Приложение МААМ

«Донской край — наш уголок вселенной». Экологическое образование дошкольников

Русакова
«Донской край — наш уголок вселенной». Экологическое образование дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В России сложился богатейший, уникальный комплекс традиций диалога Природы и Человека, Природы и Общества. Одной из наиболее характерных особенностей этого диалога является подчёркнуто почтительное, уважительное отношение к земле.

Слово «земля» в русском языке – одно из самых многоязычных. Это наша планета, единственная обитаемая в Солнечной системе, а может быть – и во всей Вселенной. Природные условия земли оказались благоприятными для возникновения и развития жизни. Закономерным и высшим звеном в эволюции земных оболочек стал человек, человеческая мысль. Под влиянием материального и духовного труда Человека лик планеты Земля коренным образом изменился : естественный дополнился искусственным. Эффективным средством воссоединения Общества и Природы, средством совместимости с Природой всех направлений человеческой деятельности является специальное экологическое образование. Смысл этого образования состоит в том, чтобы развить мировоззрение человека, которое непротиворечиво показало бы место человека на Земле.

Публикация «„Донской край — наш уголок вселенной“, Экологическое образование дошкольников» размещена в разделах

Экологизация, охватывая все области современной культуры и образования, предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех образовательных программ, как важнейший фактор решения экологических проблем. «Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребё нку простую и убедительную мысль: «люди – часть Природы…» (Ф. Майор). Становление нового культурного мыслительного пространства и называют сегодня экологической культурой.

Экологическая культура – это способ жизнеобеспечения, при котором общество воспитывает потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов.

Важнейшей чертой становления культуры в России является вдумчивое, ответственное отношение к себе, к своему месту в мире. Задача образования на этапе экокультуры – развивать эту уникальность, стремясь почувствовать, воссоздать в себе связь со своей землёй и с историей своего народа, своей культуры. Педагогам надо заново осознать:

- что культура чувств не совпадает с культурой мышления, с объёмом и системой знаний;

- что воспитание – это не запреты (нельзя рвать листья, нельзя мусорить в лесу);

- что воспитывать – это пробуждать способность любить Природу.

Любовь к природе органически входит в чувство любви к Родине. А Родина – это земля, на которой человек родился, которая одаривает его здоровьем, красотой, радостью жизни; земля, которая становится для него источником и целью познания, ареной труда и отдыха. А вот почему начало начал – это жизнь земли, земли-матери, земли-кормилицы.

Переход к земледельческой цивилизации расширил архаическую картину мира представления человека о его собственном положении в нем. Осмысление человеком своего единства с животным и растительным миром с этого времени обрело земную основу.

В русском фольклоре эпитет «Мать сыра земля», как словесный орнамент, отразил всю глубину восприятия образа Земли как живого существа. Она «дрожит», «кричит», «молит», на зиму «замыкается», «пробуждается» весной. Народная традиция настойчиво подчёркивала антропоморфизм земли, её родство с человеком: скалы, кости – её кости, вода – её кровь, травы – её волосы, древесные корни – её жилы.

Дошкольный этап экологического образования – это этап, когда родная природа должна оказаться в центре целостных образований детской личности. Старший дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятный период для формирования структур сознания, прежде всего рефлексивных. Психолог Н. Н. Вересов уверен, что главная задача воспитателя обеспечить осмысление детьми фактов и явлений окружающего мира.

Обращаясь к опыту народной экологической культуры, важно останавливаться не только на его иллюстрации, но и помогать детям открывать опыт переживаний, отношений, предпочтений, позиций, смыслов. Народная игрушка – глиняная дымковская, городецкая, берестяная – активно и глубоко воспитывает в ребёнке национальные черты эстетического чувства природы. Художественный строй народной игрушки отражает фауну родины (конь, коровушка, бычок, птица, медведь, баран). А сказочно-фантастическое решение образов учит по-новому смотреть на реальность, видеть красоту в повседневности, делая обыденное праздничным.

В процессе экокультурного образования важно сохранить естественные связи ребёнка с традициями народной культуры слова как способами взаимодействия с природой. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нём претворяется творческой силой народного духа мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, её физические явления, её климат, её поля, горы, долины.

Среди средств культурно-экологического образования старших дошкольников особое место должны занять народные загадки, в народном опыте загадки отображали основы мироздания : космология, флора, фауна, человек, его дом, а не изменяющийся быт. В экокультурной работе важно обратить внимание на народный опыт календарной приуроченности загадок, сообщение их группами, а не по отдельности.

Знаково-символическое содержание системы образов Природы в народных загадках отражает отношение к ней как к неизвестному живому, воспроизводящему, дарующему, как условию и источнику жизни, как условию познания поэзии; доступно ребёнку и актуально для этапа экологической культуры.

Наша региональная стихия – земля-степь: Донская земля, родная Донщина, Донщинка, ковыльная родимая сторонка, край Тихого Дона, Шолоховский край.

Степь – глубоко национальный образ-символ. Исторический образ Родины для русских – это степь и дорога в ней, молчаливые курганы и вороны, печенеги и половцы, татары, «Слово о полку Игореве».

Степь для нас – ландшафт малой Родины – Донщины, на которой мы родились, выросли и живём.

Публикации по теме:

Национальный уголок «Дагестан — мой край родной»Национальный уголок «Дагестан — мой край родной» Дагестан – моя Родина. Мое место рождения и любимый сердцу уголок. Воспитание любви и уважения к родному краю, Дагестану является важнейшей.

Фотоотчет. Национальный уголок «Дагестан — мой край родной» в старшей группеФотоотчет. Национальный уголок «Дагестан — мой край родной» в старшей группе Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного Дагестана, воспитание уважение к культурным и национальным традициям,.

Участие в конкурсе картин на тему «Донской край»Участие в конкурсе картин на тему «Донской край» В нашем детском саду объявили конкурс картин среди педагогов на тему: «Донской край». Мы с моей напарницей Шелест С. В. решили, что наш.

Литературно — музыкальная композиция «Ты цвети, мой край Донской!»Литературно — музыкальная композиция «Ты цвети, мой край Донской!» Цель: приобщение детей к культуре донского края. Воспитание гордости за свой народ и развитие духовности. Задачи: Образовательные: Формировать.

Приобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздникамиПриобщение дошкольников к донской культуре в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками «Приобщение дошкольников к Донской культуре, в процессе знакомства с обрядами, традициями и фольклорными праздниками, как условие реализации.

Опросник для детей старшего дошкольного возраста «Мой край Донской» В нашем детском саду я веду кружок по дополнительному образованию детей в направлении ознакомления их с казачеством "Горенка". Разработанный.

Развивающая среда в подготовительной группе. Уголок по патриотическому воспитанию «Мой край соловьиный»Развивающая среда в подготовительной группе. Уголок по патриотическому воспитанию «Мой край соловьиный» Доброго Вам всем времени суток, уважаемые коллеги! В марте в нашем детском саду проходил конкурс на лучшее оформление уголка по патриотическому.

Викторина «Донской край» в подготовительной группеВикторина «Донской край» в подготовительной группе Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи: - закреплять знания детей о Донском крае; - развивать.

Экологическое образование дошкольниковЭкологическое образование дошкольников В этом году я набрала детей трехлетнего возраста, появилась идея, посадить вместе с родителями деревья, и пока дети ходят в садик наблюдать.

Экологическое воспитание. Уголок природыЭкологическое воспитание. Уголок природы Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Донской край — наш уголок вселенной». Экологическое образование дошкольников
Опубликовано: 26 июня 2020 в 12:15
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Донской край — наш уголок вселенной». Экологическое образование дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Русакова (УИ 2357359) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД