МААМ-картинки

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников

Анна Михайленко
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников

Фонетико-фонематическое нарушение речи – это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное незавершенностью фонематических процессов у детей с сохранным физическим слухом и интеллектом.

Это нарушение выражается в:

заменах звуков более простыми по артикуляции

искаженном произношении звуков (боковое, горловое, межзубное, носовое)

недифференцированном (смягчённом) произношении звуков

нестойком употреблении звуков (смешение в сложных словах, в самостоятельной речи)

Публикация «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников» размещена в разделах

Результатом снижения фонематического слуха являются трудности операций звукового анализа и синтеза (трудности выделения заданного звука в слове, отбор картинок и придумывание слов с заданным звуком и т. д.).

В школьном возрасте: пропуск букв, замены букв, перестановка букв и слогов.

Преодоление ФФН у дошкольников.

1. Проведение диагностического исследования ФФНР: различение неречевых и речевых звуков, повторение слоговых цепочек, разных по акустическим и артикуляционным характеристикам.

2. Развитие фонематического восприятия на основе неречевых звуков, позже на речевых звуках.

3. Развитие фонематического внимания, слуховой памяти.

Рекомендации родителям:

Упражнения на узнавание неречевых звуков:

1. Знакомим ребенка с 3 звучащими предметами: послушай «песенку» (звеним, стучим, трясем предметами для получения звука). Затем взрослый предлагает ребенку отвернуться, на слух определить, чья «песенка» звучала.

2. Перед ребенком 5 предметов из разного материала. Взрослый деревянным карандашом извлекает из каждого предмета звук. Ребенку предлагается посмотреть, послушать и называть, что звучит. Позже предлагается выполнение только со слуха, т. е. ребенок отворачивается и называет звучащий предмет.

3. Ребенку предлагается со слуха определить ранее знакомые предметы и действия с ними взрослого, и рассказать о них.

4. В одинаковые по размеру и материалу баночки насыпают разные сыпучие продукты (гречку, манку, рис, макароны, или мелкие предметы (скрепки, пуговицы, фантики от конфет, фольгу и т. п.). Ребенку предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждой баночки. Потом поочередно встряхивая, угадывать, что в ней находится. Или сделать по типу игры «Мемо» и находить среди звуков, такой же (образец).

5. Воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отсуткивании – короткий звук (по предмету) и проигрывании на муз. инструменте (дудочка, пианино, губная гармошка)- длительный звук. Взрослый проигрывает ритм и просит повторить ребенка.

Упражнения на различение одинаковых по высоте, силе и тембру звукокомплексов:

1. «Отгадай, кто тебя позвал?» Взрослый предлагает ребенку отвернуться и угадать по голосу, кто его позвал.

2. «Кто так говорит?» Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя» и проговаривать любую фразу, изменяя тональность, силу и тембр голоса.

Упражнения на различение близких по звуковому составу слов:

1. «Поймай звук». Взрослый предлагает ребенку хлопать в ладоши, когда услышит определенный звук (С). Взрослый проговаривает ряд звуков с паузами, среди которых есть условленный. Далее, к звуку добавляется 2 звук (сэ, ка, по, са). Ребенок хлопает в ладоши на условленный звук.

2. «Поймай слово». У ребенка зеленый и красные круги (палочки, шарики и т. п.). Взрослый предлагает ребёнку поднимать красный круг, если слово произнесено неверно и зеленый – верно (банан, баман, каман, банан и т. д.).

3. «Назови похожее слово». Взрослый предлагает ребенку повторить за ним слова, и назвать похожие по звучанию.

4. «Рифмовки». Взрослый предлагает ребенку, подобрав подходящее рифмующееся слово, закончить каждое двустишие. (Шёл по лесу шустрый мишка, на него свалилась (шишка)

Упражнения на дифференциацию слогов:

Взрослый предлагает ребенку повторять «смешные» песенки:

1. С разной ударностью: та-та-та’, ма-ма’-ма.

2. С общим гласным и разными гласными: та-то-ты, ва-ву-вы.

3. С общим согласным и разными гласными: та-ка-па, на-ва-да.

Упражнения на дифференциацию фонем:

«Поймай звук». Взрослый предлагает ребенку хлопать в ладоши, когда услышит определенный звук (С). Взрослый проговаривает ряд звуков с паузами, среди которых есть условленный. Далее, к звуку добавляется второй звук (сэ, ка, по, са, короткие слова (мак, сок, ток). Ребенок хлопает в ладоши на условленный звук.

Выполняя такие простые игровые задания, ребенок легко научится употреблять в речи нормативные звуки родного языка.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап. М., 2018.

2. Ткаченко Т. А. Фонематическое восприятие. М., 2018.

3. Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. СПб. 2018.

4. Филичева Т. Б., Орлова О. С., Туманова Т. В. Основы дошкольной логопедии. М., 2019.

5. Гаубих Ю. Г. Словарь логопеда. М., 2020.

6. Уварова Т. Б. Фонетические ритмо-рифмовки для коррекционной работы. М., 2018.

7. Назарова Е. В. Тетрадь-тренажер для развития фонематического слуха у детей с 4 до 7 лет. СПб., 2019.

8. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет. СПб., 2019.

9. Кирьянова Р. А. Игры со словами для развития речи. СПб., 2010.

Публикации по теме:

Фонетико-фонематическая логосказка «Цыплёнок Цып. Звук [Ц]» Цели: закрепление произношения звука [Ц], развитие фонематических представлений, навыков звуко-слогового анализа, составления и чтения слов.

Фонетико-фонематическая логосказка для детей подготовительной к школе группы «Мышка Лола и мышонок Лёня. Звуки [Л] и [Л’]» Цели: дифференциация звуков [Л] и [Л’] на слух и в произношении; развитие фонематических представлений, навыков звуко-слогового анализа.

Фонетико-фонематический логорассказ для детей подготовительной группы «Зоя. Звук [З]» Цели: закрепление произношения звука [З], развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа, составления и чтения слов из.

Фонетико-фонематический логорассказ «Соня и Сима. Звуки [С] и [С’]» Цели: дифференциация звуков [С] и [С’] на слух и в произношении; развитие фонематических представлений, навыков звуко-слогового анализа.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звук [К’]. Утёнок Кеша» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [к’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [Д] и [Д’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Автор публикации:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников
Опубликовано: 28 апреля 2022 в 15:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Михайленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД