Папки-передвижки

Формирование доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в контексте новой реальности

ЕЛЕНА КАЛМЫКОВА
Формирование доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в контексте новой реальности
▼ Скачать + Заказать документы

Привычное для всех понимание дошкольной образовательной организации, которое носит присматривающий характер и даёт основные знания, умения и навыки, необходимые первокласснику в школах, уже вытесняется более широким взглядом на становление личности ребенка в условиях детского сада. В контексте новой реальности и в условиях реализации ФГОС ДО одной из задач является создание благоприятных условий развития детей с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Публикация «Формирование доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в контексте новой реальности» размещена в разделах

В требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования отмечено: «Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности».[3]

На формирование доброжелательных чувств у детей дошкольного возраста к сверстникам наряду с семьей, безусловно, оказывает группа детского сада, где дети имеют близкие интересы и которую, по существу, нужно рассматривать как первую детскую организованную малую группу, выполняющую ряд социализирующих функций. И, по мнению, А. И. Аржановой, Л. В. Артемовой, Р. С. Буре, В. Л. Вороновой, В. А. Горбачевой, Р. И. Жуновской, Р. Н. Ибрагимовой, Я. Л. Коломинского, В. Г. Нечаевой, Л. А. Пеньевской, Т. А. Репиной, Р. М. Римбург, группа детского сада имеет определяющее влияние на становление личности дошкольника, развитие его инициативности, организаторских способностей и социальной активности. [8]

В то же время, как исследователями, так и педагогами-практиками в последние годы обращается внимание на ряд негативных проявлений дошкольников в обществе сверстников. По данным исследования А. А. Рояк, примерно у 30% детей дошкольного возраста преобладает эгоистическая устремленность. Автор также анализирует трудности во взаимоотношениях детей, конфликтующих со сверстниками, приводит многочисленные конфликтные ситуации, возникающие вследствие нарушения гармоничных взаимоотношений между детьми. А первопричиной, на наш взгляд, является поведение самих родителей, изменение моральных взглядах, которые носят, к сожалению, потребительский характер, когда все подменяется материальной стороной вопроса. Мы, так же, видим, как происходит подмена человеческого общения виртуальным. Уже трехлетние малыши «зависают» в компьютере. Чем сводят на нет все усилия педагогов в формировании доброжелательных чувств к сверстникам. Многим родителям кажется, что малыши пока еще не в состоянии дать оценку ни своему, ни чужому поступку, что их капризы пройдут сами собой и ребенок начнет понимать, как ему относится к другим детям, как в детском коллективе, так и в обществе.

Еще в 1963 году в своём исследовании Ф. С. Левин - Щирина доказала, что уже на шестом году жизни ребенок все более способен руководствоваться в своем поведении не только личными желаниями и интересами, но и требованиями и интересами окружающих взрослых и детей. Эта мысль получила дальнейшее развитие в исследованиях Р. И. Жуковской, Т. А. Марковой и др. Установлено, что в различных видах деятельности создаются возможности для формирования положительных взаимоотношений между детьми, характеризующихся взаимной уступчивостью, взаимоконтролем, взаимной требовательностью (Л. В. Артемова, Д. В. Менджерицкая, Р. С. Буре, А. П. Усова и др.). [5]

Конечно же, большая роль в формировании доброжелательных чувств у дошкольников к сверстникам отводится воспитателю. Приветливый тон, доброжелательный настрой, тактичность, дружеские отношения с детьми, открытость в общении, душевность - всеми этими качествами должен обладать человек, воспитывающий детей. Ребенок по собственной воле подражает человеку, которого любит, уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похож. Поэтому по нашему мнению для каждого педагога должно стать девизом высказывание А. И. Острогорского «Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя».[2]

И, конечно же, добиться положительных устойчивых результатов по формированию доброжелательных чувств у детей дошкольного возраста к сверстникам возможно только при взаимодействии с семьями воспитанников. Только системная работа ДОУ по формированию доброжелательных чувств у старших дошкольников к сверстникам, сотрудничество ДОУ и семьи таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны - опыт общения с взрослыми, с другой стороны - опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него гуманных и доброжелательных чувств к сверстникам. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами, их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности - важное и необходимое условие для воспитания разносторонне развитой, творческой, гуманной личности.

Список литературы.

1. Давыдова Л В «Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников» - М. : «Просвещение», 2014.

2. Галинок Е О «Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей» - М. : Просвещение, 2015.

3. Елисеева Л. Д. «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников» - М. : «Скрипторий 2003», 2016.

4. Жукова И. Н. «»Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики» - М. : ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2011.

5. Кобзева О. Л. «Я, ты, мы: социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет» - М. : Просвещение, 2015.

6. Козырева С. А. «Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками» - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2010.

7. Пономарева М. А. «Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения» - М. : ТЦ «Сфера», 2013.

8. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. «Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция» - М. : «Владос», 2015.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по формированию доброжелательного отношения к окружающим «Добрые слова» Цель: Формировать доброжелательное отношение к окружающим. Оказывать помощь другу. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным.

Формирование эмоционального отношения к продукту изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди.

Доклад «Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС до» Тема: «Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». В период дошкольного детства происходит.

Формирование музыкального вкуса у детей старшего дошкольного возраста Формирование музыкального вкуса у детей дошкольного возрастаВ культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем.

Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения их к мордовскому декоративно – прикладному.

Формирование позитивного отношения к труду и представления о мире профессий у детей дошкольного возрастаФормирование позитивного отношения к труду и представления о мире профессий у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте дети получают первые представления о роли труда в жизни человека и общества. В этом возрасте они знакомятся с трудовой.

Формирование произвольности у детей старшего дошкольного возраста Памятка для родителей Формирование произвольности у детей старшего дошкольного возраста При формировании у дошкольников произвольности,.

Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста Формирование уважительного отношения к культуре своего народа детей младшего и среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальным.

Консультация для воспитателей. Формирование у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду. Ознакомление с профессиональной деятельностью близких взрослых позволяет дошкольникам осознать личностную и социальную значимость труда.

Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Строительство новой школы»Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Строительство новой школы» Экскурсия для детей старшего дошкольного возраста «Строительство новой школы» Цель. Познакомить детей с различными строительными специальностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в контексте новой реальности
Опубликовано: 18 января 2018 в 23:46
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в контексте новой реальности» (включая файлы) размещена пользователем ЕЛЕНА КАЛМЫКОВА (УИ 526210) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД