Анастасия Лютикова
«Детская музыкальная лаборатория». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии исследовательской деятельности
"Детская экспериментальная музыкальная лаборатория"
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии, выработать стойкий интерес к музыке, знать, любить, уметь пользоваться современными музыкальными техническими средствами.
Публикация «„Детская музыкальная лаборатория“, Конспект занятия в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие задачи:
1. Обучение детей в умении устанавливать причинно – следственные связи.
2 Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
3. Закрепление элементарных представлений о природе возникновения звуков.
Развивающие задачи:
1. Формирование представлений детей о звуке, движении, а также их различных комбинациях. Развитие творческого воображения, музыкальности через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, двигательных, тактильных) в процессе музицирования.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.
Оборудование: деревянные и металлические линейки, детская гитара, стаканы стеклянные, металлические, пластмассовые, деревянные, стеклянные сосуды, вода и палочки, карандаши, гусли, аудиозаписи, листы бумаги (А4)
Репертуар: С. Прокофьев «Петя и волк»,, Шутка Ю. Селиванова
Ход занятия : Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокофьева (струнная партия).
Музыкальный руководитель. Ребята, вот и опять музыкальный зал гостеприимно распахнул свои двери, приглашая вас окунуться в волшебный мир музыки. Но, прежде чем начать наше занятие нам необходимо поприветствовать друг друга и всех присутствующих. А поможет нам песня.
«Здравствуйте» (автор Л. Хисматулина)
М. Р. Каждый звук – кусочек мира. В каждом звуке – целый мир.
- Действительно, ребята, звуки окружают нас повсюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?
Дети отвечают: - Не интересной! - Не яркой! - Скучной!
М. Р. Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?
Дети отвечают: - Звуки бывают шумовыми и музыкальными. У музыкальных звуков есть мелодия.
- Звуки бывают громкие и тихие.
- Звуки высокие и низкие.
- Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.
- По тембру: Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.
М. Р. Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки. Но кто – нибудь знает о том, что такое – звук?
Дети. Нет!
М. Р. Для того, чтобы это узнать я приглашаю вас в музыкальную лабораторию, где мы сможем провести эксперименты. Ведь непросто наше занятие называется «Детская экспериментальная музыкальная лаборатория»
(Одевает колпак профессора)
М. Р: Давайте знакомиться, я профессор музыкальных наук. И сейчас вы находитесь у меня в музыкальной лаборатории. И сегодня вы будете моими юными помощниками. Поможете мне?
Дети. -Да
М. Р: Молодцы, я очень рада. Но для начала, скажите мне пожалуйста, кто такие ученые?
Дети -
М. Р - Правильно, а может вы знаете, что такое наука?
Дети
М. Р А кто пишет музыку? Вы знаете?
Дети. Композитор, Автор.
М. Р: Конечно, музыку у нас записывает композитор. А каких композиторов вы знаете. Перечислите, пожалуйста.
М. Р: У меня есть один знакомый композитор, и у него случилась беда. Давайте узнаем, что же у него произошло.
Видео на экране
КОМПОЗИТОР: Здравствуйте ребята, я начинающий композитор. Я очень люблю писать музыку. Но у меня пропали все ноты. Помогите мне пожалуйста их найти.
Появляется пустая нотная тетрадь
М. Р: Вот это да, нужно выручать начинающего композитора. Что же нам делать? Может есть какие - нибудь предложения?
Дети. Помочь ему
М. Р: Верно, не зря же мы с вами находимся в музыкальной лаборатории. Нам с вами нужно провести научные исследования. Обратите внимание, какая у меня большая музыкальная экспериментальная лаборатория. В которой, я изучаю свойства звуков. А на столах у меня приборы-помощники. Для того чтобы вернуть ноты (Звуки) нашему композитору. Чтобы появились ноты в его нотной тетради, нам нужно найти эти звуки. Посмотрите, сейчас его нотная тетрадь совершенно пуста. Из за того, что нет звуков, нет нот. Ну что, поможем? Поэкспериментируем с Вами?
Но для начала «раз-два-три-четыре-пять приглашаю поиграть» А поиграем мы с Вами в замечательную игру, которая называется «Что звучит»
В моих руках шкатулка, но она не обычная. А волшебная. Она нам поможет отправиться в путешествие за звуками. В ней очень много разных звуков «звуки природы, улицы, дома»
А еще у меня есть указатели.
«ПРИРОДА» - мы можем отправиться на природу. К океану, к реке или в лес.
«ГОРОД» - А можем прогуляться по шумным улицам города послушать шум машин.
«ДОМ» - а можем отправиться домой. Где шумят бытовые приборы или мурчит котенок.
Теперь правила игры. когда я открою шкатулку, зазвучит звук, вы должны внимательно послушать. И определить какой же звук звучит. Звук природы, города или дома. Как только звук стихнет, возле указателя с этой картинкой вам нужно образовать кружок. Справитесь? Ну, тогда внимательно слушайте.
ИГРА Что звучит
М. Р: - Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? На эти вопросы нам поможет ответить первый эксперимент.
Эксперимент 1: Откуда рождается звук?
Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.
Материалы: детская гитара, линейки (металлическая и деревянная). Бумажные трубочки по колличеству детей.
М. Р: - И первый эксперимент называется «Откуда рождается звук» (заставка на экране)
Предлагаю подойти к столу №1
На нашем лабораторном столе вы видите разноцветные бумажные трубочки. Возьмите по одной. И сейчас я вас порошу сказать букву «У» в трубочку.
Скажите пожалуйста,что вы почувствовали?
Дети. Вибрация, дрожит, щекочет пальцы.
М. Р: Это и есть звук.
Теперь предлагаю прислушаться к нашему телу. Давайте ладошками обхватим горлышко и громко произнесем свое имя. Вы что-нибудь почувствовали?
Дети: Горлышко дрожит, щекочет пальцы.
М. Р: А мы можем почувствовать, что трясется в горлышке?
Это голосовые связки! Так какой вывод мы можем сделать?
Дети. - Что звук можно почувствовать!
Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента (детская гитара, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.
М. Р. - Что произошло? Почему звук прекратился? (Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает). Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)
- Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.
Ребята, мы сейчас извлекали звук у музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли голос у деревянной линейки? Давайте попробуем. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется) Затем проделываем тоже с металлической линейкой.
Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой). Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда линейка дрожит, колеблется.
Нарисуйте колебание линейки пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание? (На волну) какой звук звонче: металлический или деревянный?
Дети: Металлический
Так на что похоже колебание? (на волну)
Совершенно верно. Звук – это волна. Вот мы и выполнили первый эксперимент!
М. Р: И для того чтобы закрепить результат нашего экспериментирования, я предлагаю вам поиграть в игру.
Которая называется «ритмическое эхо»
В которой первую фразу вам буду играть я, а вторую фразу мы с вами будем простукивать на вот таких клависах. (раздаем трубочки детям и предлагает пройти на середину зала).
Под музыку двигаются по залу и повторяют ритмический рисунок.
М. Р: Молодцы ребята, вот мы с вами поэкспериментировали и даже немного поиграли. Теперь ответьте мне пожалуйста на вопрос: «Когда музыка звучала громче?»
Когда мы стучали палочками, правильно.
А если мы с вами постучим палочками, чуть тише. Какой будет звук? Тихий, а если стучать громче, и звук будет громкий? А вывод какой мы можем сделать?
Дети. Чем сильнее мы ударяем палочку о палочку, тем громче звук.
М. Р: Молодцы, теперь давайте сложим палочки.
Ну и как вы думаете, мы нашли первую нотку для композитора? Давайте посмотрим в нотную тетрадь.
Вот она, наша первая нотка.
Эксперимент 2: - Звуки разные нужны, звуки разные важны.
Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.
Материалы: Стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный и карандаши.
М. Р: Ну теперь можно приступить к эксперименту №2. И он называется «Звуки разные важны- звуки разные нужны» предлагаю пройти к столу под номером 2 присаживайтесь на стульчики. Но до того как начнется наш эксперимент, я предлагаю вам прослушать небольшую сказку. Готовы?
«Жили – были три братца, жили они в домиках- стаканчиках. И были они очень дружные и очень веселые. А звали этих братцев – ЗВУКИ. По соседству с ними жил Сеньёр карандаш. Он был очень серьезный и задумчивый. И вот однажды Сеньёр карандаш решил пойти и познакомиться со своими соседями – звуками. Подошел к одному домику и постучал. (Стучит по металлическому стакану)
Ребята скажите какой это звук? (железный, металлический, звонкий) пошёл он ко второму домику и постучал.
Какой звук у этого домика? (пластмассовый, глухой, тихий) совершенно весно. Пошел карандаш к третьему домику и постучался к нему.
Какой звук мы услышали? (стеклянный, звонкий, громкий).
Правильно ребята. Вот так сосед карандаш познакомился со своими соседями звуками.
Сейчас я предлагаю взять вам по одному карандашу и поэкспериментировать. постучите по стаканчикам, проходите по кругу и постучите по всем стаканчикам. Молодцы, у нас прямо таки оркестр получился. Теперь складывайте карандаши в стаканчики. И ответьте мне на вопрос.
Какие звуки вы сейчас услышали? (громкие, тихие, звонкие, глухие, стеклянные, металлические,, пластмассовые) мы извлекли с вами звуки из всех предметов, которые стояли на столе.
И сейчас чтобы закрепить наш результат, я предлагаю вам взять стаканчики и сыграть в оркестре. Присаживайтесь на ковер, берите правильно стаканчики. Донышком вверх. Готовы? Ну тогда слушайте музыку.
ОРКЕСТР
Молодцы, вот такой замечательный оркестр у нас получился. И какой вывод мы с вами можем сделать какие звуки были? (громкие, звонкие, пластмассовые) еще что мы можем сказать?
Дети. Что звук можно извлечь из любого предмета!
М. Р: Складываем стаканчики. Передаем мне.
Ну и как вы думаете, ребята. Нашли мы еще одну нотку для нашего композитора?
Давайте посмотрим в нашу нотную тетрадь. Да, вы правы. Мы все делаем правильно. Нашли мы еще одну нотку.
Эксперимент 3:- Поющая вода.
Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука
Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки.
М. Р: Третий эксперимент называется «Поющая вода»
Давайте подойдем с вами к столу №3
Скажите пожалуйста, что вы видите на столах. Перечислите, пожалуйста.
Дети. Стаканчики, вода и палочки.
М. Р: А из какого материала у нас стаканчики? (Стеклянные) А они все одинаковые или они разные? (одинаковые) я предлагаю вам взять по палочке и постучать по этим стаканчикам.
М. Р: Молодцы, скажите мне пожалуйста, что же мы слышим?
Дети. Звонкие стеклянные звуки, громкие.
М. Р: Давайте я простучу по стаканчикам и вы послушайте, похожи звуки или нет? Одинаковые они или нет.
Дети. Они одинаковые.
М. Р: Ребят а как вы думаете, что нужно сделать, чтобы звуки у нас стали разными. Дети. Нужно налить воды.
М. Р: Ну давайте попробуем. (Наливаем воду от меньшего к большему)
Давайте теперь постучим по стаканчикам и послушаем как изменился звук.
А почему звук изменился?
Звук зависит от количества воды в стакане. Чем воды больше - тем звук тише.
А так где налито меньше воды - там звук громче и звонче звук.
Так какой вывод мы можем сделать?
Дети: Чем больше воды - тем тише и ниже звук. Чем воды меше - тем звук звонче и выше.
А вывод у нас такой, что звуки можно извлекать из предметов и изменять их.
Ну давайте посмотрим на экран. Нашли ли мы еще одну нотку?
Ура,вот и еще одна нотка.
Эксперимент 4:- Звучание бумаги
Задача: Показать, как можно использовать бумагу в оркестре и какие звуки у бумаги
Материал: бумажные листы
М. Р. - Дети,давайте подойдем к столу №4. Перед вами обыкновенные листы бумаги. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них? (Все они одинаковые по форме и размеру) Верно, они одинаковые по размеру. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите листочки и по очереди постучите по ним. Слушайте внимательно, какие звуки издают ваши листочки? (Дети стучат по листочкам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)
- Что вы можете сказать об услышанных звуках? (Звуки звучат одинаково). Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите листочки и помашите ими вверху. Дети, что можно сказать сейчас?
Дети: - Издаваемый звук разный.
М. Р. : - Какой вывод можно сделать (Звуки можно извлекать из предметов и изменять) .Какие звуки мы извлекали? (Музыкальные звуки). Дапвайте закрепим наши знания, и сыграем в необычном оркестре
. Оркестр с бумажными листами (муз. Селиванова).
Посмотрите на экран. Нашли ли мы еще одну нотку?
Появляется на экране нотки и каждая начинает звучать (Гамма)
Появляется композитор: Большое спасибо вам ребята. Что помогли мне отыскать ноты, без вас я бы не справился и не смог бы написать такое прекрасное произведение. Послушайте его пожалуйста.
М. Р. – Дети, вам понравилось наше занятие? Теперь дома вы сможете рассказать о наших опытах своим родителям и вместе с ними провести их ещё раз.
- Ребята, спасибо вам за вашу работу! До свидания!