Папки-передвижки

Дошкольное учреждение и основные направления экспериментальной деятельности в условиях модернизации дошкольного образования

Татьяна Коростелева
Дошкольное учреждение и основные направления экспериментальной деятельности в условиях модернизации дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Современное дошкольное образование характеризуется интенсивным развитием инновационных процессов. В условиях модернизации системы Российского образования ориентирами становятся доступность, качество, эффективность, и вместе с этим происходит смена требований к ДОУ:

- удовлетворение потребностей родителей в новых формах обслуживания детей дошкольного возраста;

- предоставление широкого спектра образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- организация своевременной коррекционной помощи детям-дошкольникам;

Публикация «Дошкольное учреждение и основные направления экспериментальной деятельности в условиях модернизации дошкольного образования» размещена в разделах

- обеспечение равных стартовых возможностей детям предшкольного возраста…

Известно, что одной из основных задач образования в рамках модернизации, является формирование научно-исследовательской компетенции педагогов, умение создавать свою систему деятельности, т. е. наступает время эксперимента!

Хочу отметить, что в последнее время экспериментальная деятельность проводится очень активно в ДОУ, т. к. работать в экспериментальном режиме престижно для любого ДУ. Но всегда ли нововведения так необходимы? Иногда, проводимая деятельность превращается в обузу для рядового педагога, не понимающего до конца её цели, предполагающего, что это очередное мероприятие для галочки, которое только мешает спокойно работать. Поэтому, чтобы приступить к эксперименту, руководитель проекта должен учесть способности, потребности, опыт и интеллектуальные ресурсы каждого участника экспериментальной деятельности, изучить внутренние резервы каждого педагога. Ведь ни для кого не секрет, что все люди индивидуальны: один с большим желанием включается в исследовательскую работу, другой строит преграды на пути воплощения задуманного эксперимента, а третьему, все просто безразлично. В зависимости от того, как тот или иной педагог относится к экспериментальной деятельности, его можно отнести к:

- педагог-новатор – отличается авантюрным духом, поглощен нововведениями, извлекает новое из любого общения;

- педагог-реализатор – следует за новатором, являясь его помощником, советчиком, информатором;

- предварительное большинство – осваивают инновации после реализаторов, им требуется более значительное время для внедрения инноваций;

- позднее большинство – скептичны, осваивают инновации в результате оценки собственных потребностей в них, или под давлением социальной среды, когда большинство ясно высказывается в пользу данной инновации;

- колеблющиеся – ориентируются на традиционные ценности, осваивают инновации последними, сомневаются в способностях инициаторов эксперимента, являются тормозом в экспериментальной работе.

Если в ДОУ преобладают такие типы педагогов, как «позднее большинство» и «колеблющиеся», то ни о какой экспериментальной деятельности речь идти не может. Эксперимент будет успешен, т. е. состоится, по всем правилам педагогической науки, только в том случае, если у его участников будет мотив заинтересованного участия, а равнодушие повлечет за собой формализм и искажение результатов исследования. Поэтому руководителю проекта необходимо прежде всего сформировать творческий коллектив единомышленников и только после этого приступать к реализации основных этапов экспериментальной деятельности.

Этапы организации экспериментальной деятельности в ДОУ :

1. Подготовительно-информационный

- изучение проблемы, идеи, предмета эксперимента;

- обсуждение на педсовете целесообразности исследовательской деятельности по данной тематике;

- выявление уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента;

- изучение педагогами-экспериментаторами литературы, публикаций, документов по теме исследования;

- проведение первичного мониторинга, обработка данных.

2. Подготовительно-документальный

- разработка локальных актов, должностных инструкций и инструкций по ТБ и ОТ участников экспериментальной деятельности;

- разработка плана деятельности, внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ;

- создание методического комплекса эксперимента (перспективные планы, методики, рекомендации, дидактические пособия и т. п.);

- разработка критериев оценки эффективности экспериментальной деятельности.

3. Внедренческий

- проведение экспериментальной работы в соответствии с планом;

- проведение поэтапного мониторинга;

- ведение педагогами дневника экспериментальной работы.

4. Обобщающий

- обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами эксперимента;

- составление письменного отчета;

- составление докладов, презентаций к педсоветам, семинарам, конференциям;

- издание методических пособий по теме эксперимента.

5. Распространение экспериментальных разработок на районном, региональном, федеральном уровне.

Результативность экспериментальных программ влияет на повышение статуса образовательного учреждения. Работа ДОУ в экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

Наше МДОУ «Детсад №1 «Золотой ключик» старается шагать в ногу со временем и работает в экспериментальном режиме.

На сегодняшний момент объектами исследования является работа по психолого-педагогическому просвещению родителей и наибольшему охвату детей дошкольным образованием.

Предметом исследования – поиск и апробация оптимальных моделей, форм и приемов работы с родителями и детьми, не посещающими ДОУ.

Ведущим методом – педагогический эксперимент, включающий в себя наблюдения, беседы, опросы, анализ педагогической деятельность воспитателей, мониторинг.

Результатом проделанной работы стало создание Консультативного пункта для родителей и Центра игровой поддержки ребенка.

КП создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям, поддержки всестороннего развития личности ребенка. Основными формами деятельности КП являются организация лекториев, теоретических и практических семинаров, индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей, организация заочного консультирования по письменному обращению или телефонному звонку. КП работает 1 раз в неделю с 15.00 – 16.00 по четвергам.

Главной целью деятельности ЦИПР является развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в ДОУ, а также оказание психологической, медико-социально-педагогической помощи детям не посещающим ДОУ. Основными формами работы являются индивидуальные и групповые игровые сеансы, занятия, психологические тренинги. ЦИПР работает 2 раза в неделю: понедельник – 9.00. 10.00; среда – 9.00 – 10.00; вторник, четверг, пятница – консультационные дни.

В целом, экспериментальная работа позволяет вывести педагогический коллектив на более высокую стадию развития. Повысить авторитет ДОУ среди родителей и коллег, раскрыть творческий потенциал педагогов.

Таким образом, экспериментальная работа является фактором развития образования. Она способствует повышению качества образования, созданию системы образования, направленной на социализацию воспитанников, адаптированных к требованиям современного общества.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Развитие вариативных форм дошкольного образования. Из опыта работы Презентация из опыта работы МДОУ «ЦРР — детский сад №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области»Развитие вариативных форм дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дошкольное учреждение и основные направления экспериментальной деятельности в условиях модернизации дошкольного образования
Опубликовано: 22 октября 2013 в 09:00
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дошкольное учреждение и основные направления экспериментальной деятельности в условиях модернизации дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Коростелева (УИ 127631) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД