Папки-передвижки

Дистанционные формы работы педагога-психолога в ДОО

Елена Калашникова
Дистанционные формы работы педагога-психолога в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Центр развития ребёнка - Детский сад № 125 «Лесная сказка» г. Орска»

Адрес: Россия, 462427, Оренбургская область, г. Орск, ул. Космодемьянской, 3, тел. (3537) 44-93-30,

эл. почта: tamarapavlovna.1955@mail.ru, ИНН 5614016227, КПП 561401001, ОГРН 1025601930529

Обобщение опыта работы педагога-психолога по теме :

«Организация дистанционной работы педагога –психолога ДОО»

Педагог-психолог Калашникова Е. Л.

2021

Сведения об авторе

Ф. И. О. : Калашникова Елена Леонидовна

Публикация «Дистанционные формы работы педагога-психолога в ДОО» размещена в разделах

Должность: воспитатель, педагог-психолог

Учреждение: МДОАУ «ЦРР-Д/С № 125» г. Орска»

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования.

Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Все дети дошкольного возраста, посещающие дошкольные образовательные организации, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания основных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом, с необходимыми специалистами. Перед родителями соответственно встает проблема семейного воспитания.

В этом случае, возник вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детьми содержания дошкольного образования с использованием дистанционных технологий.

В связи с этим возникла необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса. В сложившихся условиях деятельность педагога-психолога переформатируется, изменив основные формы работы с детьми и родителями на дистанционный режим.

Нормативно-правовые документы.

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. ст. 13, 15, 16, 17, 41);

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»);

- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ (с Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных технологий, электронного обучения и в сетевой форме)».

- требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»при внедрении и использовании дистанционных образовательных технологий в образовательную деятельность детей дошкольного возраста следует учитывать;

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями).

-пункт 4.20 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» при организации режима занятий детей дошкольного возраста с использованием компьютерной техники

- СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». Санитарными правилами и нормативами регламентируются гигиенические требования к развивающим игровым занятиям с использованием видеотерминала и клавиатуры при условии использования ЭВМ с детьми с 5 лет. Вместе с тем санитарно-эпидемиологические требования к просмотру телепередач, а также изображений на индивидуальном мониторе компьютера в процессе дистанционного обучения детей от 3 лет не разработаны.

Основные понятия.

Дистанционное образование детей – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми, посредством информационно-коммуникативных технологий, которое дает возможность самостоятельной работы родителей и их детей по усвоению образовательных программ.

Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов.

Основными принципами применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:

принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного процесса возможности получения качественной и своевременной информации непосредственно по месту жительства;

принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;

принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;

принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.

Главная цели дистанционного обучения - предоставить ребенку возможности получить образование на дому, оказать психолого-педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям, воспитанникам, педагогам.

Задачи:

- Оказание помощи воспитанникам в усвоении образовательной программы в процессе дистанционного обучения;

- Обеспечение психологического комфорта всех субъектов дистанционного обучения;

- Повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий;

- Усиление личностной направленности образовательного процесса;

- Обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции.

Особенности дистанционного обучения дошкольников:

1. Мотивация.

Дистанционное обучение предполагает от родителей и ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;

2. Ответственность родителей.

Ребенок не имеет необходимых навыков самостоятельности, самоорганизации и усидчивости. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает совместно с родителями, что не исключает самостоятельного выполнения части заданий.

Работа педагога-психолога в условиях дистанционного обучения должна осуществляться в рамках основных направлений деятельности.

1. Психологическое консультирование психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.

Психологическое консультирование и психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса осуществлялся в виде дистанционных консультаций при помощи телефона, электронной почты, Viber, WhatsApp, Zoom.

Viber, WhatsApp – это бесплатные мультиплатформенные приложения для общения через интернет. Для работы были созданы группы для родителей, где выкладывались статьи по развитию и воспитанию детей. С помощью данных мессенджеров проводилась индивидуальная работа, в виде консультирования и просвещения родителей, педагогов

2. Диагностическая работа.

В настоящее время многие психологические тесты существуют в компьютерном варианте, их можно скачать в Интернете:

https://www.psychometrika.ru/

https://psytest.info/taxonomy/term/16/all

Для того чтобы провести диагностику предпосылок к учебной деятельности с детьми подготовительной к школе группе в дистанционном режиме, была проведена разъяснительная работа с родителями по использованию платформы Zoom. Предварительно было оговорено время, материалы, которые потребуются ребенку для работы (карандаши цветные 5 цветов, простой карандаш, листы бумаги в крупную клетку). На удобную для родителей платформу были отправлены необходимые бланки. Родители не все были готовы к работе в данном режиме из 28 человек, были согласны 19. Использование платформы Zoom органично дополняет традиционные формы работы дошкольного педагога-психолога, расширяя возможности организации взаимодействия педагога - психолога с другими участниками образовательного процесса.

Zoom — сервис для проведения видеоконференций, онлайн встреч и дистанционного обучения дошкольников. Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию длительностью 40 минут. Психологическая диагностика предпосылок к учебной деятельности занимает по времени 30 минут, что как раз позволяет провести ее в непрерывном режиме, в отведенное в сервисе Zoom. Для использования сервиса требуется одно или несколько совместимых устройств, доступ в Интернет и определенное программное обеспечение, а также может потребоваться периодическое получение обновлений. Программа отлично подходит как для индивидуальных, так и групповых занятий, онлайн – консультаций, просвещения всех участников образовательного процесса, а так же для совершенствования профессиональной компетентности педагога - психолога. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, отправить ссылку на повторяющуюся конференцию.

Благодаря тому, что родители умели пользоваться базовыми функциями сервиса Zoom, дети выполняли задания в онлайн - формате посредством инструментария «Комментировать» на этой платформе, т. е. они могли выполнять задания не на бумажном бланке, а на экране компьютера в демонстрируемой мной презентации. В онлайн - режиме я фиксировала результаты работы ребенка в бланке «индивидуальная карта ребенка», для последующей обработки данных и определения уровня готовности, после проводилась консультативная работа с родителями по итогам диагностики.

Можно выделить основные преимущества применения платформы Zoom для психологической службы:

1. Отличная связь.

2. Видео и аудио связь с каждым участником. У организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать

видео и запрашивать включение видео у всех участников. Можно войти в конференцию как участник с правами только для просмотра.

3. Можно делиться экраном (screensharing) уже со звуком. Демонстрацию экрана можно поставить на паузу.

4. В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску.

5. Есть чат, в котором можно писать сообщения, передавать файлы всем или выбрать одного участника.

6. Можно производить запись встречи.

7. Возможность использовать различные интернет ресурсы во время проведения встреч, используя презентации и медиа презентации, созданные с помощью программы Microsoft Office,PowerPoint, видео, аудио с использованием видеоредакторов Movavi, Windows Movie Makerи интерактивные задания. Данный ресурс, конечно, дает много возможностей для проведения интересных онлайн занятий, консультаций, встреч, но есть и свои особенности работы в таком формате :

- для пользования требуется высокоскоростной интернет;

- при сильной загруженности ресурса, участники могут периодически «вылетать» с занятий или конференции;

- технические стороны (наличие и состояние техники).

3. Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционные занятия так же, как и проведение обычных занятий, необходимо перевести в дистанционный режим. Для этого можно использовать;

- электронную почту, Viber, WhatsApp (индивидуальные задания высылаются родителям и затем проверяется их выполнение);

- онлайн- и мобильные тренажеры, развивающие игры. Их можно скачать на сайтах:

https://gameboss.ru/games/all/page-2

https://logicgame.com.ua/index.php?1=ua

https://www.solnet.ee/games/gl.html

При организации деятельности ДОО в режиме консультирования запрещается:

- требовать от родителей отчетов о выполнении с ребенком в полном объеме всех рекомендованных активностей;

- размещать на странице сайта и в специальных группах в социальных сетях информацию, содержащую персональные данные участников образовательного процесса.

4. Организационно-методическая работа.

В условиях перехода на дистанционное обучение осуществление данного вида деятельности педагогами-психологами не должно вызвать затруднений, т. к. оформление документации, обработку результатов психологической диагностики, составление отчетной документации, возможно, осуществлять дистанционно, не находясь на рабочем месте.

«Плюсы» и «минусы» дистанционного обучения (ДОТ)

Преимущества дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

1. Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;

2. Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее занимается, какой промежуток дня наиболее продуктивен для занятий;

3. Возможность контролировать круг общения ребенка;

4. Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических;

5. Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету;

6. Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т. д.

Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

1. Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого;

2. Нет авторитета педагога- психолога. Многие дети воспринимают информацию именно так, как его воспринимает и преподносит педагог- психолог. К тому же педагог- психолог не только дает знания, но и формирует отношение к окружающим людям и миру;

3. Не все имеют возможность получения дистанционного обучения, в силу сложных материальных условий, так как необходимо специальное оборудование (компьютер или ноутбук, интернет);

4. Отсутствие общения со сверстниками. Дети не имеют возможности получить необходимые навыки коммуникации в обществе и социализации в обществе ;

5. В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

Технические условия

В соответствии с техническими возможностями определяется набор электронных ресурсов и приложений.

Основное условие – наличие ПК, телефона (или других форм связи) и доступа к интернету.

Родители могут воспользоваться любым гаджетом с функцией подключения к интернету (телефон, планшет, ноутбук, ПК).

Педагогу- психологу лучше иметь персональный компьютер или ноутбук с выходом в интернет, но можно пользоваться и телефоном, которого будет достаточно, чтобы создавать, и использовать простейшие, доступные для дошкольников, ресурсы и задания; предоставлять родителям текстовые, видео или аудио консультации, организовывать обратную связь.

Мессенджеры Viber, WhatsApp, используются для непосредственного общения педагогов и родителей, обсуждение вопросов обучения детей индивидуально или в открытом пространстве.

Содержание деятельности.

При реализации образовательной программы дошкольного образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в зависимости от технических условий, в образовательных организациях применяются разные модели обучения:

- обучение в режиме онлайн (электронное обучение);

- дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;

- самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.

На информационных ресурсах рекомендуется размещать следующие материалы:

Для родителей:

- Рекомендации о создании в домашних условиях среды, способствующей развитию ребенка, укреплению его здоровья.

- Советы специалистов по воспитанию и обучению детей в условиях семьи по актуальным темам.

- Ссылки на полезные ресурсы в сети Интернет.

- Информация об изучаемом содержании дошкольного образования.

- Новости и анонсы предстоящих видео- семинаров для родителей, архивные материалы прошедших мероприятий.

Рекомендации для родителей могут размещаться на сайте образовательной организации и в социальных сетях, специально организованных группах и сообществах. А так же на специально созданных сайтах.

Материалы, размещенные на сайте (социальных сетях) не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Для детей:

- Содержательные подборки различных детско-взрослых активностей по темам недели, по направлениям детского развития (тексты художественных произведений для чтения детям, презентации, электронные игры, головоломки, раскраски, карты и схемы изготовления поделок и построек, рекомендации по организации и проведению подвижных игр, утренней гимнастики и д. р.).

Для достижения лучшего результата по дистанционному обучению в режиме реального времени, стоит придерживаться нескольких практических советов:

1. Обязательно установите личный контакт с ребенком (улыбайтесь, обращайтесь по имени, смейтесь вместе, уберите с лица выражение усталости и заботы).

2. Старайтесь быть очень энергичным, используйте в речи больше интонационных средств, чем в обычной беседе.

3. Старайтесь громко, четко и внятно произносить слова, но не кричите.

4. Всегда держите рядом музыкальную игрушку или аудиозапись, чтобы привлечь внимание ребенка в случае потери интереса.

Ожидаемые результаты работы педагога-психолога в дистанционном режиме :

1. Повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей.

2. Повышение их психолого-педагогической грамотности.

3. Поддержание психологического благополучия детей и родителей.

4. Развитие гармоничных детско-родительских взаимоотношений в семье воспитанников.

Вывод

Таким образом, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий – это обучение, которое нацелено на решение целого ряда социальных вопросов, на увеличение доступности качественного образования для всех категорий жителей, независимо от их мобильности, подвижности и места проживания. В этом плане дистанционное обучение особенно актуально при организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

На сегодняшний день система дистанционного обучения рассматривается не как независимая альтернативная система обучения, а как дополнение к традиционной, позволяющая оптимизировать образовательный процесс с учетом современных требований, запросов всех участников образовательных отношений.

Полученный мной опыт работы в дистанционном режиме был актуальным, интересным, имеющим практическую ценность, а значит, возможно, его дальнейшее применение в психолого-педагогическом сопровождении всех участников образовательного процесса.

Литература

1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение : сущность, технология, организация. – М. : Издательство МЭСИ, 2010.

2. Дистанционное обучение : Учебное пособие/ под ред. Е. С. Полат. - М. : гуманитарное изд. центр ВЛАДОС, 2006.

3. Достоинства и недостатки дистанционного обучения// «Образование: путь к успеху». – Уфа, 2010.

4. Еременко Н. А. Возможности использования ИКТ и

Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога.

5. Ибрагимов. И. М. Информационные технологии и средства

дистанционного обучения : учебное пособие для студ. вузов / И. М.

Ибрагимов. - М. :Академия, 2005.

6. Теория и практика дистанционного обучения/ под ред. Е. С. Полат. – М. : «Академия», 2004.

7. Захаров И. Г. Информационные технологии в образовании. - М. : «Академия», 2003.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге»Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Фотоотчет индивидуальной работы педагога - психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Педагог заносит куколку -оберег. -Добрый день, меня.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Консультация педагога-психолога «Позитивная психология» Что вы думаете о счастье? Как вы считаете, что делает нас счастливыми? Вероятно, первый ответ, который пришёл вам в голову - “деньги”. Однако.

Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива»Тренинг педагога-психолога «Мастерская креатива» Тренинг «Мастерская креатива» Цель: развитие креативности участников. Задачи: • расширить представление о понятии «креативность» как.

Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дистанционные формы работы педагога-психолога в ДОО
Опубликовано: 7 декабря 2021 в 07:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дистанционные формы работы педагога-психолога в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Елена Калашникова (УИ 559698) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД