Татьяна Коростелева
Дошкольное учреждение и основные направления экспериментальной деятельности в условиях модернизации дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Современное дошкольное образование характеризуется интенсивным развитием инновационных процессов. В условиях модернизации системы Российского образования ориентирами становятся доступность, качество, эффективность, и вместе с этим происходит смена требований к ДОУ:
- удовлетворение потребностей родителей в новых формах обслуживания детей дошкольного возраста;
- предоставление широкого спектра образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- организация своевременной коррекционной помощи детям-дошкольникам;
Публикация «Дошкольное учреждение и основные направления экспериментальной деятельности в условиях модернизации дошкольного образования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- обеспечение равных стартовых возможностей детям предшкольного возраста…
Известно, что одной из основных задач образования в рамках модернизации, является формирование научно-исследовательской компетенции педагогов, умение создавать свою систему деятельности, т. е. наступает время эксперимента!
Хочу отметить, что в последнее время экспериментальная деятельность проводится очень активно в ДОУ, т. к. работать в экспериментальном режиме престижно для любого ДУ. Но всегда ли нововведения так необходимы? Иногда, проводимая деятельность превращается в обузу для рядового педагога, не понимающего до конца её цели, предполагающего, что это очередное мероприятие для галочки, которое только мешает спокойно работать. Поэтому, чтобы приступить к эксперименту, руководитель проекта должен учесть способности, потребности, опыт и интеллектуальные ресурсы каждого участника экспериментальной деятельности, изучить внутренние резервы каждого педагога. Ведь ни для кого не секрет, что все люди индивидуальны: один с большим желанием включается в исследовательскую работу, другой строит преграды на пути воплощения задуманного эксперимента, а третьему, все просто безразлично. В зависимости от того, как тот или иной педагог относится к экспериментальной деятельности, его можно отнести к:
- педагог-новатор – отличается авантюрным духом, поглощен нововведениями, извлекает новое из любого общения;
- педагог-реализатор – следует за новатором, являясь его помощником, советчиком, информатором;
- предварительное большинство – осваивают инновации после реализаторов, им требуется более значительное время для внедрения инноваций;
- позднее большинство – скептичны, осваивают инновации в результате оценки собственных потребностей в них, или под давлением социальной среды, когда большинство ясно высказывается в пользу данной инновации;
- колеблющиеся – ориентируются на традиционные ценности, осваивают инновации последними, сомневаются в способностях инициаторов эксперимента, являются тормозом в экспериментальной работе.
Если в ДОУ преобладают такие типы педагогов, как «позднее большинство» и «колеблющиеся», то ни о какой экспериментальной деятельности речь идти не может. Эксперимент будет успешен, т. е. состоится, по всем правилам педагогической науки, только в том случае, если у его участников будет мотив заинтересованного участия, а равнодушие повлечет за собой формализм и искажение результатов исследования. Поэтому руководителю проекта необходимо прежде всего сформировать творческий коллектив единомышленников и только после этого приступать к реализации основных этапов экспериментальной деятельности.
Этапы организации экспериментальной деятельности в ДОУ :
1. Подготовительно-информационный
- изучение проблемы, идеи, предмета эксперимента;
- обсуждение на педсовете целесообразности исследовательской деятельности по данной тематике;
- выявление уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента;
- изучение педагогами-экспериментаторами литературы, публикаций, документов по теме исследования;
- проведение первичного мониторинга, обработка данных.
2. Подготовительно-документальный
- разработка локальных актов, должностных инструкций и инструкций по ТБ и ОТ участников экспериментальной деятельности;
- разработка плана деятельности, внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ;
- создание методического комплекса эксперимента (перспективные планы, методики, рекомендации, дидактические пособия и т. п.);
- разработка критериев оценки эффективности экспериментальной деятельности.
3. Внедренческий
- проведение экспериментальной работы в соответствии с планом;
- проведение поэтапного мониторинга;
- ведение педагогами дневника экспериментальной работы.
4. Обобщающий
- обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целями и задачами эксперимента;
- составление письменного отчета;
- составление докладов, презентаций к педсоветам, семинарам, конференциям;
- издание методических пособий по теме эксперимента.
5. Распространение экспериментальных разработок на районном, региональном, федеральном уровне.
Результативность экспериментальных программ влияет на повышение статуса образовательного учреждения. Работа ДОУ в экспериментальном режиме обуславливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.
Наше МДОУ «Детсад №1 «Золотой ключик» старается шагать в ногу со временем и работает в экспериментальном режиме.
На сегодняшний момент объектами исследования является работа по психолого-педагогическому просвещению родителей и наибольшему охвату детей дошкольным образованием.
Предметом исследования – поиск и апробация оптимальных моделей, форм и приемов работы с родителями и детьми, не посещающими ДОУ.
Ведущим методом – педагогический эксперимент, включающий в себя наблюдения, беседы, опросы, анализ педагогической деятельность воспитателей, мониторинг.
Результатом проделанной работы стало создание Консультативного пункта для родителей и Центра игровой поддержки ребенка.
КП создан в целях обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям, поддержки всестороннего развития личности ребенка. Основными формами деятельности КП являются организация лекториев, теоретических и практических семинаров, индивидуальных и групповых консультаций по запросу родителей, организация заочного консультирования по письменному обращению или телефонному звонку. КП работает 1 раз в неделю с 15.00 – 16.00 по четвергам.
Главной целью деятельности ЦИПР является развитие детей раннего возраста на основе использования в практике воспитания современных игровых технологий и адаптация ребенка к поступлению в ДОУ, а также оказание психологической, медико-социально-педагогической помощи детям не посещающим ДОУ. Основными формами работы являются индивидуальные и групповые игровые сеансы, занятия, психологические тренинги. ЦИПР работает 2 раза в неделю: понедельник – 9.00. 10.00; среда – 9.00 – 10.00; вторник, четверг, пятница – консультационные дни.
В целом, экспериментальная работа позволяет вывести педагогический коллектив на более высокую стадию развития. Повысить авторитет ДОУ среди родителей и коллег, раскрыть творческий потенциал педагогов.
Таким образом, экспериментальная работа является фактором развития образования. Она способствует повышению качества образования, созданию системы образования, направленной на социализацию воспитанников, адаптированных к требованиям современного общества.