорт проекта: Руководители проекта: Воспитатели.

Годовой отчет о кружковой работе «Детская научная стим-лаборатория»Годовой отчет о кружковой работе «Детская научная стим-лаборатория» В 2020-2021учебном году с детьми старшей группы «Кувшинки» я начала работу по проектной и исследовательской деятельности «Детская научная.

Детская проектная деятельность «Волшебный мир морей и океанов» в старшей группеДетская проектная деятельность «Волшебный мир морей и океанов» в старшей группе Фотоотчет о работе по детской проектной деятельности "Волшебный мир морей и океанов" в старшей комбинированной группе "Ромашка" Часть.

Конкурсная программа «Моя мамочка и я — пара музыкальная» к Дню матери в старшей группе Под веселую музыку входят в зал дети и останавливаются полукругом, входят мамы и под аплодисменты детей рассаживаются на свои места по кругу,.

Конспект музыкального доминантного занятия по слушанию «Музыкальная Италия» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект музыкального доминантного занятия по слушанию,с детьми старшего дошкольного возраста: "Музыкальная Италия" Цель: Знакомство детей.

Конспект НОД «Научная лаборатория мыльных пузырей» в старшей группеКонспект НОД «Научная лаборатория мыльных пузырей» в старшей группе Цель: изготовить цветной мыльный пузырь, используя классические рецепты. Задачи: 1. Расширить представления о детской забаве – «мыльные.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды»Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория воды» Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды. Основные задачи: Продолжать знакомить детей с явлениями природы, расширить.

Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе «Лаборатория Почемучек» Муниципальное казенное образовательное учреждение «Детский сад №4» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно.

У нас в гостях детская музыкальная школа имени Антония Аренского. Фотоотчёт.У нас в гостях детская музыкальная школа имени Антония Аренского. Фотоотчёт. 20 апреля наши дети и педагоги в очередной раз побывали на концерте воспитанников и преподавателей детской музыкальной школы имени Антония.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Детская музыкальная лаборатория». Конспект занятия в старшей группе
Опубликовано: 25 октября 2022 в 12:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Детская музыкальная лаборатория». Конспект занятия в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Лютикова (УИ 949307) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД