МААМ-картинки

Духовно–нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования народного творчества

Татьяна ВладимировнаТретьякова
Духовно–нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования народного творчества

«Духовно– нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования народного творчества».

(опыт работы)

Автор: Третьякова Татьяна Владимировна воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №403»

Публикация «Духовно–нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования народного творчества» размещена в разделах

Цель: воспитание духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов Родины

Задачи:

1. Привитие детям чувства любви к своей Родине и Краю, на основе приобщения к культуре и традициям.

2. Воспитание патриотизма, уважение к прошлому России через приобщение детей к народному творчеству : народное слово, художественная и музыкальная деятельность.

Актуальность:

В наше время, когда мир стремительно изменяется, а духовные ценности теряют свою актуальность, и в наше сознание проникает «инородная» культура, стираются понятия «хорошо» и «плохо» начинает происходить подмена человеческих качеств: доброты, терпимости, сопереживания. Наша задача вместить все эти понятия в маленького человека с несформировавшейся психикой, нужно донести до него что такое «нравственность», «духовность», «патриотизм». Сформировать у него основные жизненные и человеческие понятия: добро, зло, уважение старших, забота о слабых и т. д. Нужно воспитать личность, будущего защитника, патриота своей Родины. Это то, что,тревожит нас сейчас, всех тех, кто может повлиять на формирование личности ребенка, что бы заложить фундамент, на базе которого он сможет в дальнейшем возводить свой «храм» души, состоящей из таких кирпичиков, как «нравственность, духовность и патриотизм».

Что нужно сделать и как, в нашей современной жизни, как воспитать патриотизм и любовь к Отечеству, как научить испытывать гордость за свою Родину?

Ответить на эти вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные, когда-то, ценности.

Воспитание гражданина, знающего и любящего свою Родину, может быть решено через глубокие познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Дошкольное детство – это важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы, формируются представления детей об окружающем мире, обществе, в котором он живёт и культуре. Этот возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма, которое формируется через привитие любви к Родине, к родному городу, к семье, к культуре своего народа.

Получается, что одной из важнейших задач, стоящих перед обществом и всеми нами, в настоящее время, является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое нужно осуществлять усваивая культурно - исторический опыт своего народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, как обращение к народным традициям, народному творчеству, устному и песенному, т. к., ребенок, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык, и происходи наилучшее проникновение в его сознание.

Задачи духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников :

1. Воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;

2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

3. Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

4. Расширение представлений о России;

5. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

6. Развитие чувства ответственности и гордости за за свою страну;

7. Формирование толерантности и уважения к другим народам, их традициям.

8. Знакомство с историей народных промыслов декоративно — прикладного искусства;

Понимание чувства Родины у дошкольников связано с представлениями о том, что им близко и дорого. Это начинается у ребенка с отношения к семье и самым близким людям – к матери, отцу, бабушкам, дедушкам. Это всё, что связывает его с родным домом и окружением.

Нам необходимо формировать представления о том, что Россия – многонациональная страна с разными, равноправными культурами. Тем самым у детей формируются основы гражданско-патриотических чувств : любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к Родине. Нужно донести до ребенка, что у каждого народа своё культурное наследие и оно передаётся от поколения к поколению. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без познания духовного богатства своего народа, освоения культуры этого народа.

Приобщать детей к культуре своего народа необходимо, потому что обращение к нашему наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.

Ребенок впитывает культуру своего народа через :

народный фольклор (потешки, пословицы, сказки,

народные песни, музыкальные инструменты,

умение узнавать народный русский костюм, знание народных игр и игрушек,

знание народного декоративного искусства,

знание народных примет

знание быта и труда русских людей,

знание народных праздников, обычаев.

В этом случае народное искусство оставит в душе ребенка след и вызовет интерес к русской культуре.

Ведь русский фольклор – это кладезь народной мудрости. Его силу чувствует каждый, кто, когда-либо, соприкасается с народным творчеством. Фольклор духовно обогатит среду, в которой находится ребенок, заложит предпосылки хороших человеческих качеств. Произведения русского фольклора оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, дают представления об окружающем мире. Особое значение для формирования духовно - нравственных и патриотических чувств у детей имеют фольклорные произведения.

В работе с детьми мы используется : прибаутки, небылицы, скороговорки, колыбельные, игровые и плясовые песни, загадки, игры, хороводы с напевами, театрализованные представления и праздники.

Знакомство с народным творчеством нужно начинать с младшей группы и продолжать на протяжении всего периода нахождения ребёнка в дошкольном учреждении.

В своей работе с детьми используем :

a) колыбельные песни – они используются при режимных моментах (подготовка ко сну, в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях;

b) потешки - их можно использовать во всех режимных процессах и во всех возрастных группах, но чаще в младшем возрасте;

c) сказки - они воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность;

d) загадки - используются всегда и везде, в любо виде деятельности, чаще, конечно же, в образовательной деятельности.

e) пословицы и поговорки -оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. ;

f) считалки - это выдуманные маленькие истории для детей как способ осуществления справедливости. Как бы судьба, а не чей либо авторитет распоряжается распределением ролей.

g) скороговорки - веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

h) русские народные песни - обладают художественно-воспитательной ценностью : развивают художественный вкус ребенка и обогащает речь народными выражениями.

Изучая культурные традиции своего народа, ребенок получает огромные знания, накопленный веками, а ещё раскрывает личностные особенности; погружаясь в творческий процесс, старается показать все лучшее, что у него есть.

Приобщение детей к народной культуре носит обязательно живой, неформальный характер. Учитывая это, вся работа с детьми проводится в форме бесед, различных игр, сказочных путешествий, театрализованных представлений.

Формы работы с детьми:

-Совместная - творческая деятельность взрослого и ребенка.

-Творческая деятельность педагога с подгруппой детей.

-Фронтальная: проведение праздников и развлечений.

-Компоненты для приобщения детей к народной культуре :

Работа с родителями.

Моя работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей моих детей. С ними систематически проводим беседы, консультации на темы: «Устное народное творчество как средство развития речи детей», В уголок для родителей помещала статьи: «Что за прелесть эти сказки», «Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества» «Традиционные и обрядовые праздники», «Народные сказки».

Создание предметно - развивающей среды.

В группе мы оборудовали уголок «русской избы», где разместили предметы, наиболее часто упоминают в русских сказках: лапти, прялку, самовар, домотканые половики –предметы, которые пробуждают интерес у ребенка, воспитывающие в нем любознательность. Это помогает детям почувствовать, что они – часть великого народа.

Мы не создавали мини-музей, а попытались дать возможность, введения детей в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены предметы, имитирующие реальные.

В группе создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Отведено место для театрализованной деятельности. Появился уголок ряженья с элементами костюмов, шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок; кукольный, настольный, теневой и пальчиковый театры.

В развивающей среде группы - куклы в русских костюмах, народные игрушки : матрёшки, барышни, свистульки, подвижные игрушки-забавы.

В уголке изодеятельности представлены альбомы декоративно–прикладного искусства, дидактические игры по дымковской, городецкой, хохломской росписи.

Русские народные музыкальные инструменты находятся в свободном доступе детей и используются ими для самостоятельной, театрализованной деятельности, а так же для сюжетно-ролевых игр.

Фольклор

Использование народного фольклора во всех его проявлениях (сказки, пословицы, поговорки, загадки, песенки, частушки, хороводы и т. д.). Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Народные традиции.

Приобщение детей к культуре своего народа через знакомство с народными традициями.

Народные игры.

Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю. Они дошли до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Особенность народных игр в том, что они, имеют нравственную основу, обучают развивающуюся личность гармонизации.

Народные праздники и традиции.

Раскрывать личность в ребенке возможно через включение его в культуру своего народа. А это не только знание культуры, а проживание в традициях. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. В нашем детском саду уже стало традицией отмечать следующие праздники:

«Сбор урожая»-проводятся эстафеты по сбору «урожая», исполняются песни, стихи.

Проводы зимы – «Масленица к нам пришла» проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами, угощением детей блинами и сжиганием Масленицы.

Пасхи -проходит с изготовлением атрибутов для пасхи, росписью яиц и народными играми.

Дети участвуют в конкурсах направленных на развитие духовно– нравственного и патриотического воспитания.

Таким образом, такая углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуре имеет положительные результаты:

детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;

-обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;

детей формируются представления о морально-нравственных ценностях : доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;

детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;

-воспитываются патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно–нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования народного творчества
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 12:19
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД