Лучший педагог года

Дидактическая игра в развитии речи дошкольников

Дина Чернова
Дидактическая игра в развитии речи дошкольников

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Публикация «Дидактическая игра в развитии речи дошкольников» размещена в разделах

Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.

Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в коррекционной работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению, вытеснению или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры. Ведь дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребенка. Своевременное развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.

Изучая методическую литературу, анализируя результаты диагностики, наблюдая за играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее. Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть.

В своей работе с детьми я использую различные игры, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. Поэтому мною был разработан творческий проект: "Развитие речи дошкольников через дидактическую игру". Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе. Выбрав тему и поставив перед собой цель, развивать речь детей через дидактическую игру, мною были определены этапы работы по проекту. Для каждого этапа подобраны и систематизированы дидактические игры, подбор которых проводился по разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие связной речи. Подбор игр осуществлялся по возрастам в зависимости от их дидактической нагрузки, т. е. с учетом усложнений их по дидактическому содержанию. На каждом этапе больше внимания уделяется какому-то одному разделу, но от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра развивает речь детей :

способствует обогащению и активизирует словарь;

формирует правильное звукопроизношение;

развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли

побуждает детей к общению друг с другом;

способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

способствует совершенствованию разговорной речи;

оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Можно выделить следующие виды дидактических игр :

игры – путешествия

игры – поручения

игры – предположения

игры – загадки

игры – беседы

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок.

Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры :

дидактическая задача;

игровая задача;

игровые действия;

правила игры;

результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение.

В современной дефектологии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия педагога с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе педагога, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно и без принуждения.

Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

В своей работе я использую различные дидактические игры : словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные.

Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото». «Логический поезд», «Где это я видел?» и др.

Игры с игрушками и предметами направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки», «Кто скорее соберет?» и др.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц». «А что потом?», «Так бывает или нет?» и др.

Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения (Приложение 2) : фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.

Некоторые игры и занятия с детьми я начинаю с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.

Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи я провожу такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.

Кроме того, знакомство со звуковой стороной слова воспитывает интерес к родному языку. Мне важно, чтобы дети, став школьниками, с любовью изучали родной язык как предмет, постижение которого духовно обогащает человека.

Одно из направлений моей работы - расширение и обогащение словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Для этого я использую лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?» (употребление трудных форм глагола, «Что вы видите вокруг?» (употребление названия предметов, «Скажи, какое» (подбор прилагательных).

Для детей старшего возраста чаще отбираю игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручаю кому-либо из участвующих, кто более самостоятельны в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.

Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому я предлагаю детям игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формируют быструю реакцию на слово.

Для развития фонетической стороны речи я использую дидактические игры : «Поймай звук», «Кто найдёт 10 предметов, в названии которых есть заданный звук», «Замкни цепочку», «Каждому звуку свою комнату», «Разгадай ребус». Систематичное проведение дидактических игр помогает развитию лексической стороны речи. Игры я подбираю в соответствии с лексической темой недели. Например: в дидактической игре «Фрукты – овощи» я закрепляю слова – обобщения и активизирую словарь по данным темам.

Для формирования грамматического строя речи я использую следующие игры: «Что в земле, что на земле», «Живые слова», «Волшебный шарик», «Уберём игрушки», «Чудесная коробка».

В дидактических играх для развития связной речи я учу детей правильно строить предложения с причинно-следственной связью, с помощью серии картинок развиваю логическое мышление. Учу понимать и правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, под, около, а также развиваю творческое воображение и обучаю свободному рассказыванию. Для развития связной речи провожу с детьми дидактические игры : «Кто больше заметит небылиц», «Где начало рассказа», «Найди картине место», «Отгадай – ка», «Составь два рассказа», «Нарисуй сказку», «Поиск пропавших деталей».

Организацию дидактических игр я осуществляю в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят :

отбор игры в соответствии с задачами воспитателя и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

определение количества играющих;

подготовка необходимого дидактического материала для игры;

моя подготовка к игре: изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает :

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован;

объяснение хода правил игры. При этом обращаю внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

показ игровых действий, в процессе которого учу детей правильно выполнять действия, показывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

определение своей роли в игре, мое участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;

подведение итогов игры – это ответственный момент. В конце игры спрашиваю у детей, понравилась ли им игра, и обещаю, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.

Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это помогает совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.

В своей работе я учитываю не только возрастные особенностях детей, но и всегда помню об отклонениях в развитии (специфика нашего учреждения). Многие мои воспитанники пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Мне приходится постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях, включается в музыкальные занятия, является одним из занимательных элементов на прогулке. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Построенная таким образом работа позволяет детям к концу дошкольного периода не только научиться играть и совершенствовать речь, но и значительно расширяет знания дошкольника об окружающем мире. Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т. е. дети часто просят поиграть в понравившуюся игру, а отказать детям не в моих правилах.

Для меня важно знать, что моя работа не прошла даром, что моим советом воспользовались, а самое главное – виден результат работы. Опытом своей работы я делюсь с коллегами на педсоветах, даю консультации.

1. Список используемых источников

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 1999. - 272 с.

2. Бондаренко Е. А. Дидактические игры для детей от года до трех лет. – М. : АСТ, 2003. – 127с.

3. Катаева А. А. «Дидактические игры и упражнения» - М. Просвещение, 1991г.

4. Калинченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М., АЙРИС ПРЕСС, 2004

5. Ушакова О. С., Арушанова А. Г., Струнина Е. М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996

6. Шорохова О. А Речевое развитие ребенка - М., 2009

7. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду (старшая группа,- М., 1982

8. Бочарова А. Г., Горева Т. М., Окунь В. Я. 500 замечательных детских игр. – М., 1999

Публикации по теме:

Дидактическая игра в познавательно-речевом развитии детей Программа воспитания и обучения в детском саду ставит задачи: расширять представления об окружающем, обучать умению наблюдать и выделять.

Что такое дидактическая игра? Её роль в развитии ребёнка Что такое дидактическая игра? Её роль в развитии ребёнка. Дидактическая игра – это одна из разновидности игр с правилами, смысл и цель,.

Дидактическая игра, ее роль в развитии дошкольников Дидактические игры детей дошкольного возраста Основные функции дидактической игры: является и игровым методом обучения детей дошкольного.

Дидактическая игра для развития речи старших дошкольников «Расскажи мне сказку» Дидактическая игра "Расскажи мне сказку".Цель: Активизация словаря. Задачи: - создать условия для закрепления в речи слов, узнанных из русских.

Дидактическая игра для развития звуковой культуры речи дошкольниковДидактическая игра для развития звуковой культуры речи дошкольников Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время.

Дидактическая игра по развитии речи «Мир сказок»Дидактическая игра по развитии речи «Мир сказок» Сп ГБОУ нш с. Красноармейское ДС «Солнышко» Паршакова Е. В. В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности.

Консультация по развитию речи «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников» «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников». К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам.

Квест-игра в познавательном развитии дошкольников Задачи, которые решаются в процессе квест-игры Образовательные- участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся; Развивающие –.

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников 1 слайд Актуальность: На сегодняшний день - образная, богатая синонемами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –.

Сюжетно-ролевая игра в развитии дошкольников Сюжетно-ролевая игра в развитии дошкольников Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра в развитии речи дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 07:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД