Получи документы

Культурно-досуговая деятельность в детском саду

Елена Серых
Культурно-досуговая деятельность в детском саду

Культурные потребности личности – собственно человеческое начало в человеке, средоточие национальных ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности. При формировании культуры дошкольника рождаются и развиваются такие важные качества личности, как воображение и основанное на нем художественно-эстетическое творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность активно действовать в мире.

Публикация «Культурно-досуговая деятельность в детском саду» размещена в разделах

Деятельность обостряет чувствительность, развивает интеллект, вскрывает возможности дополнительной реализации потенциальных возможностей личности. С другой стороны, преобразовательной деятельности соответствуют познавательные потребности: ценностно-ориентировочной деятельности – ценностно-ориентировочные потребности, коммуникативной деятельности – коммуникативные и т. д., но все они являются составляющими культурных потребностей.

Усложнение социальных связей открывает для дошкольника подлинное содержание феномена свободы как ключевого понятия для характеристики социальной сферы бытия человека. Зависимость от действий взрослых и поиск возможностей для личного самоутверждения являются стартовой площадкой для гораздо более сложного процесса – самоопределения в кругу сверстников. Открытие своего Я совершается именно в социокультурной сфере, а складывающиеся стереотипы поведения в разных ситуациях начинают формировать ядро личности – культурные потребности и культуру ребенка.

Культурно-досуговая деятельность дает детям возможность овладевать всем многообразием национальной и мировой культуры, театрального искусства, народного фольклора, песенного искусства, живописи, лепки, аппликации и т. д., а также определенной частью образовательных программ. Культурно-досуговая деятельность отвечает социальным и индивидуальным культурным потребностям дошкольников и наиболее активно способствует формированию духовности, высокой культуры нравственности и воспитанности.

Все вышесказанное подтверждается тем, что только один вид культурно-досуговой деятельности – подготовка, организация и проведение праздника – практически влияет на формирование многих видов культурных потребностей детей через синтез искусств. При организации праздника используемые виды искусства воздействуют на развитие детей и их вхождение в культуру сразу целым комплексом средств, составляющих и элементов. Так, праздник чаще всего включает: пение; музыкально-ритмические движения; инсценирование стихов, сказок и песен; постановка пьес и т. д. ; оформление зала и группы, изготовление элементов костюмов, декораций и пр. В ходе подготовки, организации и проведения праздника у детей закрепляются культурные потребности : коммуникативные, физические, игровые, познавательные, нравственные, трудовые.

Известно, что огромное влияние на подрастающее поколение оказывает сфера досуга, так как в ней средствами культурно-досуговой деятельности удовлетворяются потребности в познании окружающего мира, самовыражении и самоутверждении. Неорганизованный, стихийный досуг детей и подростков, а иногда и организованный, но в асоциальных целях часто становится источником отрицательной реакции на неудовлетворенность культурных потребностей, причиной противозаконной деятельности детской компании, импульсом к развитию вредных привычек, нездорового образа жизни. Организованный же в социально значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущей личности, формирования активной и созидательной по отношению к окружающему миру позиции, средством удовлетворения детских разносторонних потребностей.

Мы основываемся на том положении, что именно в детстве закладываются культурные потребности, способствующие формированию основ культуры ребенка, которые выступают в качестве интегрального качества личности, и воспитываются не только в процессе обогащения его личного опыта в «зоне ближайшего развития», но и через средства культурно-досуговой деятельности, где детская игра выступает ведущим компонентом воспитания детей.

Именно в ходе культурно-досуговой деятельности удовлетворяется в большей части детская потребность в общении. Через общение ребенок вступает в отношения с явлениями окружающего мира, со сверстниками, получает информацию, ее перерабатывает и использует в своей деятельности. В процессе этого воспитываются любознательность, человеколюбие, сострадание, доброжелательность и другие нравственные волевые качества, а также осваивает язык и развитие культуры речи. Все это показывает необходимость формирования коммуникативного компонента культуры дошкольника.

Концепция дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь дошкольнику сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. С позиций гуманистической образовательной парадигмы человек не воспитывается по частям, а развивается как система, и она отражается в его культурных потребностях и универсальных сущностных силах. Потребности ребенка формируются исторически в процессе антропогенеза, в ходе его культурно-деятельностного онтогенеза. Эти потребности охватывают нужды детей в том, без чего невозможен человеческий образ жизни.

Организация продуктивной культурно-досуговой деятельности, использование свободного времени тесно связаны с общей культурой, образованием и мастерством педагога, эстетическими наклонностями родителей. Проникновение культуры в дошкольное образование предполагает такую организацию воспитательно-образовательного процесса, который направлен на создание условий эмоционального комфорта и удовлетворение культурных потребностей детей; развитие их духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей, что в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка.

Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом. В условиях, как дошкольного образовательного учреждения, так и семьи составляющими культурно-досуговой деятельности являются игровая, коммуникативная, познавательная (познание окружающего мира и разных видов искусств, художественно-творческая, включая исполнительскую.

Вместе с тем сохраняются негативные явления, характеризующиеся тем, что

• ведущими тенденциями системы дошкольного образования продолжают оставаться те, которые обеспечивают частичные изменения форм и методов организации образовательной и социокультурной деятельности детей, взаимодействия семьи и работников разных видов дошкольных образовательных учреждений;

• не в полной мере отработан механизм передачи ценностей духовной культуры ребенку в системе дошкольного образования;

• не разработаны в теоретическом и практическом плане пути преодоления имеющихся противоречий между «врастанием» ребенка в культуру и отсутствием системы мер по воспитанию целостности личности ребенка дошкольного возраста;

• наблюдаемая сегодня в обществе тенденция к деградации духовной жизни и культурной среды, не уравновешивается позитивными процессами и усилиями, направленными на оптимизацию социально-культурной жизни общества, влияющего на улучшение условий существования и качества жизнедеятельности детей.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность направлена на удовлетворение личностных потребностей и интересов в сфере досуга; на всестороннее развитие личности ребенка, являющееся целью культурно-досуговой деятельности.

Библиографический список

1. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.

2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства : Развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М. : МПСИ; Воронеж: 2000.

3. Божович Л. И. Личность в дошкольном возрасте. М. : Просвещение, 2000.

4. Ветлугина H.A. Общие проблемы эстетического воспитания и развития ребенка / Основы дошкольной педагогики / Под ред. A.B. Запорожца и Т. А. Марковой. М., 2003.

5. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб. : «Детство-Пресс», 2000.

6. Зацепина М. Б. Методические рекомендации для воспитателей детсадов детей 4-7 лет по организации и проведению вечеров развлечений. М. :, 2000.

7. Зацепина М. Б. Досуг и творчество // Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет «Красота. Радость. Творчество». М. : Пед. общество России, 2000.

8. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность : Программа воспитания, обучения и развития в детском саду //Дошкольное воспитание. 2003, № 12.

9. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М. : Изд. центр «Академия», 2008.

10. Крылова Н. В. Ребенок в пространстве культуры. М., 2004.

Публикации по теме:

Досуговая деятельность как средство профилактики асоциального поведения На современном этапе сформировались основные подходы технологических основ социально-культурной деятельности, которые позволяют эффективно.

Досуговая деятельность для детей 5–7 лет по конструированию из бумаги «Весёлые гусенички»Досуговая деятельность для детей 5–7 лет по конструированию из бумаги «Весёлые гусенички» Цель : формирование умения конструирования из бумаги, учить делать несложные поделки из бумаги Задачи : 1образовательные : упражнять детей.

Досуговая деятельность для детей 5–7 лет по конструированию из бумаги «Забавные котята»Досуговая деятельность для детей 5–7 лет по конструированию из бумаги «Забавные котята» Эвелина ЩелкуноваДосуговая деятельность для детей 5–7 лет по конструированию из бумаги «Забавные котята»Цель: формирование умения конструирования.

Досуговая деятельность дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего.

Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья как условие эффективного социально – личностного развития[/b].

Досуговая трудовая деятельность старших дошкольников Бабенко Оксана Владимировна, Воспитатель высшей категории МДОУ детский сад № 46, г. Комсомольск-на-Амуре Досуговая трудовая деятельность.

Инклюзивная досуговая деятельность «Кошки — наши друзья» Инклюзивная досуговая деятельность для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности и разновозрастной группы детей с УО.

Культурно-досуговая деятельность в подготовительной группе на экологическую тему «В гости к пчелке» Культурно-досуговая деятельность в подготовительной группе на экологическую тему «В гости к пчелке» Цель: Программное содержание: расширять.

Музыкально — досуговая деятельность в подготовительной к школе группе «Музыкальные соревнования» Цель: создание положительной атмосферы и хорошего настроения. Задачи:воспитание у детей доброжелательности, вежливости; уважения к сверстникам;.

Обобщение опыта «Культурно-досуговая деятельность как средство формирования музыкально-творческих способностей у детей» Обобщение опыта: «Культурно-досуговая деятельностьть как средство формирования муз. -творческих способностей у детей дв» Актуальность опыта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Культурно-досуговая деятельность в детском саду
Опубликовано: 4 мая 2019 в 20:22
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД