Ирина Сороковикова
Формирование произвольности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей
Формирование произвольности у детей старшего дошкольного возраста
При формировании у дошкольников произвольности, взрослый должен:
- Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял, сделав своей, тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
- Направлять ребенка, помогать ему в достижении цели;
- Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
Публикация «Формирование произвольности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.
Умение организовать рабочее место, поддерживать на нем порядок, своевременно начинать работу важные навыки, которые необходимо формировать у ребенка к началу школьного обучения.
На основе общего развития поведение ребенка перейдет на уровень разумного, управляемого, контролируемого. Посредником в этом процессе всегда является взрослый человек: он направляет ребенка, учит контролировать свое поведение, оценивать свою деятельность.
Взрослый должен научить ребенка:
- понимать и принимать задачу, ее цель;
- планировать свою деятельность;
- подбирать средства для достижения цели;
- оценивать результаты своей деятельности;
- принимать помощь взрослых при выполнении задания.
Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца. Родители часто позволяют ребенку остановиться на половине пути: знает и ладно, красиво делать научится потом, и допускают ошибку.
Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца. Надо приучать ребенка думать и о результате (не быстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть).
Родители нередко утверждают ребенка в его нежелании думать о качестве своей работы, когда пытаются оградить от излишних переживаний по поводу получаемых отметок: не важно, что ему ставят. Главное, что он старается, делает как может, этого достаточно.
Следует нацеливать ребенка на стремление к хорошему результату: не просто «как может», а так хорошо, насколько он способен, ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Учеба это постоянное совершенствование навыков, к этому надо приучать ребенка уже в дошкольном возрасте.
На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросите ребенка самому найти их. Это первая форма самоконтроля.