Татьяна Николаевна Сальникова
Роль народных игр в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовлен для выступления на ГМО по социально-коммуникативному направлению
Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС дошкольного образования, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Публикация «Роль народных игр в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В связи с поиском новых подходов к воспитанию и развитию детей, возобновляются лучшие, забытые образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в работе с детьми дошкольного возраста.
К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Народные подвижные игры способствуют не только эффективному физическому развитию и воспитанию дошкольников, но и выступают как средство духовного развития личности.
В настоящее время дети перестали играть в народные игры. Подвижная игра– это спутник жизни дошкольника, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Одним из средств эффективного решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» являются народные подвижные игры.
Народные подвижные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Поэтому народные игры очень интересны детям своим сюжетом, динамикой, атрибутикой. Народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение. При знакомстве с играми разных народов, педагог знакомит детей с историей возникновения игры, музыкой, фольклором, тем самым приобщая их к лучшим национальным традициям, а затем дети могут привносить особенности национальной культуры в свою деятельность.
Для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками можно использовать следующие игры: «У бабушки Маланьи», «Горелки», «Мыши». Эти игры помогут закрепить тесное взаимодействие между детьми, сплотить их.
При решении задачи по развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками проводят игры: «Верба – вербочка», «Пирожок», «Девочка и медведь». На основе данных игр дошкольники совершенствуют навык распознавания эмоций, понимания намерений, мотиваций и желаний друг друга, свои собственные, а так же формируется способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества можно реализовать через подвижные игры «», «Рыбаки и рыбки» «Огородник», «Капуста». «Репка», «Редька». Благодаря играм у дошкольников формируется уважительное отношение к своему труду, и труду людей.
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий закрепляют через игры «Снежная баба», «Мороз красный нос», «Тарелка кружится». На основе данных игр дети формируют навык управления над своим поведение.
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых реализуется через народные игры «Утена», «Дедушка Сысой». Игры позволяют закрепить умение быть неравнодушными к своим родным людям, понимать их и принимать роли ближнего окружения на себя. А формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе можно совершенствовать через игры «Водяной», «Съедобное - несъедобное», «Родничок», «Солнышко», «Яблоко», «У медведя во бору», «Ягоды». Игры позволяют дошкольникам закрепить знания по безопасному поведению на природе (в лесу, около водоемов и т. д.)
Использование народных подвижных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народной культуре, к ее традициям. Поэтому необходимость и значимость знакомить детей с традициями возникновения русских народных игр, проведение игр, однозначно важно, и не заменимо.
Литература:
1. Крылова Ю. А. Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» посредством подвижных игр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/14/realizatsiya-obrazovatelnoy-oblasti-sotsialno-kommunikativnoe-razvitie. – (19.02.2019).
2. Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://detsad31.rprim.gov.spb.ru/blog/russkie_narodnye_podvizhnye_igry/2013-11-25-2. – (19.02.2019).
3. Иванчикова Р. Народные игры с детьми. // Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. Б. П. Пузанова. – 2-е изд. – М. : Академия, 1999.
5. Литвинова, М. А. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного возраста / М. А. Литвинова. – М. : Айрис – Пресс, 2004.