Светлана Чердынцева
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через образ матери в художественных произведениях искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 1 «Дружные ребята» г. Поронайска
(МБДОУ №1 «Дружные ребята» г. Поронайска)
Методическая разработка
«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через образ матери в художественных произведениях искусства»
Выполнила: Чердынцева Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования
МБДОУ д/с №1 «Дружные ребята»
2
СОДЕРЖАНИЕ:
Публикация «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через образ матери в художественных произведениях искусства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Аннотация ___ 3
Введение ___ 4
Основная часть ___ 7
Ход занятия___10
Заключение ___14
Список используемых источников___ 15
Приложение 1___16
3
Аннотация.
Методическая разработка: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через образ матери в художественных произведениях искусства» направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания, уважения и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения, через показ репродукций великих художников, произведений древнерусской живописи иконописи. В работе представлены актуальность темы, вступительное слово, конспект занятия, приложение, презентация. Данная методическая разработка предназначена для педагогов ДОУ, проведения занятий по ИЗО старшего дошкольного возраста.
Новизна:
1. Интеграция методических форм и приёмов.
2. Интеграция видов непосредственно образовательной деятельности.
3. Использование информационно-коммуникативных технологий.
4. Привлечение специалистов, родителей при подготовке занятия.
5. Использование здоровьесберегающих технологий.
4
Введение.
«Мы не должны забывать о своем
культурном прошлом, о памятниках,
литературе, языке, живописи …
Национальные отличия сохраняются
и в ХХI веке, если будем озабоченны
воспитанием душ, а не только
передачей знаний …»
Д. Лихачев
Знакомые каждому человеку дорогие слова: Россия, Родина, родной край, в последнее время стали уходить на второй план. Мы всерьёз стали задумываться, какими вырастут нынешние дошколята. Не получим ли мы в лице современных дошкольников поколение без нравственных ценностей? Воспитание чувств ребёнка является важной педагогической задачей. То, какие духовно-нравственные качества у него разовьются, зависит от родителей, педагогов, окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Одной из приоритетных задач нашего государства и общества является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Человека характеризует, прежде всего, его культура, которая включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, творческую активность.
Дошкольный возраст – благоприятный период в становлении морального облика человека. Это стартовый период всех высоких человеческих начал. В
дошкольные годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Сохранить человеческое в наших детях, заложить духовно-нравственные начала, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их общению, умению жить среди людей – это и есть главные идеи воспитания духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста.
Большую роль в создании условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности играет искусство. Влияние искусства на развитие личности очень велико. Искусство включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды и составляет содержание образования, используется в различных видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества. Ребёнок предрасположен к восприятию прекрасного, и способен тонко чувствовать живопись. В нашей стране в данное время огромен интерес к древнерусской живописи, а так же, не менее огромны трудности её восприятия для тех, кто обращается к ней сегодня. Обращение к проблеме духовного возрождения России, особенно актуально, т. к. общество и государство сильно нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Духовное, нравственное возрождение невозможно осуществить без усвоения культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками, передаваемого из поколения в поколения. Известные педагоги Т. С. Комарова, Е. С. Казакова, Н. П. Сакулина, В. А. Флёрина и др. считают, что исследование направленные на изучение специфики диалога «ребёнок-искусство» - актуально, поскольку именно через него происходит перевод концентрированного духовно-нравственного опыта поколений в эмоционально-поведенческий опыт каждого ребёнка. На сегодняшний день, в
5
большинстве детских учреждениях в основном формальный подход к введению ребёнка в искусство : проводятся занятия с усвоением основ художественной грамоты. Воспитательные возможности и нравственно-эстетические ценности искусства в практике ДОУ не принимаются во внимание в полной мере. Многообразие средств изображения произведений искусства и богатство содержания обладают большой воспитательной силой. Они сильно воздействуют на чувства детей и возбуждают их творческое воображение, способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности. Ребёнок выражает своё отношение к миру через детское художественное творчество. Эстетическое образование предполагает знакомство с разными видами искусства, накопление эстетических впечатлений и образов, пробуждение интереса к произведениям искусства. Занятия познавательного цикла, знакомящие дошкольников с событиями, праздниками, традициями народов Руси, вызывают необходимость знакомства с произведениями древнерусской живописи иконописи, с пониманием художественной ценности, развитием интереса к ней, как произведению далёких наших предков, воспитанием чувства гордости, уважения к народу, русской культуре.
Методическое обоснование темы: Основные задачи воспитания – формирование духовно-нравственного чувства и отношения сопричастности к культурному наследию, с учётом принципов приоритетности, которые состоят в приобщении ребёнка к национальному культурному наследию, образцам высокохудожественных произведений, национально-культурным традициям, произведениям композиторов, писателей, поэтов, художников. Обращение к данной теме играет важную роль в духовно-нравственном развитии каждого ребёнка. Часто известные художники в разные времена воспевали образ матери, её красоту и благородство, чистоту и доброту в своих произведениях. Древнерусские художники изображали образ матери на иконах, к которым люди обращались с просьбами, молитвами (образ матери называют Мадонной, Божьей Матерью). Образ матери близок каждому из нас. Мама – хранительница дома, семейного очага, теплом своего сердца она поддерживает всех близких и объединяет своей заботой всех родных. Мама – первое слово, которое произносит ребёнок. Имя матери бесценно. Ей дано великое предназначение на Земле. Она несёт в мир жизнь, любовь, заботу, нежность и терпимость, растит детей, воспитывает их, создаёт семейное счастье и уют.
Направленность: Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через приобщение к искусству.
Основная часть.
Работа по данной теме опиралась на знания и представления, имеющиеся у детей. В кабинете изостудии и группах имеется иллюстрированный материал познавательного характера о древнерусской культуре, эпохе возрождения соответственно возрасту. В процессе занятия были созданы условия для духовно-нравственного развития личности ребёнка. Использовались следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный – рассматривание копий репродукций художников, икон, просмотр презентации.
Словесный метод – чтение литературных произведений, комментарии и рассказ воспитателя, ответы на вопросы педагога.
Практический метод – организация продуктивной деятельности детей, оформление выставки детских рисунков в фойе ДОУ.
Образовательные области :
- художественно-эстетическое развитие (доминирующая)
- познавательное,
-социально-коммуникативное;
6
- речевое;
-физическое развитие.
Виды деятельности: продуктивная, чтение художественной литературы,
коммуникативная, игровая, двигательная.
Форма работы: подгрупповая.
Форма занятия: интегрированное.
Цель занятия – воспитывать духовно-нравственные качества, чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства (иконопись, живопись).
Задачи.
1. Формировать представления об образе матери через произведения искусства.
2. Продолжать учить рисовать женский портрет, инициировать самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств, для
передачи особенностей внешнего вида, характера, настроения конкретного человека. Знакомить с видами и жанрами изобразительного искусства.
3. Развивать чувство цвета и композиции, эстетическое восприятие.
4. Воспитывать духовно-нравственные качества, чувство любви и уважения к матери.
5. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, уважению.
Предварительная работа. Познавательное музыкальное занятие «Образ матери в искусстве». Беседа о древнерусской живописи, культуре, традициях, знакомство с эпохой возрождения. Продолжаем знакомить ребят с жанром в изобразительном искусстве – портрет. Беседа по ознакомлению детей с искусством «О чём рассказывает портрет», «Настроение, колорит в портрете». Рисование простым карандашом портретов. Рассматривание
фотографий, икон и образов принесённых из дома. Чтение стихов о маме, рассказа Н. Носова «Самая красивая».
Здоровьесберегающие технологии: м/п игра (координация речи с движением); пальчиковая гимнастика (массаж для пальцев рук); развитие
мелкой моторики рук; достаточный уровень освещения; телевизор и учебная доска находятся на расстоянии 2м., на уровне глаз; время просмотра слайдов 10-15 минут; столы и стулья соответствуют возрастным особенностям детей;
во время занятия педагог следит за осанкой детей.
Программное обеспечение: компьютерная презентация, программы по ИЗО И. А. Лыкова, Т. С. Комарова, музыкальное сопровождение.
Педагогическая целенаправленность заключается в развитии у детей нравственных качеств, которые помогут им сформировать моральное сознание, любить жизнь, развивать систему духовно-эстетических ценностей.
Ожидаемый результат. Дети знают и называют название икон, репродукции художников, о празднике «День матери». Дети проявляют интерес к основам
древнерусской живописи. Знают, что такое портрет и его составные части. Умеют самостоятельно выбирать средства для создания образов.
Подведение итогов. Краткая беседа о содержании занятия. Художественное творчество детей (продуктивная деятельность). Оформление выставки детских рисунков «Милой мамочки портрет» в холле ДОУ. По данной теме
оформлен проект «Мамочка любимая». Экспозиция выставки в городском Музее. Публикация в СМИ.
Материалы и оборудование : TV, ноутбук для просмотра презентации (слайдов, аудио-магнитофон, небольшая икона Богоматерь Владимирская; наглядно демонстрационный материал репродукций великих художников Леонардо да Винчи «Мадонна Лита»,
7
К. Петров-Водкин «Мать», «Петроградская мадонна»; М. Васнецов «Богоматерь с младенцем»; музыкальное произведение Ф. Шуберта «Аве Мария»; альбомные листы А-4, кисти, акварель, масляная пастель, цветные карандаши, баночки с водой, салфетки, палитры.
Ход занятия.
Звучит музыкальное произведение Ф. Шуберта «Аве Мария». Дети под музыку заходят в кабинет изобразительного искусства и рассаживаются на свои места.
Воспитатель. Наше занятие называется «Образ матери в произведениях искусства».
Читает стихотворение «Простое слово» : На свете добрых слов живёт не мало,
Но всех добрее и важней – одно:
Из двух слогов простое слово «мама»,
И нету слов роднее, чем оно!
Ребята, мы скоро будем отмечать праздник «День матери». Мама – первое слово, которое произносит ребёнок. Оно понятно всем людям на Земле. Мама, мать, хранительница дома, семейного очага, теплом своего сердца она поддерживает всех близких и объединяет своей заботой всех родных. Имя матери бесценно. Ей дано великое предназначение на Земле. Она несёт в мир жизнь, заботу, любовь, нежность и терпимость, растит детей, воспитывает их, создаёт семейное счастье и уют. Образ Матери является первой святыней, которую открывает для себя каждый из нас. Многие поэты, музыканты,
художники в разные времена воспевали красоту, и благородство Матери, её чистоту и доброту, и посвящали ей свои произведения.
Воспитатель. Ребята, когда вы заходили в кабинет, звучало музыкальное произведение Ф. Шуберта «Аве Мария». Эта песня – молитва, обращённая к Божьей Матери деве Марии. Так же образ матери издавна художники
изображали на иконах, к которым люди обращались с просьбами, молитвами. Образ матери с младенцем называют Мадонной, Божьей Матерью. Сейчас
давайте посмотрим слайды. На них изображены иконы, репродукции знаменитых художников.
Слайд №2. рис. 1. Икона Богоматери Владимирской (Приложение 1) - небесной заступницы Москвы. Эта икона особенно близка сердцу русского человека. Младенец нежно прижимается лицом к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к матери, они словно ищут у неё защиты. На строгом лице матери затаились тревога и печаль. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности. Эта икона – величайшая святыня Руси.
Слайд №3. рис. 3 .Мадонна Лита, Леонардо да Винчи (Приложение 1). Здесь изображена женщина, кормящая своего ребёнка. Вглядитесь в лицо матери. Её лицо доброе, светлое, нежное. Взгляд Мадонны выражает заботу, любовь к ребёнку, доброту, нежность… (полон трепетного чувства и тихой умиротворённости). Слово «Мадонна» означает «Богоматерь, мама Бога». Мадонна думает о своём малыше… (о её глубокой любви к сыну). Во время кормления все мысли должны быть только добрыми, тогда доброта мамы передастся малышу – не только с нежным взглядом, но и с молоком. Она держит своего малыша нежно и бережно. Можно сказать, что мама и младенец счастливы.
Слайд №4. рис. 5 «Петроградская Мадонна». К. Петров-Водкин (Приложение 1). В этой картине художник прославляет женщину с младенцем на руках. Посмотрите на эту картину. Художник изобразил фигуру женщины, думая об иконных образах Богоматери, о мадоннах с
младенцем в живописи, превращая юную работницу в символический образ
8
материнства. Женщина с ребенком на руках — воплощение истинных ценностей, ребенок — самое дорогое для нее, она стремится уберечь его от опасностей жизни. Самый характерный жест — рука мадонны, прижимающая к груди маленькую хрупкую ручку сына. Выражение глаз, вызывает жалость и сострадание. Мать и ребёнок, как
символ вечной жизни и добра. Её главная забота – это забота о ребёнке, о его настоящем и будущем. Простота зеленого с красным наряда мадонны еще больше подчеркивает контраст между внешностью и душой.
В воображении художника образ матери, несёт в себе вечную потребность самоотверженной, бескорыстной любви к своему ребёнку, а через него ко всему человечеству.
Воспитатель. Мы с вами посмотрели художественные произведения, которые отражают образ матери.
Воспитатель. Ребята, а сейчас давайте расскажем о наших мамах.
Далее физ. минутка. Игра «Мама».
Мама спит. Она устала, (дети встают в круг, стоя на месте поют)
Ну и я играть не стала.
Маме надо отдыхать, (дети поют и идут «на цыпочках», сужая круг, к маме)
Маме хочется поспать. (отходят от неё, расширяя круг)
Я на цыпочках хожу, (сужают круг)
Маму я не разбужу. (расширяют круг)
Воспитатель. Ребята, вы все любите своих мам. Давайте к предстоящему празднику «День Матери» сделаем подарки мамам. Дорисуем портреты, используя эскизы, сделанные на предыдущем занятии (Приложение 2).
По желанию дети выбирают художественные средства для изображения, берут свои эскизы и приступают к творчеству.
Воспитатель. Вспомните что такое портрет, части лица (изображать кончиком кисти, как правильно расположить изображение на листе.
Представьте образ своей мамы (цвет глаз, форму лица, какие волосы цветом и длинной и т. д.).
Педагог оказывает помощь, если это необходимо (показывает на своём листе, следит за осанкой детей.
Далее проводится физ. минутка (для пальцев рук) : «Карандаш» (Приложение 2).
Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
После физ. минутки дети продолжают рисовать.
Воспитатель. Вот и готовы наши портреты.
Проводится игра «Мамочка, какая?» (ласковая, добрая, милая, нежная и т. д.).
Воспитатель приглашает детей полюбоваться рисунками (портретами). Юные художники рассматривают рисунки друг у друга.
- Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портретах? Все мамочки получились красивые, милые, прекрасные, потому что, все детки любят своих мам. В фойе нашего детского сада мы оформим выставку ваших работ «Милой мамочки портрет» (Приложение 3, чтобы все могли посмотреть ваши рисунки, а потом вы подарите портреты своим мамам на предстоящий праздник «День матери».
Наше занятие закончено. Молодцы!
Заключение.
Я считаю, что поставленная цель и задачи, мною выполнены.
9
Дети знают и называют название икон, репродукции художников, о празднике «День матери». Проявляют интерес к основам древнерусской живописи. Знают что такое портрет и его составные части. Умеют самостоятельно выбирать средства для создания образов.
Краткая беседа о содержании занятия. Продуктивная деятельность дала свои результаты. Ребята отразили в своих работах своё отношение и впечатления полученные на занятии, любовь и трепетность к самому близкому для них человеку – маме. Эта тема послужила созданию проекта «Мамочка любимая». Оформлена выставка детских рисунков в холле ДОУ «Милой мамочки портрет». Экспозиция данной выставки экспонировалась в городском Музее (Приложение 4). Мною и работниками музея проведён конкурс рисунков по данной теме. Жители и гости города голосовали за наиболее понравившиеся работы.
Победителям вручены памятные призы и грамоты. Данное событие опубликовано в газете «Экспресс» (Приложение 5).
Список используемых источников.
1. Алексий II, бывший Патриарх Московский и Всея Руси. О духовном образовании и духовном воспитании. / / Православное слово. №1 М. ,2005 г.
2. Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» С-Пб Детство Пресс 2010г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №3 2002г.
4. З. Зинченко «Детям о православной вере» / - М. : Благовестник, 1999.
5. Т. С. Комарова «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников» / - М. : Педагогическое общество России, 2005.
6. Р. Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» / - М. : Сфера, 2004.
7. Автор: Т. Н. Коровина Название: Школа рисование от А до Я. Рисуем портрет. Издательство: Книжный клуб "Клуб семейного досуга" Год: 2011
8. Соколова В. И. Живая вода. Основы православной культуры. Серия: Библиотека учителя. Феникс. 2009г.