Светлана Жукова
Опыт работы «Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.
Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.
Публикация «Опыт работы „Использование игровых технологий в социально-коммуникативном развитии“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Мы работает над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.
Одним из направлений реализации «Социально- коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
В рамках реализации годовой задачи ДОУ нашей группой составлен проект по основам безопасности жизни деятельности с воспитанниками.
основные цели и задачи нашего проекта:
1. Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
2. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности. 3. Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
4 Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
5. Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения;
6. Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту; - развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе; - воспитание грамотного участника дорожного движения; - воспитание чувства взаимопомощи и товарищества. Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов: - системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ; - доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ; - включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ; - наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ; - динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ; - психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .
Этапы реализации данных задач:
- 1 этап - заинтересованность детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
- 2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;
- 3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Формы организации образовательного процесса: - НОД; - заучивание стихотворений; - сбор фотоматериалов; - игры – занятия;- заучивание правил безопасного поведения; - беседы; - дидактические игры; -подвижные игры ; -чтение художественной литературы; -рассматривание иллюстраций по теме; -наблюдения; -экскурсии; - театрализованные представления; -сюжетно – ролевые игры; -игры - тренинги; -просмотр мультфильмов; -трудовая деятельность; -продуктивная деятельность; -отгадывание загадок; -развлечения; -досуги; -обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения; -встреча с интересными людьми; -участие в различных конкурсах; -личный пример взрослых. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.
Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения.
Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся. Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников нами уже создана предметно – развивающая среда в группе.
В неё входят: 1. Уголок безопасности, который содержит материалы: - щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д. План- схема станицы, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др; альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы», «Профессии», «Валеология, или Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.
2. Игротека, которая содержит: - дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ; - настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Самое главное в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.