Ольга Зырянова
«Дидактическая игра, как средство решения образовательных задач по гендерному воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дидактическая игра, как средство решения образовательных задач по гендерному воспитанию дошкольников»
Тема мужского и женского начала стара как мир. К ней обращались философы, поэты и врачи. В разные времена в разных обществах по-разному растили «настоящих» мужчин и «настоящих» женщин.
Публикация «„Дидактическая игра, как средство решения образовательных задач по гендерному воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Темочки
В свете требований ФГОС дошкольного образования гендерный подход рассматривается как «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. В настоящее время часто встречается, что многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажё нным поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Работая с дошкольниками, обращаю особое внимание на то, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, также желаю, чтобы мальчики и в будущем мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Диагностическое обследование по определению уровня сформиро-ванности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня».
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
Настоящим выходом из сложившейся ситуации увидела в целенаправленном гендерном воспитании, как в детском саду, так и дома. Думаю о том, что всегда необходимо помнить, что целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика именно уже в дошкольном возрасте, влияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.
Передо мной стала реальная задача - найти такие рациональные формы организации жизни детей, которые обеспечат и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития.
Выстраивание модели образовательного пространства провела в 4-х направлениях:
• Подбор и изучение специальной литературы и подкрепление теоретических знании, о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
• Пропаганде педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;
• Построение развивающей среды;
• Построение модели педпроцесса, в основу которой легли дидактические игры.
Именно игра является лучшим методом обучения дошкольников чему-либо. Играя, ребенок не задумывается над тем, что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает интересные ему действия и легко, непринужденно запоминает множество нужной информации.
Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе.
Поэтому целью своей педагогической деятельности определила - гендерное воспитание детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Для реализации цели выделила задачи :
• формирование представлений об особенностях половой принадлежности, о специфике внешнего вида, физиологических особенностях.
• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
• развитие познавательного интереса дошкольников к гендерной принадлежности.
Сделала подборку дидактических игр, оформила их адоптировав к применению с детьми своей группы, дополнительно разработала игры, недостающие и необходимые для работы с детьми по данному направлению. Для удобства их использования составила картотеку. (Картотека прилагается).
Составила годовой план их использования в работе с детьми средней и старшей групп (План прилагается) (В соответствии плана представляются вниманию слушателей 2-3 авторские игры)
План работы по полоролевой социализации детей в средней группе.
1квартал
«Будем знакомы»
Цель: способствовать самораскрытию, развивать уверенность в себе, позитивное принятие себя и окружающих.
«Это- Я»
Цель: формировать представление о своём «Я» и позитивное отношение к себе. -оформление мини-центров «Парикмахерская», «Гараж»,
-пополнение атрибутами центров «Семья, «Салон красоты» -игра «Познакомимся поближе»; Упражнение «Волшебный семицветик»;
Беседа «Чем мы похожи? Чем отличаемся?»
Игра «Кто я?» - рисование «Какой я»;
- дидактические игры «Одень мальчика, одень девочку»;
«Кому что нужно»
- упражнение «Скажи ласково»
- сюжетно - ролевая игра «Семья» Консультация «Игры и игрушки для мальчиков и девочек»
Работа с родителями
проведение анкетирования по теме гендерного воспитания в семье.
2 квартал
«Мальчики и девочки,такие мы разные»
Цель: расширить представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, воспитывать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.
«Нарисуем эмблему».
Цели: продолжить работу по ознакомлению с качествами «мужественности», «женственности», развить экспрессивные способы самовыражения, повысить внутригрупповое доверие и сплочённость группы. -обновление и пополнение мини-центров «Больница», «Библиотека»;
-оформление альбомов на тему «Одежда для женщин», «Одежда для мужчин»
- беседа я и мои желания;
- чтение художественной литературы: С. Маршак «Ежели вы вежливы»;
- игра «Мой пропуск в волшебную страну»
-игра «Комплименты»;
упражнения «Чем мы похожи»;
Д/и «Пройди правильно по лабиринту»
-работа в раскрасках для девочек и мальчиков;
-дидактическая игра «Ателье»
-сюжетно - ролевая игра «т», «Куклы заболели»;
Работа с родителями
консультация «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях»
организация помощи в оформлении мини-центров.
3 квартал
«Позаботимся друг о друге»
Цель: выявить и расширить знания друг о друге, закрепить знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины и женщины, развивать логическое мышление.
«Я- не один. Моя родословная».
Цели: обогатить знания детей об их близких родственниках, повысить самооценку и настроение
создание альбома «Моя семья»;
организация выставки фотографий на тему «Я и моя семья»
изготовление генеологического древа;
- наблюдение за работой младшего воспитателя, дворника;
-беседа о профессиях женских и мужских;
-заучивание пословиц и поговорок о семье.
- рассматривание иллюстраций «Семья»
- д\и «Кто чем занят»
- д/и «Мои родственники»;
-рисование «Моя дружная семья»
Работа с родителями
Консультация «Гендерное воспитание девочек и мальчиков»
План работы по полоролевой социализации детей в старшей группе
Дата
проведения. Познавательная деятельность. Предметно-развивающая среда. Совместная деятельность воспитателя и детей. Самостоятельная деятельность детей. Работа с родителями
1квартал
«Как устроено мое тело?»
Цель: как устроено человеческое тело, как функционирует
«Мальчики и девочки. Чем похожи мы, чем отличаемся?»
Цель: расширить знания об основных качествах мужской и женской личности
«Мы все разные. Какой я»
Цель: формирование положительного образа «Я-девочка», «Я-мальчик» оформление мини-центров «Ателье», «Гараж»; пополнение атрибутами центров «Семья», «Парикмахерская» - изучение литературы (энциклопедии «Моё тело», «Органы чувств»);
- составление описательных рассказов по аксессуарам мужской и женской одежды;
- составление альбома рисунков и рассказов «Наши увлечения» - рисование «Мой друг (подруга)»;
- дидактические игры : «Собери портрет», «Отгадай имя»
«Собери чемодан»,
«Одень правильно»;
- сюжетно - ролевые игры «Дом», «Детский сад» организация помощи в оформлении мини-центров
Работа с родителями
консультация «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей»
2 квартал
«На все руки мастер!»
Цель: формировать позитивное отношение к себе и своему полу
«Люблю трудиться!»
Цель: расширить представление о трудовых действиях мальчиков и девочек
-обновление и пополнение мини-центров «Магазин», «Аптека»
-создание книжек-малышек для младших товарищей;
-экран добрых дел;
-пополнение фотографий в альбом «Как мы играем»
- беседа «О культуре поведения в общественных местах»;
- чтение художественной литературы: В. Осеев «Волшебное слово»;
- беседа «Наши отношения»;
- хозяйственно-бытовой труд с распределением обязанностей;
- заучивание пословиц и поговорок о труде;
-«Портрет моего папы» - дидактическая игра «Правильно и неправильно», «Уроки этикета»
-рассматривание альбомов «Профессии», «Защитники Отечества»
- дидактическая игра «Кому что нужно для работы»;
Сюжетно ролевая игра «Мы идём в театр»
Работа с родителями
-консультация «Особенности развития девочек и мальчиков»
-организация помощи в оформлении мини-центров
3 квартал
«Я воспитанный и культурный ребенок!»
Цель: расширить представление о поведении мальчиков и девочек в семье и в д\с
«Когда я вырасту…»
Цель: обогащать представление о будущих половых ролях
-создание альбома «Моя семья»
-организация выставки рисунков на тему «Кем я хочу стать»
- экскурсия на кухню, в прачечную;
- рассматривание иллюстраций; «Профессии»;
- чтение художественной литературы Д. Родари «Чем пахнут ремёсла»; В. Маяковского «Кем быть?», С. Михалкова «А что у вас?»;
- рисование «Мамин портрет»;
- кукольный и настольный театр по сказкам;
- решение проблемных ситуации - рассматривание иллюстраций «Семья»;
- дидактическая игра «Кто чем занят»;
- рисование «Моя семья»
- заучивание пословиц и поговорок о женских и мужских качествах;
рассматривание иллюстраций, журналов мод
- д\и «Подбери украшение», «Собери на бал кукол»
-изготовление генеологического древа своей семьи
Работа с родителями
консультация «Роль отца и матери в становлении полоролевой идентичности детей дошкольного возраста»
В течении учебного года средней и старшей групп систематически проводила через разные режимные моменты работу с детьми и родителями.
В конце каждого учебного года проводила мониторинг сформированности полоролевых представлений у моих воспитанников, результаты которого из года в год радовали своими показателями и успехами.
В результате проделанной работы и мониторинга детей можно сделать вывод, что у детей к концу старшего возраста значительно расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением.
Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему.
Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола.
Я думаю, что наработанный мною опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.