Русакова
«Донской край — наш уголок вселенной». Экологическое образование дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В России сложился богатейший, уникальный комплекс традиций диалога Природы и Человека, Природы и Общества. Одной из наиболее характерных особенностей этого диалога является подчёркнуто почтительное, уважительное отношение к земле.
Слово «земля» в русском языке – одно из самых многоязычных. Это наша планета, единственная обитаемая в Солнечной системе, а может быть – и во всей Вселенной. Природные условия земли оказались благоприятными для возникновения и развития жизни. Закономерным и высшим звеном в эволюции земных оболочек стал человек, человеческая мысль. Под влиянием материального и духовного труда Человека лик планеты Земля коренным образом изменился : естественный дополнился искусственным. Эффективным средством воссоединения Общества и Природы, средством совместимости с Природой всех направлений человеческой деятельности является специальное экологическое образование. Смысл этого образования состоит в том, чтобы развить мировоззрение человека, которое непротиворечиво показало бы место человека на Земле.
Публикация «„Донской край — наш уголок вселенной“, Экологическое образование дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Республика, область, край. Список городов
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята-дошколята. Экологические стенды и уголки
- Темочки
Экологизация, охватывая все области современной культуры и образования, предусматривает постановку экологических вопросов в центр всех образовательных программ, как важнейший фактор решения экологических проблем. «Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребё нку простую и убедительную мысль: «люди – часть Природы…» (Ф. Майор). Становление нового культурного мыслительного пространства и называют сегодня экологической культурой.
Экологическая культура – это способ жизнеобеспечения, при котором общество воспитывает потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов.
Важнейшей чертой становления культуры в России является вдумчивое, ответственное отношение к себе, к своему месту в мире. Задача образования на этапе экокультуры – развивать эту уникальность, стремясь почувствовать, воссоздать в себе связь со своей землёй и с историей своего народа, своей культуры. Педагогам надо заново осознать:
- что культура чувств не совпадает с культурой мышления, с объёмом и системой знаний;
- что воспитание – это не запреты (нельзя рвать листья, нельзя мусорить в лесу);
- что воспитывать – это пробуждать способность любить Природу.
Любовь к природе органически входит в чувство любви к Родине. А Родина – это земля, на которой человек родился, которая одаривает его здоровьем, красотой, радостью жизни; земля, которая становится для него источником и целью познания, ареной труда и отдыха. А вот почему начало начал – это жизнь земли, земли-матери, земли-кормилицы.
Переход к земледельческой цивилизации расширил архаическую картину мира представления человека о его собственном положении в нем. Осмысление человеком своего единства с животным и растительным миром с этого времени обрело земную основу.
В русском фольклоре эпитет «Мать сыра земля», как словесный орнамент, отразил всю глубину восприятия образа Земли как живого существа. Она «дрожит», «кричит», «молит», на зиму «замыкается», «пробуждается» весной. Народная традиция настойчиво подчёркивала антропоморфизм земли, её родство с человеком: скалы, кости – её кости, вода – её кровь, травы – её волосы, древесные корни – её жилы.
Дошкольный этап экологического образования – это этап, когда родная природа должна оказаться в центре целостных образований детской личности. Старший дошкольный и младший школьный возраст наиболее благоприятный период для формирования структур сознания, прежде всего рефлексивных. Психолог Н. Н. Вересов уверен, что главная задача воспитателя обеспечить осмысление детьми фактов и явлений окружающего мира.
Обращаясь к опыту народной экологической культуры, важно останавливаться не только на его иллюстрации, но и помогать детям открывать опыт переживаний, отношений, предпочтений, позиций, смыслов. Народная игрушка – глиняная дымковская, городецкая, берестяная – активно и глубоко воспитывает в ребёнке национальные черты эстетического чувства природы. Художественный строй народной игрушки отражает фауну родины (конь, коровушка, бычок, птица, медведь, баран). А сказочно-фантастическое решение образов учит по-новому смотреть на реальность, видеть красоту в повседневности, делая обыденное праздничным.
В процессе экокультурного образования важно сохранить естественные связи ребёнка с традициями народной культуры слова как способами взаимодействия с природой. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нём претворяется творческой силой народного духа мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух, её физические явления, её климат, её поля, горы, долины.
Среди средств культурно-экологического образования старших дошкольников особое место должны занять народные загадки, в народном опыте загадки отображали основы мироздания : космология, флора, фауна, человек, его дом, а не изменяющийся быт. В экокультурной работе важно обратить внимание на народный опыт календарной приуроченности загадок, сообщение их группами, а не по отдельности.
Знаково-символическое содержание системы образов Природы в народных загадках отражает отношение к ней как к неизвестному живому, воспроизводящему, дарующему, как условию и источнику жизни, как условию познания поэзии; доступно ребёнку и актуально для этапа экологической культуры.
Наша региональная стихия – земля-степь: Донская земля, родная Донщина, Донщинка, ковыльная родимая сторонка, край Тихого Дона, Шолоховский край.
Степь – глубоко национальный образ-символ. Исторический образ Родины для русских – это степь и дорога в ней, молчаливые курганы и вороны, печенеги и половцы, татары, «Слово о полку Игореве».
Степь для нас – ландшафт малой Родины – Донщины, на которой мы родились, выросли и живём.