Досуговая деятельность как форма профилактики асоциального поведения

Анастасия Куликова
Досуговая деятельность как форма профилактики асоциального поведения

Асоциальное поведение несовершеннолетних по-прежнему остается одной из важных проблем психологии образования. В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально значимыми задачами для семейного, школьного и общественного воспитания являются сдерживание роста девиации, повышение эффективности превентивных мер. Важным направлением работы педагогов современной школы становится социализация подрастающего поколения, создание условий для развития личностной, социальной, правовой культуры обучающихся. [/i]

Главными причинами асоциального поведения среди подрастающего поколения является низкий уровень культуры, включающий культуру личных и семейных отношений. Современные средства массовой информации распространяют в большей степени идеи и ценности, противоречащие установкам нравственного формирования личности, что так же является фактором возникновения асоциального поведения среди подрастающего поколения. Я считаю, что педагог обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области профилактики, поскольку независимо от специализации и места работы он участвует в формировании личности и социализации несовершеннолетнего.

Преодоление асоциального поведения подростков требует широкого использования системы взаимодополняющих профилактических мер социально- экономического, правового, организационного, психологического и иного характера, среди которых значительное место занимает культурно-досуговая деятельность. Благодаря культурно-досуговой сфере мы имеем возможность создавать условия для формирования позитивной мотивации несовершеннолетних в развитии, учебе и социально-бытовых навыках. Культурно-досуговая деятельность способствует повышению познавательного интереса подрастающего поколения, формирует духовно-нравственное развитие личности.

Особенность культурно-досуговой деятельности заключается в том, что она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей – социальной и культурно – досуговой. Ключевым критерием при организации культурно-досуговой деятельности является учет психолого-педагогических факторов. Анализ психологии личности, групп и коллектива позволяет выбрать содержание и направление деятельности. Деятельность несовершеннолетних основывается на добровольности, личной инициативе и интересу к общению и творчеству. Оптимальное воздействие вырабатывается лишь после соответствующей подготовки на основе выбора специальных форм работы с детьми, что повышает эффективность профилактики.

Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая добровольность и личную инициативу в условиях досуга, задача педагога заключается в организации таких мероприятий, в которых заложены саморазвитие и творчество. Это является главным критерием отличия культурно-досугового направления от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность, где развитие и обогащение личности носят не столь добровольный характер.

На базе Большелогского центра помощи детям функционируют кружки дополнительного образования: «Компьютерные игры», «Экология на каждый день», «Театр малых форм», «Флористика», вокальный кружок «Росинка» и лекторий «Дорога к праву». Один раз в неделю, в наше учреждение приезжают сотрудники ОАО «РЖД» для проведения кружка «Юный железнодорожник». Все руководители объединений стараются разработать и реализовать эффективную программу для работы с воспитанниками. Я считаю, что именно активная реализация программ дополнительного образования:

• создает условия для духовно-нравственного развития личности каждого воспитанника;

• способствует выявлению и развитию у воспитанников способностей, практических навыков и умений самоорганизации собственной деятельности;

• обеспечивает соответствие поведения требованиям конкретного социального окружения и собственной системы ценностей;

• способствует усвоению определенных норм, ценностей, установок и ролей;

• способствует профессиональному самоопределению;

формирует организационные, образовательные задачи, способствующие как развитию личности воспитанника, так и его успешной социализации в обществе.

Разнообразие форм и методов работы объединений позволяют педагогам проектировать индивидуальный подход работы с воспитанниками. Важно включать в работу все формы деятельности, как активную (ролевые игры, практические занятия, праздничные программы, тематические мероприятия, тимбилдинг и т. д., так и познавательную (исследования, дискуссии, интеллектуальные марафоны и т. д.). Изучение и внедрение различных форм и методов работы с воспитанниками является одним из главных показателей эффективности деятельности педагога. Так как именно участие детей во всех сферах и направлениях деятельности, позволяет раскрыть и проанализировать интеллектуальный и творческий потенциал воспитанников.

Итак, мероприятия культурно-досугового направления призваны способствовать гармоничному развитию личности, организации активного познавательного отдыха, пропаганде идей здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Таким образом, система форм и методов организации профилактических мероприятий культурно-досугового направления весьма разнообразна. Она постоянно видоизменяется и пополняется, поэтому требует от педагога изучения научной и методической литературы, работы с веб-ресурсами, интерактивности, а так же изучения и внедрения инновационных методов, для качественной и эффективной реализации культурно-досугового направления работы с детьми.

Публикации по теме:

Досуговая деятельность дошкольников в каникулярные дни Досуговая деятельность дошкольников в каникулярные дни.. Без достаточного отдыха человек быстро истощает силы и оказывается неспособным.

Досуговая деятельность как средство профилактики асоциального поведения На современном этапе сформировались основные подходы технологических основ социально-культурной деятельности, которые позволяют эффективно.

Досуговая деятельность для детей 5–7 лет по конструированию из бумаги «Весёлые гусенички»Досуговая деятельность для детей 5–7 лет по конструированию из бумаги «Весёлые гусенички» Цель : формирование умения конструирования из бумаги, учить делать несложные поделки из бумаги Задачи : 1образовательные : упражнять детей.

Досуговая деятельность для детей 5–7 лет по конструированию из бумаги «Забавные котята»Досуговая деятельность для детей 5–7 лет по конструированию из бумаги «Забавные котята» Эвелина ЩелкуноваДосуговая деятельность для детей 5–7 лет по конструированию из бумаги «Забавные котята»Цель: формирование умения конструирования.

Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего.

Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья как условие эффективного социально – личностного развития[/b].

Досуговая трудовая деятельность старших дошкольников Бабенко Оксана Владимировна, Воспитатель высшей категории МДОУ детский сад № 46, г. Комсомольск-на-Амуре Досуговая трудовая деятельность.

Инклюзивная досуговая деятельность «Кошки — наши друзья» Инклюзивная досуговая деятельность для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности и разновозрастной группы детей с УО.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Досуговая деятельность как форма профилактики асоциального поведения
Опубликовано: 23 июля 2019 в 12:19
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 февраля. Всемирный день защиты морских млекопитающих

Киты — самые большие животные на планете. Длина тела взрослого синего кита равняется длине баскетбольной площадки, а вес соответствует весу пяти железнодорожных вагонов. И даже эти гиганты нуждаются в...

18 февраля. День сказки «Репка» на МААМ

У сказки «Репка» – счастливая судьба. Это произведение устного народного творчества не исчезло в пучине неумолимого времени, а было записано великим исследователем и коллекционером славянского фольклора...

Сценарий общешкольной акции памяти погибших в годы Великой Отечественной войны «Зажги...
Место проведения: площадь у ДК Время проведения: 8 мая 20___, 20. 00 С 18. 00 часов звучит музыка на темы Великой Отечественной войны. Цель мероприятия :...
Игровой математический материал по народной кукле Масленица
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию игровой математический материал, который можно использовать при знакомстве детей с народной тряпичной куклой...
Сценарий утренника на 23 февраля «День защитников Отечества» (старшая группа)
Цель: расширять знания о защитниках нашей Родины, вызвать желание служить в армии. Задачи: - Привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой...