Лучший педагог года

Дидактическая игра как форма развития ребёнка

Юлия Буртняя
Дидактическая игра как форма развития ребёнка

Игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Публикация «Дидактическая игра как форма развития ребёнка» размещена в разделах

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность— предметы, явления (их особенности, свойства, качества, он начинает делать обобщения, руководствуясь теми или иными признаками. Зачастую эти признаки несущественны, но эмоционально значимы для ребенка. Типичен пример, когда малыш называет «кисой» не только кошку, но и предметы из пушистого меха.

Эта же особенность наблюдается и у старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. Или же, расширяя значение этого слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, дошкольники овладевают объективным понятийным содержанием слова.

Таким образом, значение слова изменяется для детей на протяжении дошкольного детства с развитием их познавательных возможностей.

Еще одна особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.

Эти особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы:

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает:

а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.

Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря педагоги в ДОУ широко используют дидактические игры.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Цель: Учить ребенка наблюдать, анализировать, обобщать, понимать закон единства живого и неживого, беречь и охранять природу, находить в ней интересное и прекрасное. Формировать и закреплять знания детей о животном мире, развивать умение классифицировать группы животных по определённому признаку.

Задачи:

• способствовать развитию познавательных способностей ребёнка о животном мире, мире птиц и насекомых;

• уточнять, обогащать и активизировать словарный запас названиями животных, птиц, насекомых, образными выражениями;

развивать умение связно и последовательно описывать, и характеризовать представителей флоры и фауны;

• обогащать практический и теоретический опыт детей, предоставлять возможность самоопределяться, осуществлять самостоятельный выбор, принимать решения.

В. А. Сухомлинский писал: «Первоисточник ума, мысли, мышления – в окружающем мире, в тех явлениях, которые человек видит, узнаёт, которые вызывают у него интерес.»

Игровой материал: для данной дидактической игры, вам понадобится тематические наклейки, карточки или картинки из различных настольных игр (разные виды лото, детские книжки, стихи, загадки, клей и белый плотный картон. Тематика может быть разнообразной, я представляю Вашему вниманию представителей животного мира, насекомых, птиц, растения и грибы, обитателей морских простор. Чем ярче, красочнее и многообразней будет демонстрационный дидактический материал, тем сильнее и устойчивее возникнет интерес детей к игре. В случае правильного ответа ребёнку даётся фишка в качестве приза и служит доказательством его личных достижений.

Ход игры: Игра проводится со всей группой. Участие в ней требует организованности, соблюдение обязательных для всех правил, что имеет немаловажное значение для формирования волевых качеств личности ребёнка.

Вариант 1: Воспитатель предлагает поиграть детям в новую интересную игру. Он показывает предметные картинки, изображающие знакомые детям объекты - живого мира. Воспитатель раскладывает картинки на столах, затем загадывает загадки. Нужно внимательно выслушать загадку до конца и не торопиться дать разгадку. Ответ даётся только после стихотворного текста. Кто нарушит это правило фишку не получает, даже если он разгадал загадку. Тот, кто вовремя назовёт разгадку получает фишку, берёт картинку с ответом и рассказывает к какому виду (КЛАССИФИКАЦИЯ) относится та картинка, где обитает. Воспитатель просит разложить все картинки по группам.

Вариант 2: Дети рассматривают дидактический материал : называют представителей животных, птиц, насекомых, растительного мира; характеризует их внешнее строение, манеры поведения, среду обитания, способы питания.

Учатся выделять сходства и различия представителей флоры и фауны, систематизировать и классифицировать, наблюдает, группирует и выделяет основное, по которому один представитель на картине не соответствует и не подходит к другим, т. е. определяет кто лишний и почему. При этом свои мысли ребёнок обосновывает знаниями и умозаключением.

Например, рассматривая и анализируя картинку с изображением птиц, ребёнок называет каждую из них: цапля, воробей, лебедь и т. д., рассказывает общие черты каждого: среду обитания, способы питания, строение и т. д. После этого, внимательно рассмотрев дидактическое пособие, находит, что улитка – не подходит к данным представителям, используя логическое мышление и наблюдение характеризует почему

1-е условие игры.

Расселить животных по среде их обитания («Морские обитатели», «Животные тайги», «Животные жарких стран», «Жители болот», «Обитатели пустынь» и т. д.). Занимательные условия игры.

Можно предложить детям распределить животных на группы:

«Животные, не имеющие конечностей»

«Животные, которые могут ходить вверх ногами»

«Морские хищники»

«Рыбы с названиями инструментов»

«Животные, меняющие окраску»

«Опасные животные и насекомые»

«Ядовитые и плотоядные растения»

«Интересные защитные свойства насекомых»

«Животные, откладывающие яйца» и другие.

Вариант 3: «Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Вариант 4: «Да – нет»

Выбирается водящий с помощью считалочки. На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое животное (растение) мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

Игра в слова

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану).

Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант 12: Игра с мячом «Я знаю»

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Заключение

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Таким образом, дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

«Дидактические игры по формированию у детей 3–4 лет представлений об Олимпийских играх и их символике»«Дидактические игры по формированию у детей 3–4 лет представлений об Олимпийских играх и их символике» В этом году Олимпийские игры проходят в России – в г. Сочи. Я задалась вопросом – как доступно сформировать представления об Олимпийских.

Сюжетно-ролевые игры для детей и с детьмиСюжетно-ролевые игры для детей и с детьми Сюжетно ролевая игра в детской жизни значит очень многое и такие игры очень важны для детей. Мы с малышами в детском саду очень любим играть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как форма развития ребёнка
Опубликовано: 16 октября 2014 в 00:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД